Эстетическое развитие и воспитание детей младшего возраста через развивающую среду группы
статья

Тюрина Татьяна Юрьевна

Статья (из опыта работы) по теме «Эстетическое развитие и воспитание детей младшего возраста через развивающую среду группы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazovichok_tyurina_t.yu_.tekst_vystupleniya_na_rpmo.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое развитие и воспитание  детей младшего возраста через развивающую среду группы

«Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,

творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию опыт моей работы в группе по эстетическому воспитанию и развитию детей младшего возраста через развивающую среду группы.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет деятельность. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

Одним из важных условий реализации системы работы эстетическому развитию детей в детском саду является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

 Продуманная среда группы, сама побуждает детей к активности, проявлению инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве группы.

В группе  мы постарались создать все необходимые условия для осуществления работы по этому направлению.

Каждый ребёнок, придя утром в детский сад должен быть уверен, что его ждут, что он что-то сегодня узнает, с кем-то поиграет, что он сам интересен другим.

Чтобы день начался у ребёнка успешно, мы предлагаем ребёнку поместить свою фотографию на стенде «Привет, малыш!» Этот стенд размещён в группе и представляет собой «цветочную поляну», цветы на которой расположены по спектру радуги. Дети размещают свои фотографии на том цветочке, который им нравится.

Эстетическое воспитание и развитие детей в нашей группе происходит как во время специально организованной работы в центрах активности, так и  во время свободной деятельности они имеют открытый доступ к материалам из разных центров.

Работа в центрах активности осуществляется с помощью доски выбора,  дети обозначают свой выбор, выбранный центр активности и вид деятельности. Каждый центр в группе обозначается определенным цветом, ребенок на экране ставит свою фотографию, и воспитатель наглядно видит, какой вид деятельности предпочитает каждый ребенок.

Так в центре искусства, дети приобщаются к миру музыки, знакомятся с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, живописью, предметами народных промыслов, архитектурой. Сейчас мы только младшая группа и знакомство с видами искусств  происходит в группе. Но когда мы будем старше, в нашем детском саду есть изостудия и художественная галерея, где ребятам представиться  возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

В центре литературы мы с детьми читаем вслух художественные и познавательные книги. Для того чтобы лучше запоминалась последовательность эпизодов и герои произведения, мы с детьми создаем зарисовки сюжетов и героев. Для этого я заранее делаю заготовки в виде раскрасок к данному произведению.

А с детьми старших групп мы создавали  книгу в виде собственных иллюстраций.

Есть в нашей группе место для специально организованных выставок детских работ, выполненных на занятиях, которые находятся в приемной группы, а так же  свободной деятельности. Они привлекают внимание сотрудников, родителей, детей, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, формирует интерес к художественному творчеству.

Центр драматизации и сюжетно-ролевых игр тесно связаны между с собой. 

Драматизация осуществляется как со всеми детьми (например, во время группового сбора где дети  разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»), так и в центрах активности малыми  группами. Драматизацию знакомого сюжета можно включать в процесс сюжетно-ролевой игры (например, «семья» идет в «театр» смотреть спектакль по сказке «Репка»). Так же дети могут сами играть роли сказочных героев или поиграть с куклами би-ба-бо или пальчиковым театром.

Эстетическое воспитание связано со многими сторонами воспитания: социально-коммуникативное развитие, нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Так в нашей группе недавно появился работающий стенд «Деловые хлопоты». Приходя в садик, ребенок подходит к стенду «Деловые хлопоты», и выбирает обязанность или роль на целый день кем он будет. Например, официант (накрывает на стол), библиотекарь (выбирает книгу для группового чтения).

Совместная жизнь детей в группе  не обходится без ситуаций, требующих наведение порядка. Начиная с младшей группы мы постепенно вовлекаем детей в разработку правил группы. Правила сопровождают ребенка в течение всего дня. Располагаются правила группы в специально отведенной зоне группы. Данное наглядное пособие помогает расширить возможности педагога по формированию у детей навыков правильного поведения в детском саду (во время приема пищи, в помещении, в группе, во время передвижения по детскому саду, во время игр). Дети понимают правила, сами придумывают, зарисовывают их, следят за их выполнением.

В нашей группе разработано пока одно правило, в дельнейшем по мере взросления эти правила будут добавляться.

Таким образом, работа по эстетическому воспитанию в группе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»

Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Конспект ООД по Рисованию (ОО Художественно-эстетическое развитие) для детей младшего возраста второй младшей группы №1 по теме: «С днем Матери»

Конспект ООД по Рисованию (ОО Художественно-эстетическое развитие) для детей младшего возраста второй младшей группы №1 Тема: «С днем Матери»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

«Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию у детей раннего возраста через развивающие игры с использованием инновационных технологий». ОД на тему: «Приключение РобоКошки Шустрик и Котенка Быстрика»

Цель: Совершенствовать познавательные способности детей раннего возраста через развивающие игры и современные инновационные технологии Задачи:Образовательные:-Формировать представление у детей ра...