ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)
В статье рассказывается об особенностях формирования патриотических чувств у дошкольников. Автор делится личным опытном работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассказывается об особенностях формирования патриотических чувств у дошкольников. Автор делится личным опытном работы в данном направлении.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, чувство, страна.
Сегодня, в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания дошкольников особенно актуальна и требует высокого внимания от педагога ДОУ. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности. Именно в нем закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в его основе лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
В своей работе руководствуюсь основными дидактическими принципами обучения:
- принцип доступности (учет уровня развития воспитанников);
- принцип последовательности (от простого к сложному);
- принцип целесообразности (отбор наиболее актуальных знаний для ребенка данного возраста);
- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);
- принцип историзма (сохранения порядка описываемых событий: прошлое, настоящее);
- принцип гуманности (умение воспитателя встать на позицию ребенка);
- принцип интегративности (учитывает сотрудничество с семьей).
Любая деятельность начинается с постановки целей и задач.
Цель моей работы: воспитание нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:
- Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Формирование бережного отношения к историческим и природным богатствам родной страны.
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
- Формирование элементарных знаний о правах человека.
- Расширение представлений о городах России.
- Знакомство детей с символами государства.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проходит через непосредственно образовательную деятельность, которая включает в себя:
*Художественное творчество: рисование, лепка.
*Физическое развитие.
*Формирование общественной жизни через целевые прогулки, экскурсии.
*Труд.
*Конструирование.
*Чтение художественной литературы.
Богатейший источник для нравственно-патриотического воспитания – устное народное творчество. С помощью сказок, песен, пословиц, загадок и поговорок приобщаем детей к главным нравственным ценностям, формируем представления о добре, любви, честности, верности, храбрости, красоте, трудолюбии и т.д. А потешки и прибаутки благодаря ласковой форме выражения и красивой напевности дарят ребятам тепло, заботу, нежность и веру в благополучное будущее.
Важное место в фольклорных произведениях отводится уважительному отношению к своему и чужому труду, подчеркивается его значимость для всей страны. Самоотверженность, чувство гордости за человека-труженика помогают воспитать также чтение рассказов о преданности профессии, смелости и ответственности. А в пословицах и поговорках очень точно можно обыграть различные жизненные ситуации, обсудить поступки и качества людей, что поможет детям в общении и построении отношений с окружающими.
Для воспитания любви к народному творчеству провожу занятия по изобразительному искусству, лепке из глины, теста, пластилина. Знакомлю детей с декоративной росписью, нетрадиционными техниками рисования и аппликативной деятельностью. Организую выставки работ, выполненных воспитанниками совместно с родителями, что улучшает атмосферу в семье и укрепляет связь детей с близкими.
В целях формирования чувства гордости за свою страну, организуем праздники ко дню защитника Отечества и 9 мая. Военные песни, стихотворения, участие в параде и благотворительных акциях, рассказы о подвигах наших солдат, встреча с ветеранами – все это способствует развитию высокого патриотического сознания, уважения к героям страны, желания оберегать и защищать Родину. Знакомство с государственной символикой проводим с помощью бесед, дидактических игр, мультимедийных презентаций и познавательных роликов.
Для развития патриотических чувств и нравственных качеств пополнили предметно-пространственную развивающую среду в группе: подобрали дидактические игры («Богатства нашей страны», «Флаг России», «Прогулка по родному городу», «Народные праздники» и т.д.), оформили стенды и плакаты, сюжетно-ролевые игры («Армия», «Моряки», «Космос»), подобрали художественные произведения, ИКТ.
Работа по патриотическому воспитанию детей связанна с их физическим развитием, т. к. будущие граждане России должны бать здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты. И в этой связи особую значимость имеет труд в природе, разнообразные природные акции, такие как «Поможем птицам зимой», «Сбережем растения» и т. д.
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учила детей самостоятельно решать проблемы, ¬возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как правильно общаться с детьми» и другие. Совместно с родителями готовили и оформляли фотоальбомы.
В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в решении проблем по благоустройству территории детского сада, подготовке тематических выставок, посвящённых памятным датам и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников будет эффективным и успешным благодаря целенаправленной работе и комплексному подходу с использованием различных форм, приемов и методов.
Список информационных источников
Методическая литература:
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: М., 2007.
Электронные ресурсы:
Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников.
URL (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-275654-1377706647.jpg)
"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"
Отдел образования администрации Чернянского района Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-295010-1380445598.jpg)
Из опыта работы «Роль русской народной игры в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Здесь предоставлен материал из моего опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-343557-1384713928.jpg)
«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-259001-1448786486.jpg)
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-551701-1484774061.jpg)
План Воспитательно -образовательной работы по формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своему народу его обычаям и традициям
материалы для руководителей дошкольных отделений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-353084-1385462790.jpg)
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Выпускная квалификационная работа
Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает спо...
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...