Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
консультация (младшая группа)

Козлова Анна Валерьевна

В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,6 до 3 лет, я ставлю перед собой одну из главных задач – создание благоприятной обстановки для лёгкой адаптации, приходящих в детский сад малышей. Ну, а, чтобы здесь им было комфортно, уютно и интересно нужна продуманная, особенная развивающая среда. Ведь когда детям интересно, и они всё время заняты полезным делом, то и у окошка в ожидании мамы незачем стоять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

Выступление из опыта работы

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

 в различных видах деятельности»

 в рамках городского методического объединения воспитателей раннего возраста

Козлова Анна Валерьевна,

воспитатель,

I квалификационная категория

Дата выступления:

30.03.2023 г.

г. Мончегорск

В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,6 до 3 лет, я ставлю перед собой одну из главных задач – создание благоприятной обстановки для лёгкой адаптации, приходящих в детский сад малышей. Ну, а, чтобы здесь им было комфортно, уютно и интересно нужна продуманная, особенная развивающая среда. Ведь когда детям интересно, и они всё время заняты полезным делом, то и у окошка в ожидании мамы незачем стоять.

Как бы красиво не называли новые технологии, а «сенсорику» ещё никто не отменял, потому что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Итак, сенсорное воспитание:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Соблюдая поэтапность сенсорного воспитания, я включила процесс формирования представлений о сенсорных эталонах в более широкий диапазон деятельности ребёнка. Это такие деятельности, как:

• игровая

• коммуникативная

• трудовая

• познавательно-исследовательская

• продуктивная

• художественно-эстетическая

• чтение художественной литературы

• двигательная

• совместная деятельность

Таким образом, я способствую овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим, и поэтому организуя игры с малышами, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

Коммуникативная деятельность:

• игры с мячом в кругу

•игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш)

• пальчиковые игры

• «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)

• чтение художественной литературы

Трудовая деятельность:

•трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате

•приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?»

• Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду предметы, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру). В своей работе тесно взаимодействую с педагогом-психологом, которая в свою очередь помогает снять эмоциональное напряжение, тревоги, агрессию, помогает создать условия для обеспечения эмоционального комфорта.

• Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки».

Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.)

Продуктивная деятельность.

Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий)

игры с конструктором-лего (крупным и мелким)

игры с развивающими кубиками «Сложи узор»

игры с мозаикой нескольких видов (по форме, величине и цвету) «Бусы для нанизывания»

игры с различными шнуровками.

Лепка из теста. У детей кипит любознательность в совместной деятельности. Малыши  с удовольствием лепят с пластичного материала и выполняют из него простые фигуры, ведь именно тесто очень мягкий и нежный материал для лепки.

Такой вид деятельности в раннем возрасте развивает глазомер, творческие способности, усидчивость, мелкую моторику и воображение.

Важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить их не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.

Рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами).

Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».

Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».

Художественно-эстетическая деятельность

• Игры на развитие фонематического слуха

•Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка)

• Игры с самодельными звучащими предметами

•Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо)

• Народная игрушка (неваляшки, свистульки)

Двигательная деятельность

•Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками.)

•Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами.

• Босохождение по «Дорожкам здоровья».

Чтение художественной литературы

• Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)

• Книжки из разных материалов

• Книжки с музыкальными эффектами

• Красочные книжки разных размеров.

Таким образом, происходит объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении.

Я уверена, что главная задача сенсорного восприятия, которая решается благодаря комплексному объединению информации от всех видов детской деятельности, осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Свое выступление хочу закончить такими словами:

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

           В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому из нас необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

Сенсорное развитие детей раннего возраста в игровой деятельности

Игры с куклами, прищепками , вязаным конструктором для развития сенсорных навыков у детей раннего возраста....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности.В. А. СухомлинскийРанний возраст является наиболее отв...