"Мыльные истории" (краткосрочный проект)
проект (подготовительная группа)

Актуальность

Мыло всем знакомо и привычно, но многие не задумываются, откуда оно пришло. Дети даже не подозревают, что мыло можно изготовить в домашних условиях, и оно будет не чем не хуже магазинного.  Работа над проектом повысит культурно – гигиенические навыки и разовьет у детей творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mylo_2024.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 4 «Радуга»

Поспелихинского района Алтайского края

Проект

«Мыльные истории»

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Для детей подготовительной группы

Краткосрочный проект

Разработчик: Пустовойтенко Н.В.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

с. Поспелиха, 2024 г.

Краткая аннотация

Актуальность

Мыло всем знакомо и привычно, но многие не задумываются, откуда оно пришло. Дети даже не подозревают, что мыло можно изготовить в домашних условиях, и оно будет не чем не хуже магазинного.  Работа над проектом повысит культурно – гигиенические навыки и разовьет у детей творческие способности.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы «Солнышко»

Воспитатель: Пустовойтенко Н.В.

Родители (законные представители) воспитанников

Предполагаемый результат:

Дети:

- научатся варить мыло;

- научат друзей мыловарению;

- получат удовольствие от проделанной работы.

Родители:

- Повысят психолого-педагогическую компетентность по вопросу воспитания у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.

- Станут активными участниками образовательного процесса, партнерами ребенка в поиске и сборе информации по теме проекта.

Педагог:

- Повысит профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей.

- Обеспечит условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Временные рамки проекта: 09 января 2024г. – 29 февраля 2024г.

Ресурсное обеспечение:

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 128 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007. – 200 с.

5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006. – 64 с.

6. Уокер ДЖ. Мир вокруг нас от А до Я / Пер с англ. С.Э. Шафрановского. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 128 с.

Постановка проблемы

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление и экспериментирование как метод соответствует этим возрастным особенностям. Одной из задач  – привитие культурно – гигиенических навыков. Практика показала, что дети не любят мыть руки с мылом, делают это только под присмотром воспитателя. Наша задача привить им интерес к мытью рук, показать разнообразие свойств мыла, а сделать это можно в игре – экспериментировании. Именно поэтому  был разработан исследовательский проект «Мыльные истории».

Цель проекта: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с историей появления мыла;

- дать представления о свойствах мыла и его разновидностях;

- развивать логическое мышление; познавательный интерес, речь, творческие способности дошкольников; умение делать выводы и заключения;

- изготовить мыло в домашних условиях;

- вовлечь родителей в активное сотрудничество

1 этап подготовительный

1. Разработка и подбор методических материалов.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Создание развивающей среды.

4. Подбор необходимой художественной  литературы, иллюстраций по теме проекта, сбор образцов мыла.

5. Разработка мероприятий.

6. Консультации для родителей: «Как сделать мыло своими руками. Рецепты для начинающих»

2. Основной этап:

Мероприятия с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр презентаций

- Беседы

- СОД (совместно организованная деятельность)

- Рассматривание альбомов и иллюстраций

- Наблюдения

- Рисование

- Дидактические игры

- Пальчиковые игры

- Участие в конкурсах

Мероприятия по взаимодействию с родителями:

- Подборка иллюстраций о КГН.

- Подборка разных видов мыла для выставки «Виды мыла».

- Изготовление совместно с детьми мыла в домашних условиях.

- Подбор иллюстраций, изготовление альбомов

- Консультация для родителей: «Как сделать мыло своими руками. Рецепты для начинающих» (Приложение 2)    

3. Заключительный этап:

- оформление выставки «Виды мыла»;

- обогащение уголка чтения рассказами, сказками о мыле, альбомами для рассматривания «Виды мыла», «История появления мыла»», коллекция «Разновидности мыла», обогащение уголка творчества детскими творческими рисунками с использованием мыла;

-Участие в районном конкурсе «Продвижение. Первая ступень» с исследовательской работой «В магазин я не пойду, мыла я сама сварю».

Содержание

Разделы

Вид детской деятельности

Игровая деятельность, физическое воспитание

Дидактические игры: «Чем пахнет мыло?»

Физкультминутка «Кто умеет чисто мыться?»

Подвижная игра: «Пузырь», «Поймай мыльный пузырь!»

Чтение художественной литературы

Чтение стихов, сказок, историй о мыле, мыльных пузырях из Интернет источника

Ознакомление с окружающим миром, познавательное развитие

«Знакомство с историей мыла. Изготовление мыла своими руками» СОД (Приложение 1)

«Этот удивительный мир мыла» СОД

Беседа «История появления мыла»

Беседа: «Разновидности мыла»

Развитие речи

Чтение стихов, рассказов, беседы, загадки о мыле.

Пальчиковые игры: «Мою руки», «Моем руки», «Открываем колпачки» - игра с мыльными пузырями

Художественно-эстетическое воспитание.

Рисование

«Рисование мыльными пузырями»

Культурно - досуговая деятельность, конкурсы, выставки

Районный конкурс исследовательских работ: «Продвижение, первая ступень»

Творческая выставка «Рисуем мылом и мыльными пузырями»

Трудовое воспитание

Воспитывать любовь к труду, учить стирать кукольную одежду; поддерживать порядок на столе во время работы, учить доводить дело до конца.

Результат

Дети:

- В ходе реализации проекта дети расширили знания об истории возникновения пуговицы, о ее видах, ее многообразии, необходимости;

- расширились знания детей об окружающем предметном мире, повысился интерес к коллекционированию и экспериментированию с пуговицами, повысилась познавательно-исследовательская деятельность и творческая активность.

Родители (законные представители):

- Проявили большой интерес к совместной деятельности с ребенком: подбор мыла для коллекции, совместное изготовление мыла в домашних условиях.

- Стали активными участниками реализации проекта: подбор материала, изготовление альбомов, подбор иллюстраций.

- Повысилась мотивация к сотрудничеству с педагогом.

Педагог:

- Повысила профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей.

- Обеспечила условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение«Детский сад № 4 №Радуга»

Поспелихинского района Алтайского края

«Знакомство с историей мыла. Изготовление мыла своими руками»

Составила: Пустовойтенко Н.В.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

с. Поспелиха, 2024 г.

Цель: Познакомить с историей и разновидностями мыла и сделать мыло своими руками в домашних условиях.

Задачи:

познакомить с историей и разновидностями мыла (туалетное, хозяйственное, жидкое);

обогащать словарь детей новыми словами, дать представление о производстве мыла;

развивать интерес детей к опытно – исследовательской деятельности.

Предварительная работа: чтение произведений, просмотр презентаций о производстве мыла, беседа.

Оборудование и материалы: разные виды мыла, Презентация «История появления мыла», стаканчики, ложечки, формы, влажные салфетки.

Ход

  1. Организационный момент

 – Ребята, давайте встанем круг, крепко, крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

  1. Введение в игровую ситуацию

– Интересно, что за коробка у нас появилась? Да это же посылка. Отгадайте загадку и узнаете, что в посылке:

Не любит грязнуль, нерях,

Грязных шортиков, рубах.

Чтоб без сажи были лица,

Предлагает всем умыться.

А чтоб тело чистым было,

Вам поможет в этом ... (Мыло)

– Правильно, это мыло. Сколько здесь разных видов мыла! Мыло начали варить еще много веков назад, поэтому существует много версий об истории его возникновения. Конечно, раньше это было совсем не то мыло, каким мы привыкли пользоваться. Люди очищали тело песком — особенно мелким, умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. Длительное время для мытья употребляли древесную золу. Первое европейское мыло изготавливалось из животных или растительных жиров, смешанных с золой. Оно долгое время считалось медицинским средством и использовалось для обмывания больных проказой. Здоровые же люди продолжали пользоваться в гигиенических целях глиной и золой. Мыловарение в нашей стране развивалось самобытным путем. С годами процесс изготовления мыла усовершенствовали. Был создан заводской способ изготовления мыла с помощью кальцинированной или каустической соды. Современное мыло – это результат долгой работы химиков и технологов. Мыловаренные заводы представляют собой автоматизированные предприятия. Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.

Ребята, расскажите правила безопасности при пользованием мылом?

Дети: - нельзя брать мыло в рот, нельзя тереть глаза мыльными руками и нужно обязательно смывать руки.

– Ребята, а зачем нужно мыло? (Для того чтобы умываться, стираться, для уборки в помещении)

– Кто может жить на грязных руках? (микробы)

– Руки надо мыть с мылом, ведь вода отмывает не всю грязь.

Давайте посмотрим: мыло, которым мы моем руки называется туалетным. Оно может быть разной формы и иметь разный запах.

– Посмотрите, это тоже мыло, но оно какое-то не такое… Может кто-то знает, как оно называется? Кто-нибудь видел такое мыло? Для чего оно? (Рассматриваем и знакомимся с хозяйственным мылом).

Вот это мыло в бутылочке называется «Жидким мылом», первую очередь удобно в использовании. Как правило, жидкое мыло продается во флаконе с дозатором, а это означает его большую гигиеничность. В отличие от кускового мыла, на нем не скапливаются бактерии. Мы с вами рассмотрели разные виды мыла.

  1. Физминутка

– Вот пойдем мы по дорожке на носочках, а руки поставим на пояс,

Идем как косолапые мишки,

Теперь мы пойдем как пингвинчики, руки внизу, пятки вместе, носки врозь, маленькие шажочки.

Шли-шли, в лабораторию пришли.

  1. Лаборатория

Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты, анализы, научно-технические эксперименты, рассматривают различные предметы. В лаборатории всегда тихо и чисто. Людей, которые работают в лаборатории, называют лаборантами. А в нашей лаборатории мы – лаборанты и будем варить мыло. Я беру емкость с мыльной основой и ставлю ее в микроволновую печь, чтобы она растопилась, и мы могли с ней работать. Ребята, посмотрите, что нам понадобятся: ложка, стакан, краситель для мыла, отдушка и формочки.

Воспитатель: Вот и наша мыльная основа готова. Теперь я каждому в стакан наливаю мыльную основу, беру краситель и капаю в стакан, кому какого цвета, по две капли, затем беру отдушку (ароматизатор) и капаю также в стакан по две капли, а вы берете ложки и перемешиваете мыльную основу в стакане, держа его другой рукой за верхнюю часть!

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь выливаем наше мыло в формы. Воспитатель: Отлично! Дети, а пока мыло застывает, я предлагаю вам поиграть.

  1. Игра «Имитация процесса умывания»

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки краснели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки).

6. Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось? ( Ответы детей).

– Мыло – нам друг или нет? (друг)

- Правильно, будем с мылом мы дружить, будем часто руки мыть!

Ваше мыло уже застыло. Вынимаем его из формочки. Вы довольны результатом?

Приложение 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 4 «Радуга»

Поспелихинского района Алтайского края

Консультация для родителей

«Как сделать мыло своими руками. Рецепты для начинающих»

Составила: Пустовойтенко Н.В.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

с. Поспелиха, 2024 г.

Несмотря на то, что принято считать первые века нашей эры темными, мы обязаны ушедшим цивилизациям не только за то культурное наследие, которое нам было оставлено, но и за удивительные изобретения, которые мы используем и по сей день: например, бумагу, водопровод, канализацию, лифты и даже мыло! Да-да, именно мыло. Ведь невзирая на кажущуюся негигиеничность своего времени, древние народы активно использовали различные косметические и парфюмерные средства в обыденной жизни.                      По версиям ученых, еще около 6000 лет назад древние египтяне разработали и подробно записали на папирусах секреты производства мыла. Но, то ли папирусы были потеряны, то ли секреты мыловарения утрачены, и уже в Древней Греции способ производства мыла не был известен. Поэтому грекам не оставалось ничего, как только  очищать свое тело песком. Прообраз того мыла, которым мы пользуемся сейчас, по одной из версий, был заимствован у диких галльских племен. Как свидетельствует римский ученый Плиний Старший, галлы смешивали сало и деревянную залу, получая, таким образом, особую мазь.

Как сделать мыло своими руками — Рецепты для начинающих

Долгое время мыло оставалось атрибутом роскоши, но даже особо обеспеченные люди своего времени не имели возможности стирать белье с мылом — слишком уже это было дорого.

.как сделать мыло своими руками

Сейчас выбор сортов мыла не в пример широк, а ценник на него очень лоялен, поэтому купить себе мыло, в том числе и для стирки белья, могут многие.

Впрочем, следуя определенной рецептуре и технологии, сварить его может тоже абсолютно любой человек.

Те, кто варят мыло не в первый раз, знают, что для его производства лучше использовать жир и щелок. Также основу для мыла можно приобрести и в магазине. Ну, а для начинающих мыловаров в качестве основы отлично подойдет детское мыло.

Ингредиенты и пропорции в этом случае будут следующими:

детское мыло — 2 куска (вес каждого куска — 90 г),

оливковое масло (можно использовать также миндальное, кедровое, облепиховое и т.д.) — 5 столовых ложек,

кипяток — 100 миллилитров,

глицерин — 2 столовые ложки,

дополнительные добавки — на усмотрение.

   Рецептура приготовления мыла:

Мыло натирается на терке (обязательно мелкой). Чтобы чувствовать себя комфортно, лучше делать это в респираторной маске.

В это время в кастрюлю наливается глицерин и масло, которое вы используете. Кастрюлю необходимо поставить на паровую баню и нагреть масло.

Как сделать домашнее мыло

   В эту субстанцию начать всыпать стружку, чередуя ее с добавлением кипятка и не прекращая размешивать.

Все комки, которые остались, нужно размять, доведя смесь до состояния однородной массы.

    После этого кастрюля с содержимым снимается с огня и в нее добавляются ингредиенты, которые каждый считает уместным добавить. Это могут быть эфирные масла, соль, травы, овсяные хлопья, различные семена, кокосовая стружка, мед, глина. Именно они и будут определять свойства, аромат и цветовую гамму мыла.

После этого необходимо разложить мыло по формочкам (детским или для выпечки), предварительно обработав их маслом. После того, как мыло остынет, его надо вынуть из формочек, положить на бумагу и оставить подсыхать на 2-3 дня.

Чтобы мыло было не только ароматным, но и насыщенным по цветовой гамме, в него можно добавить естественные красители:

Как сделать мыло своими руками

— белый цвет может придать сухое молоко или белая глина;

— свекольный сок даст приятный розовый оттенок;

— морковный или облепиховый сок сделают мыло оранжевым.

   Самая часто повторяющаяся ошибка новоявленных мыловаров — добавление лишнего количества эфирных масел, которые могут привести к появлению кожной аллергии.

   Если мыло делается для ребенка, то лучше вообще исключить из его состава всевозможные масла. А вот если переборщить с травами, то они будут царапать кожу и вызывать раздражение.

   Но настоящий профессионализм в любом деле приходит только с опытом, так что дерзайте, экспериментируйте и все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект на тему "Мыльные пузыри"

Хочу представить вашему вниманию детский исследовательский проект, автор которго - мой воспитанник Каталымов Кирилл - стал победителем в номинации "Умные опыты" межрегионального конкурса проектно-иссл...

Проект «Все про мыло мыльное, пузырчатое»

Проект знакомит с историей мыловарения в России и процессом изготовления, с  правилами изготовления мыльного раствора...

проект "всё о мыльной пене"

опыты для детей младшего возраста...

"Что такое мыльный пузырь?" ( Детский проект совместно с семьей)

Детский проект " Что такое мыльный пузырь?" Ответы на вопросы: Можно ли приготовить самим мыльные пузыри? Что такое мыльный пузырь? Как он образуется? Какие пузыри бывают? Что еще можно использовать д...

Проект «Мыльные замки» .Знакомство младших дошкольников со свойствами мыльной пены.(вторая младшая группа)

Результатом проекта «Все о мыльной пене»  явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены. Итоговым мероприятием проекта было проведение иг...

Проект для детей младшего возраста " Всё о мыльной пене ".Знакомство дошкольников со свойствами мыльной пены.

развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. ...

Проект "Загадка мыльных пузырей" (с элементами нетрадиционного рисования. Рисование мыльными пузырями)

Актуальность: С раннего детства мы знакомы с удивительными свойствами мыльного пузыря. И дети, и взрослые всегда с интересом наблюдают, как мыльный пузырь витает в воздухе, переливаясь всеми цветами р...