консультация для педагогов " Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах"
консультация (младшая группа)

консультация для воспитателей "Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация18.24 КБ

Предварительный просмотр:

                           Консультация для воспитателей 

           «Социально-коммуникативное развитие  

в режимных моментах»

    В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально- коммуникативного развития являются: - усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов.

    Основным видом деятельности социализации детей, является игровая деятельность. Но, для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

       Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности. Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности. Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.

Приведем несколько примеров:  1. ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его. Примеры: - символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада; - правила группы; - утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное; - «минутка шалости» и «минутка тишины». - читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают; - день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2. условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому: - воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия; - воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку; - фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.

3. социальные дистанции: - повязка у дежурного по столовой, по занятиям; - руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку; - флажок у того, кто замыкает строй. Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности детей.

 Один из ритуалов, с которого начинается день это «Утренний круг» - когда дети собираются вместе, чтобы  порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости  или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные  планы, проблемы, договориться о правилах. 

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое  приключение, образовательное событие, дети договариваются о совместных  правилах группы,  обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, (развивающий диалог). 

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми,  присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте  занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20  минут. 

Структура «Утреннего круга» 

Проводиться в форме развивающего общения (диалога). 

1. Приветствие или «Минутка вхождения в день» 

2. «Новости дня»: обмен информацией. 

3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика. 

4. Игра по теме периода. 

5. Планирование или календарь дел. 

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться  на непосредственно образовательную деятельность. 

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он  становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых. Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов  организации свободного общения и развития речи воспитанников,  возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает  развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для  детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что  немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что  чувствуешь. 

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента  режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на  весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном  процессе в целом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

ОО «Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах.

Сетка  совместной образовательной  деятельности по  ОО «Социально - коммуникативное развитие в  режимных моментах.Старшая  группа Сюжетно – ролеваяМесяц Этапы...

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют прие...

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах в ДОУ

социально-коммуникативное развитие в режимных моментах в ДОУ...

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Консультация для педагогов«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...