«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры»
материал (средняя группа)

Черкашина Мария Александровна

план работы по самообразованию. отчет о проделанной работе воспитателя средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №7 пгт Серышево

Отчет по самообразованию

«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

воспитатель:

Черкашина М. А.

пгт Серышево

2024г

План работы по самообразованию

Тема самообразования: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях.

 В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития.

Задачи:

1. изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.

3. Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.

Методы организации деятельности:

Практические - игра, метод игровой импровизации, упражнения.

Словесные - рассказ, чтение педагога, рассказ детей.

Беседа, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу помочь детям освоить навыки и умения, развить речь, внимание, память, творческое воображение.

Гипотеза:

Развитие речи детей дошкольного возраста возможно при условии, если:

  1. Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
  2. Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей, контроль за развитием речи воспитанников.
  3. Наличие системы работы с родителями.

Перечень вопросов по самообразованию:

1. изучение психолого-педагогической литературы;

2. разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

3. проектная и исследовательская деятельность;

4. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

5. продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

6. планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемые трудности в процессе развития речи по средством дидактических игр:

1. неумение представлять ребенком самого себя;

2. снижена речевая память;

3. невыразительная речь;

4. трудности диалоговой речи;

5. частичная или полная закрепощенность;

6. снижена эмоционально-волевая сфера.

Пути преодоления трудностей: более активное вовлечение детей в дидактическую игру, индивидуальная работа по развитию речи.

Предполагаемый результат: При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Отчет по самообразованию

Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Средний дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов).

Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. 

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Основные задачи по развитию речи детей среднего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Формирование словаря.

4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.

5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из этих задач, основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста являются:

Расширение словарного запаса детей.

Развитие звуковой культуры речи.

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической).

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями».

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы.

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. «Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры».

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровые действия и правила.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

Важно то, что между игровыми задачами, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные

3) словесные игры.

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы).

Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 4-5 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Проведение дидактических игр по развитию речи дошкольников включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

– объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

– определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

– подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми в их самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми среднего дошкольного возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.).

Главная дидактическая задача этих игр –  пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.).

Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.).

Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

Мониторинг по речевому развитию показал положительную динамику в развитии всех сторон речи детей 4-5 лет (произносительной, лексической, грамматической, связной речи). Это свидетельство того, что дидактические игры положительно влияют на развитие речи детей

В своей работе с детьми, я руководствуюсь следующими принципами:

- обеспечение эмоционального благополучия;

-формирование самостоятельности, инициативности и ответственности;

-равенство и сотрудничество;

- уважать мнение каждого ребенка;

-не поучать, а научить;

-каждый ребенок -индивидуальность!

Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

- идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

- наставником в выборе компьютерных программ, 

- сформировать основы информационной культуры его личности,

-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. 

ИКТ в своей работе использую, чтобы осуществлять:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

4. Оформление групповой документации, отчетов. 

5. Создание презентаций в программах Рower Рoint, Windows для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Личностно-ориентированные технологии.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

5. Игровая технология.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

Литература:

1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2011 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.: Академия, 2010г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М.: Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.

7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:    

Школьная Пресса. 2013г

Периодические издания

8. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г

9. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

10. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития....

«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»

В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Программа саморазвития воспитателя Салаевой Любовь Валентиновны «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год

Программа саморазвитиявоспитателя Салаевой Любовь Валентиновны«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

ПЛАН  по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...