Статья по теме: «Лэпбук как средство формирования культурно–гигиенических навыков у детей третьего года жизни»
статья

Царёва Ольга Викторовна

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно-гигиенических навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Лэпбук как средство формирования культурно–гигиенических навыков у детей третьего года жизни»

Выполнила: воспитатель Царёва Ольга Викторовна

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно-гигиенических навыков и умений.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из главных задач, которую ставит Программа в области «Физическое развитие» является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формировании у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек. Целевые ориентиры ФГОС ДОУ на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок имеет «начальное представление о здоровом образе жизни»; воспринимает здоровый образ, как ценность; а также овладевает культурными средствами.

Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 – 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Однако на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. Родителям проще сделать всё за детей, самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.

Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно – гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребёнка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребёнка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приёмам, которые помогают выполнить задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются.

Чтобы заинтересовать детей, привить желание самим выполнять действия, связанные с их формированием, мы разработали лэпбук по формированию культурно-гигиенических навыков. У детей появиться возможность в игровой форме самим и с помощью воспитателя учиться, повторять и закреплять материал.

В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что лэпбук будет способствовать культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни при условии: использование лэпбука в течение года; использование лэпбука в разных режимных моментах; использование игр шнуровок.

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые формы и эффективные методические средства и приемы. К ним смело можно отнести лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство развития детей, разработанное американскими педагогами, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под российскую систему обучения детей Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми в ДОО.

«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, поэтому лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а

добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Лэпбук:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами (несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чем привлекательна данная форма работы?

1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.

2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.

3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку с учетом индивидуальных возможностей.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Лэпбук также является наглядно-практическим методом обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Заключение

Использование лэпбука в ДОО является отличным способом закрепить определенную тему в образовательной деятельности с детьми, осмыслить содержание темы, в процессе которой дети младшего дошкольного возраста участвуют в поиске, анализе и сортировке информации. Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются, чтобы поиграть, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Таким образом, наше предположение об эффективности использования лэпбука в процессе формирования культурно – гигиенических навыков полностью подтвердилось. Также мы убедились, что для достижения высокого уровня сформированности навыков самообслуживания необходимо комплексное использование и разумное сочетание разных педагогических приемов. Однако среди возможного многообразия приемов работы, лэпбук занимает центральное место и помогает значительно повысить уровень сформированности гигиенических навыков детей.


Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. 1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
  3. . Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.
  4. 3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 с.
  5. Каплан Л. Посеешь привычку, пожнешь характер. – М.: Просвещение, 1980.
  6. 3. Лямлина Г.М. Воспитание культурно – гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание – 1976 – №2.
  7. 4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.
  8. 5. Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

В данной публикации я представляю проект по формированию навыков здорового образа жизни во второй младшей группе, который является выпускной аттестационной  работой по профессиональной пере...

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни".

Воспитание есть ни что иное, как привычка. Жан Жак Руссо Известно, что самые прочные привычки, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка пол...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Статья на тему: «ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

Является общеизвестным фактом, что здоровье человека закладывается в детстве. У ребенка организм очень пластичен, гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. ...