Игры для развития творческих способностей.
учебно-методический материал (старшая группа)

Вахрамеева Наталья

Игры для развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития творческих способностей.

«На что похожа фигурка?»

(И. Барташникова, А. Барташников)

Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.

Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, чтобы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.

Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.

Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик.

Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.

Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения.

Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.

В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.

«Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: изображения клякс.

Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.

Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.

Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.

При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.

«Сочиним историю»

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были...» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.

Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.

«Подарки»

Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.

Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.

Пользоваться словами может только взрослый.

Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.

«Угадай-ка»

Цель: развитие воображения.

Возраст: 5 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги.

Описание игры: 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.

Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.

На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше.

«Что бывает?»

Цель: развитие речи и мышления.

Возраст: любой.

Количество играющих: два или больше.

Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.

Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.

Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.

Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.

«Что потом?»

Цель: развитие творческого мышления.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...

Папа поймал большую рыбу...

После этого:

— Пруд стал мелкой лужей.

— Рыба перекусила леску и уплыла.

— Семья целый год ела рыбу.

— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.

Белоснежка кормила голубей...

Папа Карло стругал полено...

Аннушка пролила масло...

Воробьишка выпал из гнезда...

Бабушка испекла пирожки...

Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.

«Вопросы»

Цель: развитие творческого мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.

Например: писатель – сорока.

Почему писатель пишет о сороке?

Что делает сорока на окне у писателя?

Какие новости принесла писателю сорока?

Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?

1. Озеро – мысль.

2. Лампа – компьютер.

3. Шофер – тропинка.

4. Магнитофон – травинка.

5. Улица – пылесос.

Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.

«Найди причину»

Цель: развитие творческого мышления.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.

Например:

Одна рыбка гонялась за другой. – Маша спала.

Возможные причины:

– Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.

– Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.

– Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.

Оля пошла в подвал за картошкой. – Мама уколола палец.

Школа была закрыта. – У Васи закончилась красная краска.

Гоша разбил чашку. – В зоопарке родились тигрята.

Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.

«Дополни фигуру»

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

Возраст: 5лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.

Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.

Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития творческих способностей детей

Подбор игр, помогающихразвивать творческие способности детей дошкольного возраста...

игры на развитие творческих способностей

Игры на развитие творческих способностей Ассоциация Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово, например «сосулька», следующий игрок должен придумать слово, аналогичное п...

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Статья "Игры на развитие творческих способностей".

Игры на развитие воображения, творческих способностейнасыщают жизнь детей положительными эмоциями, формируют активную, целеустремленную личность, умение передавать свой замысел, выразить себя нестанда...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

Игра в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в игре...