«Неизведанное рядом»
материал (подготовительная группа)

Эльвира Аюпова
Тема самообразования: «Неизведанное рядом»
Современный образовательный процесс направлен на поиск новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает опытно-экспериментальная деятельность.
     В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования выделены следующие качества: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).                
    Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего-то нового.
     Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
    В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
    В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
    Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Данные качества способствуют к дальнейшему, более успешному обучению детей в школе.
    Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной работы для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цель и задачи:
 
Цель: Повысить свой профессиональный уровень в области «Экспериментирование» через теоретическое изучение и способствовать развитию у детей познавательной активности и любознательности через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
Изучить литературу по теме «Детское экспериментирование»
Создание интересной для детей предметно-развивающей среды
Образовательные:
- знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира
- расширять у детей представлений о химических свойствах веществ
- обучать детей в умении пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов
- формирование умения работать в команде
Развивающие:
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость).
- развитие мыслительных способностей, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать
- развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Неизведанное рядом. Вода.

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим -  вода....

Неизведанное рядом. Воздух.

Опытно-эксперементальная работа -воздух....

Неизведанное рядом. Песок. Глина.

Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Неизведанное рядом»

 Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах; - учить решать несложные проблемы;- упражнять в согласов...

Программа по экспериментированию "Неизведанное рядом"

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию окружающего мира....