Консультация "Баба Яга или детские страхи" 07.05.2024
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

"Баба Яга или детские страхи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baba_yaga_ili_detskie_strahi.pptx306.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Баба Яга и детские страхи Педагог-психолог Чернова Юлия Александровна Консультация для родителей

Слайд 2

Уважаемые родители, я предлагаю поговорить о некоторых наиболее распространенных детских страхах. А это значит, что придется нам с вами познакомиться с теми чудовищами, которые пугают детей. Они приходят, если можно так сказать, из двух миров: мира фольклора и мира сказок. Из них, например, явился знакомый всем детям Бармалей. Что же, касается других сказочных героев, то, нет спору, самыми страшными из них оказываются Кощей и Баба Яга. Эти персонажи - плод человеческой фантазии, когда люди верили в сверхъестественные явления и существование как божественной, так и нечистой силы, вроде дьявола, ведьм, чертей и бесов. Баба Яга - воплощение всех таинственных и необъяснимых сил природы. Вообще же, главное ее занятие - уносить непослушных детей к себе и отправлять в печь, ехидно и злорадно усмехаясь при этом. Не лучше ее и Кощей - коварный и жестокий. В каком же возрасте дети верят в существование Кощея и Бабы Яги и особенно боятся их? Кощей, его современный аналог Бармалей и Яга - наиболее часто завладевает воображением мальчиков в три, а девочек в четыре года. Это наиболее важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Неудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их эмоционально дети чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, - своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство остроты и глубины чувств ребенка. Есть дети не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителей ребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. И дети, можно сказать, в младенчестве усваивают , что только так и можно себя вести .

Слайд 3

Однако полное отсутствие страхов - не всегда безусловный плюс. В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность , отсутствие глубины переживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность. Страх перед чудовищами соединяется нередко у младших дошкольников с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это и понятно: ведь согласно своему "репертуару", Яга уносит к себе для расправы непослушных детей. А ведь бывает, что и нормальный ребенок не слушается родителей. Кощей и Яга действуют коварно, из-за угла, часто в кромешной тьме. Вот почему ребенок слезно просит родителей не оставлять его в темноте, приоткрыть дверь и сидеть рядом. Ему становится легче, спокойнее и уже не чудятся повсюду ужасы. Некоторые не в меру рациональные родители во что бы то ни стало стремятся как можно раньше разбить детскую веру в существование сказочных персонажей вообще, а уж страшных в особенности. И нередко жалуются, что у них это не получается. Подобными действиями родители мешают развитию эмоциональности ребенка, формированию чувства сострадания и сопереживания. Ведь жалость и сочувствие к униженным, обездоленным чудовищами персонажам сказок и являются для малышей начальной школой гуманизма. Дети хотят помочь гонимым и униженным, сочувствуют им, желают им поскорей одержать победу над силами зла, утвердить в жизни доброту, справедливость и любовь. Знакомясь с различными перипетиями сказочных событий, ребенок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для ее преодоления.

Слайд 4

И в жизни ему, увы, неоднократно придется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман, прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки - это школа распознавания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей . Если же делать из Кощея и Яги безобидных злодеев, чуть ли не вызывающих жалость к себе, что видишь то и дело в современных детских спектаклях, то в сознании ребенка могут необратимо смешаться понятия добра и зла. Дети перестают правильно реагировать на опасность, а то и начинают пренебрегать ею, что в дальнейшем окажет плохую услугу при встрече с реальной угрозой. Пусть за Кощеем и Ягой сохранится право быть такими, какие они есть. И уж постарайтесь не брать их в союзники. Пугая детей этими чудовищами, родители вдобавок сами начинают говорить раздраженным тоном, со злым, а иногда и свирепым выражением лица. Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже может понять вымышленный характер этих персонажей. Если же страх продолжает жить, взрослым надо задуматься и спросить себя: Все ли делают для того, чтобы малыши чувствовали себя любимыми, счастливыми и уверенными в себе, а не изгоями и беззащитными существами?

Слайд 5

Дольше держится такой страх у детей, не посещающих детский сад, часто болеющих и чрезмерно опекаемых взрослыми. А если ребенок растет дома, лишен общества сверстников, страхи могут не исчезнуть. При прочих равных условиях чаще боятся Кощея (или его подобия - Бармалея ) мальчики, лишенные полноценного общения с отцом. Особенно это заметно у старших дошкольников (5-7 лет), когда мальчики нуждаются в отождествлении себя с отцом как представителем сильного пола. Авторитет отца в эту пору исключительно велик. Еще бы, у малыша бурно растет потребность в общении со сверстниками, а для того чтобы быть принятым в компанию, нужно соответствовать определенным правилам мальчишеского поведения. Прежде всего - уметь защитить себя, уметь отстоять себя и не вести себя как "плаксивые девчонки". Хорошо, если ребенок видит такой пример в семье. "Еще сложнее ситуация у мальчиков из неполной (следствие развода) семьи, где мать нередко пытается играть роль отца, а черты характера сына, напоминающие отцовские, не признает и осмеивает. Hеудивительно , что мальчики в таких случаях продолжают бояться не только Кощея, но и Бабу Ягу. Они не способны постоять за себя, беззащитны и неуверены .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...