"Использование элементов говорящей среды в период адаптации детей раннего возраста"
материал (младшая группа)

Морозова Татьяна Викторовна

В период адаптации малыш часто испытывает тревогу из-за разлуки со значимым для него взрослым. Ребёнок с опаской относится к новым взрослым, а также боится быть брошенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_.docx470.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов говорящей среды в период адаптации детей раннего возраста

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия.

В период адаптации малыш часто испытывает тревогу из-за разлуки со значимым для него взрослым. Ребёнок с опаской относится к новым взрослым, а также боится быть брошенным. Ребёнок в раннем возрасте не ориентируется во времени. Время – самая сложная категория для понимания дошкольников. Для нас с вами понятия времени естественно, но дети не воспринимают данную категорию. Рассудите сами, предмет я могу потрогать, цвет – увидеть, а время – это как? «Мама придет через 30 минут / 1,5 часа» - данная формулировка ребёнку не понятна, поэтому  мы используем в своей работе «Ленту времени».

C:\Users\Татьяна\Desktop\АДАПТАЦИЯ\20240126_084600.jpg

Она представляет собой иллюстрации режимных моментов детского сада. Ребёнок наглядно видит то, что  будет происходить в детском саду. Лента времени может выглядеть как книжка-раскладушка, либо, как единое полотно с изображением иллюстраций режимных моментов, в зависимости от количества времени пребывания ребёнка в детском саду (до прогулки, до обеда, после сна, после полдника). Ребёнок может отслеживать каждый режимный момент, такое наглядное обозначение позволит малышу понять, когда придёт мама (или другой взрослый).

Лента времени помещается в группе на уровне глаз детей.  Ребенку проще ориентироваться, когда он может проследить последовательность линейно. Очень важно использовать при этом небольшое количество картинок, только ключевые моменты режима дня. Можно использовать предмет или игрушку – как маркер, который дети смогут передвигать от одной картинки к другой. Таким образом, легко отслеживать течение режима и понимать на какой временной картинке они сейчас находятся: «Мы поиграли, погуляли, пообедали, значит: сейчас время сна. Далее по ходу прогресса адаптации добавляем в ленту времени новые этапы режима дня.                

        Чем больше информации у детей, тем меньше тревоги о детском саде, как месте, где он будет находиться: о том, куда ушла мама; о том, когда вернётся мама и, что будет делать ребёнок, пока её не будет. Таким образом, малыш постепенно привыкнет к новым ситуациям, новым людям, детскому саду.

В дальнейшем мы планируем использовать «Ленту времени» для решения задач познавательного и речевого развития: для изучения времени (времена года, части суток, дни недели и т.д.), а также систематизировать и углублять знания детей по разным темам.

C:\Users\Татьяна\Desktop\АДАПТАЦИЯ\20240123_112856.jpgПомимо ленты времени, в период адаптации нами  используется инструмент говорящей среды «Приложи свои ладошки и зарядись хорошим настроением». Это для тех детей, кто пришел с плохим настроением или в течение дня ребенку стало грустно. В такой ситуации мы предлагаем подойти к солнышку, приложить свои ладошки, к ладошкам солнышка, чтобы они отдали детям свою теплоту и поделились добротой. Детям очень нравится «заряжаться» энергией от солнца. И сейчас уже сами подходят или подводят другого ребенка и получают хорошее настроение. Им очень нравится «заряжаться» энергией от солнца.

С целью создания эмоционального комфорта, психологического благополучия, а также уменьшения адаптационного периода, у каждого ребёнка в группе есть семейный фотоальбом. Семейные фотографии – эта важнейшая поддержка. Символ присутствия родителей, их любви. Дети ощущают «живое» присутствие родных, погружаются в атмосферу семейного микроклимата. В дальнейшем альбомы будут пополняться фотографиями и рассказами детей.

C:\Users\Татьяна\Desktop\АДАПТАЦИЯ\20240123_162004.jpg

Благодаря использованию «Ленты времени»  и элемента говорящей среды «Проложи свои ладошки и зарядись хорошим настроением», семейных фотоальбомов  адаптация детей в нашей группе прошла успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Построение развивающей среды дае...

Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста (планирование)

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные дидактические возможности. Исходя из этого мы решили использовать возможности МФЖ для создания благоприятных условий...

Статья на тему: "Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, спо...

"Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "Кроха" Статья на тему:«Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста"Подготови...

Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.

Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...

Использование ресурса музыкально - игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Этот материал будет полезен для воспитателей,  музыкальных руководителей ДОУ, чтобы  создать  условия для диалогического общения, атмосферы доверительност и доброжелательности в п...