«Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества»
методическая разработка (старшая группа)

Высоцкая Галина Владимировна

Нравственное  воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_nravtvennoe_vos-e.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Доклад

«Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества»

Подготовила воспитатель:

 Высоцкая Г.В.

ГБОУ ООШ №9

структурное подразделение

 «Детский сад «Звонкие голоса»

 г. Новокуйбышевска

г. о. Новокуйбышевск 2024г.

Слайд 2

В ком нет любви к стране родной,

Те сердцем нищие калеки.

Шевченко Т. Г.

Нравственное  воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.

Президент РФ Владимир Путин говоря о базовых задачах образования, отметил академика Лихачева Д. С, цитируя: "Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую"

Так одним из приоритетных направлений образования стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Слайд 3

Возникла проблема:

  • Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
  • Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
  • Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
  • Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Слайд 4

Для решения данной проблемы в нашем детском саду была создана временная творческая группа с целью:

  • Решение актуальных проблем совершенствования и развития образовательной деятельности;
  • Активизации деятельности педагогических работников;
  • Мобилизации педагогических сил для повышения качества образования;
  • Организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • Мобилизации творческого потенциала педагога, поддержка творческой самореализации личности в поисках новых эффективных форм повышения профессионального мастерства.

Направление работы нашей ВТГ – Духовно -нравственное  воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО.

Содержание и деятельность ВТГ организованно в соответствии с планом.

В начале работы ВТГ было заседание, на котором все члены ознакомились с положением, обсудили план. В рамках ВТГ мы решили создать виртуальный музей «Наша Самарская земля» 

 В создании музея принимают участие воспитанники всех возрастных групп детского сада, родители, педагоги.

Слайд 5

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода формирование духовно – нравственной культуры дошкольников через приобщение к истокам культуры народов населяющих Самарскую область (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, промыслами, с календарно-обрядовыми праздниками), приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

  • Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
  • Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
  • Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
  • Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
  • Привлечь родителей к активному участию в создании виртуального музея.

      Как объединить педагогов, обучающихся и их родителей в единое образовательное пространство, как приобщить детей к общечеловеческим ценностям? Это не менее сложная задача….

Слайд 6

Мы не первый год работаем в этом направлении и у нас наработана неплохая методическая база. Педагогами сада в 2019 году был создан детский календарь национальных праздников «Мы разные, но мы вместе!» Тематическое планирование календаря разработано с учетом календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.

Слайд 7

И мы решили отталкиваться от нашего тематического календаря.

     Национальные праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. В них сконцентрирована история этноса, система его ценностей, мировоззрение, сформированное столетиями. Они играют важную роль в сохранении исторической памяти и культуры своего народа, несут в себе эстетическую, духовную и воспитательную миссию, формируют у населения чувство любви к России, своей исторической Родине, а также уважения к себе и окружающим людям.

     Содержание Календаря национальных праздников основано на интеграции задач и содержании патриотического, интернационального и нравственного воспитания. В его основу вошли главные национальные, государственные праздники, памятные даты народов России, т. е. те праздники, которые в основе своей объединяют нас.

  • Международный день мультфильмов 28 октября
  • День народного единства 4 ноября
  • Международный день толерантности 16 ноября
  • День защитника отечества 23 февраля
  • Международный женский день
  • Международный день детской книги 2 апреля
  • День победы 9 мая
  • Международный день семьи 15 мая
  • День памяти и скорби 22 июня
  • День России 12 июня

День государственного флага 22 августа

Работу с воспитанниками начали  с началом  учебного года

Слайд8

Согласно календарю первый праздник - Международный день мультфильмов

    Когда мы знакомим малышей с культурой и традициями других стран, мы расширяем их кругозор и воспитываем в них толерантность.

Нашими помощниками в этом деле могут стать познавательные мультфильмы, в которых информация подается в легкой и увлекательной форме.

Педагоги подобрали насколько мультфильмов и видеороликов направленных на ознакомление с народными традициями.

Слайд 9

Совместно с родителям ко Дню народного единства была организованна выставка музейных экспозиций - «Сундучок народных предметов».

Наша экспозиция направлена на социально – эмоциональное развитие дошкольников через активное вхождение ребёнка в национальную культуру, присвоение доступного содержания культурно – исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания в условиях реализации ФГОС ДО. Выставка формирует понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре.  

Слайд 10

Так же в преддверии этого праздника в саду прошла выставка народных костюмов «Народы Самарской губернии».

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни и эстетически оформлять свой быт. Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”.

Слайд 11

 Эта выставка вдохновила нас на создание каталогов «Национальные костюмы»,  

Слайд 12

Воспитывать у детей патриотические чувства, вызывать чувство гордости за нашу армию, ее историю. Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают не всегда положительную информацию из телевизионных передач. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли и оберегали нашу Родину. Знакомя воспитанников с историей праздника «День Защитников Отечества», мы зарождаем в них чувства гордости и любви к Родине.

Слайд13

В этом году в нашем детском саду прошла акция «Мы Vместе». Совместно с родителями педагоги и дети собрали гуманитарную помощь бойцам СВО и передали ее через добровольцев. Получив обратную связь от бойцов с передовой, дети своими глазами увидели важность каждого в жизни страны.

Слайд14

Мама — самое нежное, самое понятное слово на земле. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь.

Международный женский день,- один из самых душевных праздников, он вызывает трепетное чувство не только в детских сердцах, но и взрослые относятся к нему с теплотой.

Первый шаг, первое слово, первая игрушка  - это все мама. Кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как  она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает  историю своего народа. Кукла не рождалась сама, ее создает мама. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной.  Членами творческой группы создается каталог: «Куколка тряпичная - игрушка отличная».

Благодаря  работе в данном направлении,  у детей повышается интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах.

Слайд 15

Международный день детской книги 2 апреля

В преддверии Международного дня детской книги мы создали волшебную книгу национальных сказок «Дети мира» - это объект историко-культурного наследия, который соединяет в себе реалии нашего многонационального государства с историей земли, на которой мы живем. Данный сборник может быть полезен тем, кто интересуется прошлым своей родины. В книге собраны сказки  различных народов. Главная цель создания «Книги национальных сказок» - воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям.

Педагогами также были созданы каталоги дидактических и сюжетно-ролевых игр и бесед «Лучше нет Родного края»

Слайд 16

«День победы!» Выбор этого праздника не случаен, нас объединила победа, которая сплотила все народы благодаря подвигам наших предков, которые останутся в памяти потомков навечно.

Уже много лет в детском саду мы приобщаем наших воспитанников и их родителей к всероссийской акции «Бессмертный полк».

Слайд 17-18

В 20219 году наш коллектив учувствовал в смотре конкурсе музеев боевой славы «Герои отечества». Педагогами с помощью родителей воспитанников был создан музей «Войны священные страницы навеки в памяти людей».

Слайд19

Этапами подготовки музея стали:

  • Выставка творческих работ «Мы наследники победы»;
  • Мини проект  «Звезда героя»;
  • Участие в конкурсе патриотической песни среди молодежи г. о. Новокуйбышевск Самарской области «Я люблю тебя, Россия!»;
  • Посещение воспитанников музея истории города Новокуйбышевска;
  • Участие в школьном концерте для ветеранов ВОВ
    «Поклонимся, великим тем годам»

С того времени традицией детского сада стало:

  • Ежегодное участие в областном конкурсе «Песни Победы»
  • Проведение музыкально-литературного салона: «Песни, с которыми мы победили»
  • Ежегодный конкурс чтецов: «Строки, опаленные войной»

Слайд  20

Итогом работы – стало создание «Книги памяти» - собранная информация о погибших и без вести пропавших участниках Великой Отечественной войны,  послевоенного периода на основе имеющихся воспоминаний семей.

Главная цель - дать возможность воспитанникам и родителям рассказать о своих близких. Установить тесное сотрудничество: родители-педагоги, родители-дети-педагоги; организовать работу по изучению истории Великой Отечественной Войны. Память о павших воинах защитников Отечества будет жить вечно, от поколения к поколению.

Слайд 21

День памяти и скорби

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Эта трагическая дата навсегда останется в памяти граждан нашего Отечества. В День памяти и скорби, по всей России и в других странах проходит торжественная акция, во время которой активисты молодёжных и других общественных объединений выходят на площади и воинские мемориалы и зажигают вместе с ветеранами «свечи памяти».

В нашем детском саду акция стала доброй традицией, которая объединяет людей разных поколений.

Слайд 22

Семья — не ячейка государства. Семья — это государство и есть. В преддверии этого праздника совместно с родителями наши воспитанники создали «Книгу семейных традиций», в которой они рассказывают о своих национальных  обычаях, своей культуре.

Слайд23

Мною создана диорама «Все дороги ведут к дому». С ее помощью дети могут увидеть дома и быт разных народов Самарской области.

Слайд 24

Государственный флаг России символ государства, в триаду государственных символов входят государственные герб, флаг и гимн, которые отображают историю государства, показывают настоящее и ведут в будущее.

Для знакомства с символикой нашей страны мною была создана интерактивная игра  «Государственная символика России».

Слайд 25

Рефлексия:  Нравственное воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущерблен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Обо всех своих начинаниях и опыте работы мы рассказываем в соц. сетях. Более подробно вы можете узнать, перейдя по ссылке: http://zvonkiegolosa.shkola6309.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственность – основа устойчивого здоровья общества и человека

Реферат на тему: «Нравственность – основа устойчивого здоровья общества и человека» Нравственное здоровье складывается в процессе формирования нравственности чело...

Доклад «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».

Как организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста. С чего начать ...

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран про...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...