Календарно-тематическое планирование в средней группе. Народные промыслы.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Календарно-тематическое планирование в средней группе. Народные промыслы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема недели: «Народные промыслы» (11.03-15.03).

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством, с народными промыслами.

Задачи: расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрёшка и др.); знакомить с народными праздниками (Масленица).

Взаимодействие с семьями воспитанников: Папка-передвижка «Широкая масленица». Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе (раскраски, дымковские и филимоновские игрушки, картинки с народными костюмами, с изображением Масленицы, книги с русским фольклором). Папка-передвижка «Матрешка». Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций». Индивидуальные беседы по запросу родителей.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник 11.03

Утро

Утренняя гимнастика. (картотека комплексов утренней гимнастики в средней группе (комплекс 12))

УТРЕННИЙ КРУГ № 27 (см. картотеку)

Беседа «Масленая неделя» (познакомить с праздником Масленицы; расширять знания и представления о русских народных праздниках; развивать слуховое внимание, логическое мышление; активизировать словарь; совершенствовать умение ориентироваться во времени; развивать мелкую моторику, координацию; приобщать к русской истории).

Д/и «Из какой сказки герой» (продолжать учить узнавать названия русских народных сказок по их героям).

Рассматривание альбома «Дымковская игрушка» (приобщать детей к социально-культурным ценностям, формировать представления о дымковской игрушке).

Д/и «Найди такой же узор» (развивать зрительное внимание, память, мышление).

Работа по формированию КГН. Контроль за своим внешним видом (учить детей осознанно относиться к своей внешности, обращать внимание на свой внешний вид, понимать, что значит выглядеть опрятно). Трудовые поручения «Наведение порядка» (учить детей самостоятельно наводить порядок в группе).

ОД

9.00-9.20 Познавательное развитие (окружающий мир/природа). Знакомимся с деревянными игрушками. (Николаева С.Н. Экологическое воспитание в средней группе детского сада, с.138) Задачи. Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление о том, что мягкие породы дерева можно легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к их изготовлению.

9.30-9.50 Художественно-эстетическое развитие (рисование). Веселые матрешки (хоровод). Задачи. Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов-майданская). Учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Прогулка

Прогулка №6 (март) (Картотека прогулок).

Работа перед обедом

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» (воспитывать любовь к русским народным сказкам и чтению книг).

Вторая половина дня

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Гимнастика после сна. (картотека комплексов гимнастики после сна в средней группе (комплекс 13)).

Д/и «Скажи наоборот» (активизировать в речи слова-антонимы).

Беседа «Дымковские и богородские игрушки» (расширять представления о труде взрослых. Формировать бережное отношение к сделанному руками человека).

Рисование «Украшение платья дымковскими узорами» (формировать умение передавать в рисунке особенности дымковской росписи, развивать эстетический вкус).

П/и «Сидит, сидит зайка…».

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ (см. картотеку)

Д/и «Маша-растеряша» (учить детей находить предметы по описанию).

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда. Беседа «Микробы – наши враги».

Патриотическое воспитание.

Рисование портрета "Моя мама".

Организация РППС для самостоятельной деятельности 

см. паутинку

Прогулка

Продолжение утренней прогулки. Обратить внимание детей на изменения в природе утром и вечером.


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник 12.03

Утро

Утренняя гимнастика. (картотека комплексов утренней гимнастики в средней группе (комплекс 12))

УТРЕННИЙ КРУГ № 27 (см. картотеку)

Беседа «Филимоновская игрушка» (познакомить детей с филимоновской игрушкой, элементами ее росписи, цветовой гаммой узоров).

Д/и «Пригласим матрешек в гости» (учить детей соотносить предметы по величине, цвету производить сравнение различными способами).

Предложить книги и иллюстрации с изображением игрушек и посуды народного творчества (воспитывать интерес к народной культуре).

По развитию речи (обучение рассказыванию) (учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ об игрушке).

Работа по формированию КГН.

Учимся пользоваться носовым платком (обсудить с детьми, как нужно действовать при кашле и чихании, как правильно пользоваться носовым платком).

Самообслуживание «Наши вещи в порядке» (учить детей аккуратно складывать вещи, размещать на стуле, выворачивать вещи на лицевую сторону).

ОД

9.00-9.20 Художественно-эстетическое развитие (лепка). Барашек (по мотивам филимоновской игрушки). (Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет, с. 95)

Задачи. Познакомить детей с филимоновскими игрушками (животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку.

10.15-10.35 Художественно-эстетическое развитие (музыка) по плану музыкального руководителя.

Прогулка

Прогулка №7 (март) (Картотека прогулок).

Работа перед обедом

Чтение художественной литературы: р. н с. «Лиса-лапотница» (обраб. В.Даля) (познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено).

Вторая половина дня

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Гимнастика после сна. (картотека комплексов гимнастики после сна в средней группе (комплекс 13)).

СРИ «Как котик в гости ходил» (знакомить с обычаем хождения в гости с гостинцами).

Наблюдение «Выращивание лука» (Николаева С.Н. Экологическое воспитание в средней группе детского сада., с.127) (отметить изменения, которые произошли с луком. Продолжать учить делать зарисовку лука в банке).

Упражнение «Далеко – близко» (снять напряжение с глаз, способствовать тренировке глазных мышц).

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ (см. картотеку)

«Наклей фигуры» (учить намазывать клеем всю фигуру, аккуратно ее приклеивать).

Д/и «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать» (продолжать развивать умение правильно вести себя за столом, правильно держать ложку, пережевывать пищу с закрытым ртом и т.д.)

Экологическое воспитание.

Экологическая сказка «Нет места мусору!»

Организация РППС для самостоятельной деятельности 

см. паутинку

Прогулка

Продолжение утренней прогулки. Обратить внимание детей на изменения в природе утром и вечером.


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда 13.03

Утро

Утренняя гимнастика. (Картотека комплексов утренней гимнастики в средней группе (комплекс 12))

УТРЕННИЙ КРУГ № 27 (см. картотеку)

Беседа «Колыбельные   песенки» с рассматриванием иллюстраций» (познакомить ребят с особенностями колыбельных песен. Рассказать о любви русского народа к песне).

Рассматривание альбома с изображениями дымковских игрушек (обратить внимание детей на колорит, основные элементы узора).

Д/и «Что сначала, что потом» (развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи).

Д/и «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать» (продолжать развивать умение правильно вести себя за столом).

Работа в уголке природы. Обрезка комнатных растений (познакомить детей с новой трудовой операцией, рассказать, для чего проводится весной обрезка растений).

ОД

9.00-9.20 Познавательное развитие (математика). Занятие 25. Порядковые числительные. Счет по образцу. Количество и цифра. Влево, вправо. [Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти».], с.66). Задачи. Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5); различать количественный и порядковый счет; правильного ответа на вопросы «сколько?», «какой по счету?». Учить соотносить количество предметов с цифрой; различать понятия «влево», «вправо»; устанавливать последовательность событий.

10.15-10.35 Физическое развитие. По плану инструктора по физической культуре.

Прогулка

Прогулка №8 (март) (Картотека прогулок).

Работа перед обедом

Чтение потешек «Жил у бабушки козел», «Идет лисичка по мосту…», «Кот на печку пошел…». (приобщать детей к русскому фольклору).

Чтение перед сном: Брюсов В.Я. «Колыбельная».

Вторая половина дня

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Гимнастика после сна. (Картотека комплексов гимнастики после сна в средней группе (комплекс 13)).

СРИ «Укладываем дочку спать» (развивать умение распределять роли и самостоятельно организовывать игру, применять в игре знакомые колыбельные, потешки, прибаутки).

Работа в уголке книги. Рассматривание иллюстраций с целью поиска ответа на вопрос «Как художники изображают зверей в сказках» (обратить внимание детей на то, что в сказках художники изображают зверей как людей: в одежде, на двух лапах. Продолжать работу по формированию интереса к книге).

Строительная игра «Терем-теремок» (продолжать развивать умение сооружать постройки, обыгрывать их сюжетами из знакомых русских народных сказок).

П/и «Уголки». (Степаненкова Э.Я.  Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет., с. 74)

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ (см. картотеку)

Сравнивание дымковских игрушек

(учить детей анализировать, находить сходства и отличия, развивать наблюдательность, связную речь).

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда. Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Работа по приоритетному направлению.

Организация РППС для самостоятельной деятельности 

см. паутинку

Прогулка

Продолжение утренней прогулки. Обратить внимание детей на изменения в природе утром и вечером.


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг 14.03

Утро

Утренняя гимнастика. (Картотека комплексов утренней гимнастики в средней группе (комплекс 12))

УТРЕННИЙ КРУГ № 27 (см. картотеку)

Беседа «Русская матрешка» (продолжать знакомство   с народными промыслами – русской матрешкой).

Рассматривание альбома «Матрешки» (познакомить с разнообразием росписи русских матрешек).

Д/и «Найди матрешку в группе» (развивать внимание и память).

Упражнения с карандашами, орехами, массажными мячиками (развивать мелкую моторику, способствовать укреплению здоровья).

Д/и «Какие бывают фигуры» (закрепить знания о геометрических фигурах.

Работа по формированию КГН.

Беседа «Когда и как мы пользуемся салфеткой» (закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости).

Дежурство по столовой «Самостоятельно сервируем стол» (закрепляем у детей умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурных по столовой, учить правильно и последовательно сервировать стол).

ОД

9.00-9.20 Речевое развитие. Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч. Задачи. Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет., с. 69).

9.25-9.45 Художественно-эстетическое развитие (музыка) по плану музыкального руководителя.

Прогулка

Прогулка №9 (март) (Картотека прогулок).

Работа перед обедом

Чтение р.н.ск. «Заяц-хваста» (помочь детям понять содержание услышанного; воспитывать интерес к фольклору).

Вторая половина дня

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Гимнастика после сна. (Картотека комплексов гимнастики после сна в средней группе (комплекс 13)).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Отдел игрушек» (учить детей выбирать роль и подбирать соответствующие ей атрибуты, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий: выбирать товар, класть в корзину, проходить к кассе, расплачиваться за покупку).

Игра-забава «Карусель» (учить детей кружиться в парах, тройках, держась за руки, обогащать двигательный опыт).

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ (см. картотеку)

Игр. упр. «Обведи и раскрась национальный костюм» (развивать мелкую моторику)

Упражнение «Послушная вилка» (учить правильно, пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение рук) брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта).

Работа по формированию безопасного поведения.

О профилактике заболеваний. Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. (Авдеева Н.Н., с. 96-98).

Организация РППС для самостоятельной деятельности 

см. паутинку

Прогулка

Продолжение утренней прогулки. Обратить внимание детей на изменения в природе утром и вечером.


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница 15.03

Утро

Утренняя гимнастика. (Картотека комплексов утренней гимнастики в средней группе (комплекс 12))

УТРЕННИЙ КРУГ № 27 (см. картотеку)

Беседа «Кто народ веселил (скоморохи, петрушки) (познакомить с потешным фольклором (дразнилки, скороговорки). Развивать способность воспринимать художественный образ. Формировать эмоциональную отзывчивость).

Масленичные гуляния (воспитывать интерес к обрядам русского народа, знакомить с атрибутами данного праздника, создавать настроение для веселья и радости от любимых игр, затей).

Д/и «Кто спрятался» (закрепить знания детей о русских народных игрушках).

Работа по формированию КГН.

Учить следить за своим внешним видом (развивать у детей самоконтроль за соблюдением правил личной гигиены, формировать навыки содержания своей внешности в порядке).

Дежурство по занятиям (привлечь детей к оказанию помощи воспитателю по подготовке материалов к занятию).

ОД

9.25-9.45 Физическое развитие. По плану инструктора по физической культуре.

9.55-10.15 Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Солнышко. Задачи: Продолжать знакомить детей с народным праздником -Масленицей и её символами. Продолжать обучать детей работе с ножницами, бумагой, клеем. Продолжать формировать у детей умение разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять изображение солнышка из готовых кругов и полосок.

Прогулка

Прогулка №10 (март) (Картотека прогулок).

Работа перед обедом

Чтение художественной литературы: р. н.  п. «Гуси, вы гуси», «Барашеньки» (учить детей внимательно слушать потешку; запоминать небольшие и простые по содержанию произведения).

Вторая половина дня

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Гимнастика после сна. (Картотека комплексов гимнастики после сна в средней группе (комплекс 13)).

Д/и «Составление дымковских узоров» (учить детей, рассматривая дымковские игрушки, выделять детали узора).

Слушание песни «Ой, блины, блины, блины…» (приобщать к русским традициям, побеседовать с детьми о том, любят ли они блины, с какой начинкой могут быть блины)

Хозяйственно-бытовой труд. Моем игрушки (предложить детям рассказать, как и для чего необходимо мыть игрушки, предложить выбрать необходимый инвентарь, разделить фронт работ, проверить правильность расстановки игрушек)

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ (см. картотеку)

Д/и «Третий лишний» (по предметам народной домашней утвари).

Формирование культуры поведения за столом (учить детей сохранять осанку, правильное положение за сто лом, контролировать положение ног и локтей).

Вечер развлечений.

МК лепка дымковской игрушки.

Организация РППС для самостоятельной деятельности 

см. паутинку

Прогулка

Продолжение утренней прогулки. Обратить внимание детей на изменения в природе утром и вечером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Народные промыслы, гулянья»

Дети  имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте «Народные промыслы, гуляния» позволит о...

Конспект НОД для детей средней группы "Народные промыслы на весёлой ярмарке"

Данный конспект разработан для детей 4-5 лет. Необычная структура НОД - прогулка по весёлой ярмарке позволяет детям посредством ярких образов, игр, познакомиться с народными промыслами....

Календарно-тематическое планирование в средней группе «Народное творчество. Культура, традиции»

Календарно-тематическое планирование в средней группе «Народное творчество. Культура, традиции»...

Проектно-тематическое планирование в старшей группе " Народные промыслы России"

Мы живем в такое трудное время, когда нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Только подлинная культур...

Краткосрочный проект в средней группе "Народные промыслы"

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели Возраст детей: 4-5 лет Проблема: В современное время п...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Народные промыслы Белогорья"

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Народные промыслы Белогорья»                ...

Проект в средней группе "Народные промыслы России"

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов». Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Именно на...