ЦЕЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Самосовершенствование – путь к профессионализму»
проект

Шепенева Анжелла Николаевна

Целевой образовательный проект «Самосовершенствование – путь к профессионализму» направлен на профессиональный рост  педагогов,  с учетом  ведущих мотивов педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shepeneva.docx70.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

ЦЕЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Самосовершенствование – путь к профессионализму»

Подготовила:

Шепенева Анжелла Николаевна,

старший воспитатель высшей категории,

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Старощербиновская 2019 г.

Аннотация проекта.

Целевой образовательный проект «Самосовершенствование – путь к профессионализму» направлен на профессиональный рост  педагогов,  с учетом  ведущих мотивов педагогической деятельности. В проекте представлен материал по изучению основных мотивов педагогической деятельности, по  развитию профессиональных качеств и самосовершенствованию  педагогов дошкольной образовательной организации. Данные материалы могут быть использованы заместителем заведующего, старшим воспитателем, методистом дошкольной образовательной организации.  

Содержание.

Актуальность данного проекта.

4

Цели, задачи, нормативные документы.

5

Содержание проекта.

6

 Социальные партнёры

9

План-график реализации проекта.

10

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

11

Критерии эффективности

12

Перспективы дальнейшего развития проекта.

13

Используемая литература, интернет – ресурсы.

14

Приложения.

15

Актуальность проекта.

 Современное образование предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно — образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач государством перед дошкольным образованием, как первой ступенью общего образования. Педагогический состав ДОУ, осуществляющий свою деятельность в режиме развития, должен быть готов к постоянному профессиональному саморазвитию.

От профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения зависит перестройка образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, как в содержательном, так и в организационных аспектах.  В сложившихся условиях необходимость профессионального роста педагогического работника становится очевидным условием успешной работы не только конкретного сотрудника, но и образовательной организации в целом. Однако, вместе с практической необходимостью управления профессиональным ростом педагогов, существует противоречие:
- между усложнением профессиональной деятельности педагога ДОУ, появлением новых функций в должностных обязанностях и снижением мотивации к профессиональному росту педагога дошкольного образования, что демонстрируют результаты проводимых мониторингов мотивации производительности труда педагогов ДОУ  в 2017 и в 2019 году. В сравнении – общий балл в среднем по учреждению: 2017 год – 150 баллов; в 2019 – 120 баллов (использована  «
Анкета по оценке мотивации педагогов образовательного учреждения», приложение № 1). 

 На 1 сентября 2019 года в учреждении   работают 11 педагогов, из которых два являются внутренними совместителями по разным должностям. Таким образом, в штате учреждения 8 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, старший воспитатель и педагог-психолог. Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией от общего числа педагогических работников составляет 55%; педагогов с высшим профессиональным педагогическим  образованием 36%. Молодых педагогов – 18%,  работающих пенсионеров – 18%. Наблюдается снижение активности педагогов в профессиональном росте, на что указывают отказы педагогов  от участия в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок, нежелание проходить аттестацию с целью установления квалификационной категории. То есть, данный проект в реальное время актуален для МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской.     

Цель проекта:  способствовать профессиональному росту педагогов, исходя из ведущих мотивов педагогической деятельности.

Основные    задачи       проекта:

  • Выявить мотивы профессиональной деятельности педагогов;
  • Создать условия для развития профессиональной мотивации;
  • Поддерживать личностный и профессиональный рост педагогов;
  • Способствовать повышению удовлетворенности педагогической деятельностью.

Новизна данного проекта состоит в усилении индивидуализации процесса сопровождения, применении «Коучинг» - технологии при сопровождении процесса профессионального роста педагогов.

Содержание проекта.

Теория технологии сопровождения профессионального роста педагогов раскрыта в работах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, М.Г. Коджаспировой, Ю.В. Слюсарева, М.И. Рожковой. Технологии развивающего сопровождения направлены на помощь педагогу в преодолении трудностей, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, и являются непрерывным процессом формирования и создания условий, необходимых для успешного роста педагога ДОУ. Основу системы сопровождения процесса профессионального  роста педагогического персонала ДОУ, составили следующие принципы:

  • Эффективность: предполагается управление профессиональным ростом педагогов с минимальными затратами и с наибольшим экономическим результатом.
  • Прогрессивность: организация управления профессиональным  ростом соответствует всем зарубежным и российским нормам.
  • Перспективность: при формировании целей профессионального роста главное направление идет на повышение имиджа педагогической деятельности.
  • Оптимальность: обработка различных направлений в системе повышения квалификации и оптимальный выбор для конкретного педагога.
  • Научность: работа с педагогами опирается на научные достижения в этой области дошкольной педагогики и психологии, и законодательные нормы.
  • Плановость: каждая работа с самого начала должна быть спланирована с заданными направлениями, временем, с параметрами развития педагога, и быть связана со структурой образовательной деятельности ДОУ.
  • Вознаграждение: основано на индивидуальной заинтересованности и эффективной работы педагога.

 

В ходе сопровождения процесса профессионального роста педагогов были выделены следующие этапы:

  1. Диагностико-аналитический этап.
  2. Проектировочный этап.
  3. Этап реализации.
  4. Контрольно-оценочный этап.

Рассмотрим каждый из этапов сопровождения профессионального  роста педагогов более подробно.

I этап «Аналитико-диагностический» - выполняет информационно-аналитическую и мотивационно-целевую функцию сопровождения. На данном этапе предполагается выявление уровня профессионализма каждого педагогического работника, диагностика основных мотивов педагогической деятельности, а также выявление потребности педагога в повышении своей профессиональной компетенции и мастерства,  стремление к самовершенствованию. В ходе реализации данного этапа используется анкетирование, тестирование и индивидуальные собеседования. При анкетировании и тестировании используются   фронтальные и групповые формы организации педагогов.

II этап сопровождения педагога ДОУ - проектировочный этап – его главная задача: совместное проектирование модели профессионального роста педагога.
       Планирование профессионального роста предполагается  в виде последовательно реализуемых действий:

1. На основании мотивов деятельности педагога, особенностей личностных качеств,  выявленных на первом этапе, конкретизируются требования к образовательному уровню, квалификации, опыту работы, личным и деловым качествам.

          2.  Разрабатываются мероприятия по подготовке педагога к новому этапу профессионального роста и определяются сроки их выполнения.
        3. Определяются оценочные критерии, которые показывают педагогу уровень достижения поставленных целей.

За основу планирования деятельности на данном этапе нами были взяты «Критерии и показатели для оценки профессиональной деятельности педагогических работников ОО Краснодарского края, реализующих программы дошкольного образования».

Формирование индивидуального плана профессионального роста происходит в ходе индивидуальных встреч со старшим воспитателем. С каждым педагогом выстраивается траектория развития, цели, задачи, мероприятия, сроки их выполнения и вознаграждение, которое получает педагог, выполняя тот или иной вид работы. Причем, вознаграждение может быть как материальное, так и моральное, исходя из выявленных мотивов деятельности педагога.

 В ходе реализации данного этапа используется «Коуч – сессия». Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа старшего воспитателя  (Коуча) с педагогом, задача которой состоит в продвижении к поставленной цели.

Основные характеристики коуч-сессии:

- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут;

- самостоятельная работа педагога между сессиями (домашнее задание);
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

III этап реализации маршрута профессионального роста  педагога. На данном этапе происходит реализация плана-проекта профессионального роста педагога-дошкольника. Старший воспитатель на данном этапе оказывает систематическую помощь педагогу  через использование наиболее адекватных приемов и методов, осуществляет профессиональное  консультирование. Педагог имеет возможность удовлетворения своей потребности в самореализации. Так же на этом этапе осуществляется деловое сотрудничество  между молодыми педагогами, педагогами со слабовыраженной мотивацией профессиональной деятельности  и педагогами-мастерами своего дела.  В учреждении, в рамках реализации задач данного этапа сопровождения, работает система наставничества, «Педагогическая мастерская»,  проводятся конкурсы, консультации с элементами тренинга, семинары, мастер – классы, открытые просмотры педагогической деятельности.

IV этап контрольно-оценочный – совместное обсуждение достижений профессионального  роста педагога. На данном этапе происходит анализ и оценка (самооценка) проделанной работы: оценка профессионального  успеха и рефлексия маршрута, а затем с учетом этой информации, при необходимости, происходит осуществление коррекции.

Каждый этап сопровождения включает в себя как индивидуальное, так и групповое взаимодействие. Встречи с педагогами осуществляются в методическом кабинете, в музыкальном зале или в стенах групповой ячейки, в зависимости от цели и задач встречи с педагогами.

В ходе реализации проекта предполагается активное использование интернет-ресурсов. Все педагоги учреждения имеют электронную почту, зарегистрированы в социальных сетях и педагогических интернет-сообществах,  благодаря чему происходит обмен методическими материалами, информирование о предстоящих конкурсах, методических мероприятиях, встречах, что позволяет сэкономить временные, организационные и человеческие ресурсы.

Социальными партнерами в реализации данного проекта могут стать МКУ «МК МОЩР» и ГБПОУ КК ЕПК.

Задачи партнерских организаций: 

  • Сбор, накопление и систематизация методических материалов, педагогических идей и разработок.
  • Расширение, обогащение профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников через организацию и проведение методических мероприятий муниципального и межрайонного уровня.
  • Сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста путем создания условий для рецензирования методических материалов.
  • Оказание практической помощи при подготовке и участии в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок.

Участники проекта – педагогические работники МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская. На 1 сентября 2019 года в учреждении   работают 11 педагогов, из которых два работника  являются внутренними совместителями по разным должностям.

План-график реализации проекта.

Направления деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

2019

2020

2021

2022

Совершенствование материально-технических условий.

Дополнительное приобретение компьютеров.

+

+

Заведующий

Пополнение методической базы.

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель

Совершенствование кадровых условий

Планомерное повышение квалификации на курсах КПК

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель

Повышение уровня образования педагогов ДОУ

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель

Повышение уровня квалификации педагогов

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель

Совершенствование системы материального стимулирования педагогов за участие в инновационной (экспериментальной) деятельности

+

+

+

+

Заведующий

Совершенствование организационно-педагогических условий.

Разработка и реализация системы мероприятий методической деятельности.  

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель.

Участие педагогов в  методических мероприятиях муниципалитета

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель.

Участие педагогов в конкурсах методических разработок

+

+

+

+

Заведующий, старший воспитатель.

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

  • 100% педагогов обучены на курсах КПК;
  • Доля педагогов с высшим образованием не менее 40 % от общего кол-ва педагогов;
  • Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией не менее 70%;
  • Участие педагогов в  методических мероприятиях муниципалитета (наличие сертификатов не менее 15 шт.);
  • Участие педагогов в профессиональных конкурсах (не менее 1 участия в год);
  • Участие педагогов в конкурсах методических разработок (не менее 10 фактов  участия,  в том числе призовые места).

Результаты-продукты, которые появятся в ходе реализации проекта:

  • Индивидуальные планы профессионального роста педагогов;
  • Комплект тестов для исследования мотивации педагогических работников;
  • Методические рекомендации организации работы по профессиональному росту педагогов ДОУ;
  • Методические материалы педагогов, разработанные в ходе реализации индивидуальных планов профессионального роста.

Критериями эффективности данного проекта могут стать «Ожидаемые результаты» внедрения проекта, раскрытые выше. Так, в процентном (количественном) соотношении предполагается следующая оценка эффективности:

Содержание критерия

Начальное значение

Итоговое (планируемое) значение (100%)

Эффективность (+;-)

1

Доля педагогов обученных на курсах КПК, от общего числа педагогов.

91%

100%

Доля педагогов с высшим образованием не менее  от общего кол-ва педагогов

36%

50%

Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией

55%

70%

Участие педагогов в  методических мероприятиях муниципалитета 

10 шт. за год

15 шт. за год

Участие педагогов в профессиональных конкурсах

1 в год

1 в год

Участие педагогов в конкурсах методических разработок 

5 фактов  участия в год (3 призовых места)

10 фактов  участия,  в том числе призовые места

Перспективы дальнейшего развития проекта.

При многократной отработке данной системы сопровождения профессионального роста педагога возможно развитие проекта в плане разработки и оформления своеобразного «Маршрута профессионального роста» в виде чек-листа или дневника. Данный продукт будет включать в себя анкеты и тесты для самообследования педагога (в том числе и мотивационной сферы),  основные ступени профессионального роста на основе выявленных личностных особенностей педагога,  определенные методики для усиления мотивации и  проведения рефлексии каждого этапа и процесса в целом.

Система взаимодействия с педагогами, разработанная в ходе реализации данного проекта может быть в дальнейшем использована в дошкольных образовательных учреждениях, при этом, изменятся участники проекта, следовательно, содержание и приемы работы так же изменятся.

Используемая литература, интернет – ресурсы.

  1. Асмолов В.Г. Психология личности. М., 1990.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  3. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: метод. Пособие. Барнаул, 1997.
  4. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012
  5. https://www.psyoffice.ru/
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-molodogo-prepodavatelya

Приложения к проекту.

Приложение № 1.

Анкета по оценке

мотивации сотрудников образовательного учреждения

Уважаемый коллега, предлагаю Вам принять участие в опросе. Ваши искренние ответы помогут выявить основные мотивы педагогической деятельности и будут способствовать улучшению деятельности учреждения.

Отметьте, пожалуйста, по десятибалльной шкале по каждому из ниже перечисленных факторов, насколько он важен с точки зрения повышения производительности вашего труда (обведите в кружок одну из цифр, учитывая, что 1 – низкая значимость фактора, 2 – более высокая и т.д., 10 – очень высокая)

Содержание  фактора

Баллы значимости

1. Стабильность заработка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Возможность получать более высокую зарплату в зависимости от результатов труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Возможность карьерного роста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Признание и одобрение со стороны руководства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Признание и любовь учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Признание со стороны родителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Возможность самореализации, полного использования способностей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Возможность самостоятельности и инициативы в работе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Высокая степень ответственности в работе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Интересная, творческая деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Хорошие отношения в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Возможность по результатам работы получить признание в организации, в городе, стране

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Социальные гарантии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14. Сложная и трудная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Возможность развития, самосовершенствования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16. Хорошие условия на работе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17. Разумность требований руководства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18. Авторитет руководителя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

19. Разделение ценностей и принципов работы, принятых в учреждении.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20. Другое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение № 2.

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Уважаемый коллега, примите участие в опросе, Ваши искренние ответы помогут выявить основные мотивы педагогической деятельности и будут способствовать улучшению деятельности учреждения.

 Во втором столбце анкеты «Значимые для меня самого» проведите ранжирование мотивов путем проставления баллов от 1 до 8, где 1- наименее значимое утверждение, 8 – наиболее значимое утверждение. В столбцах № 3 и 4 проведите ранжирование по трехбалльной шкале, где 1 – наименее значимое, а 3 – наиболее значимое утверждение.

Мотивы деятельности.

Значимые для меня самого

Ведущие в нашем коллективе

Мотивы, на которые ориентируется администрация

1

2

3

4

Стремление к достижению профессиональных успехов.

Осознание социальной значимости педагогического труда.

Стремление проявить и утвердить себя в профессии.

Хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег.

Желание проявить творчество в работе.

Возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

Уважение и  поддержка со стороны администрации.

Стремление к получению большого материального вознаграждения.

Приложение № 3.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ТРУДОМ

Уважаемый коллега, примите участие в опросе, Ваши искренние ответы помогут проанализировать степень удовлетворенности трудом  и будут способствовать улучшению деятельности учреждения.

Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, насколько оно верно для Вас. Выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в)

  1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. За последние годы я добился успехов в своей профессии:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

а) да,  б) не со всеми,  в) нет

  1. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:

а) да,  б) не всегда,  в) нет

  1. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

а) да,  б) не уверен,  в) нет

  1. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:

а) да,  б) что-то среднее,  в) нет

  1. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на Вас работу:

а) да,  б) среднее,  в) нет

  1. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:

а) да,  б) редко,  в) нет

  1. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:

а) да,  б) среднее,  в) нет

12.Процесс работы доставляет мне удовольствие:

а) да,  б) время от времени,  в) нет

13.Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

а) да,  б) не совсем,  в) нет

14. У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе:

а) да,  б) иногда,  в) нет

15.Меня редко поощряют за работу:

а) да,  б) иногда,  в) нет

16.Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я не сменил бы место работы:

а) да,  б) может быть,  в) нет

17.Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет

понять меня:

 а) да,  б) иногда,  в) нет

18.В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

 а) да,  б) не совсем,  в) нет

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и её составляющих необходимо Ваши ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения

Варианты ответов

а

б

в

1

2

1

0

2

2

1

0

3

2

1

0

4

2

1

0

5

2

1

0

6

2

1

0

7

2

1

0

8

2

1

0

9

0

1

2

10

2

1

0

11

2

1

0

12

0

1

2

13

0

1

2

14

0

1

2

15

0

1

2

16

2

1

0

17

0

1

2

18

2

1

0

АНАЛИЗ: предложенный опросник позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и рассмотреть её составляющие.

Составляющие удовлетворенности

Утверждения

Максимальный балл

Интерес к работе

1, 6, 12

6

Удовлетворенность достижениями в работе

2, 7

4

Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами

3, 8, 14

6

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

6

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5, 11

4

Предпочтение выполняемой работы заработку

4, 16

4

Удовлетворенность условиями труда

13, 18

4

Профессиональная ответственность

9

2

Общая удовлетворенность трудом

1 – 18

36

 

Сопоставление полученных Вами баллов с максимальными позволит выявить основания возможной неудовлетворенности, а также сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, Вами и не осознавались.


Приложение № 4.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Цель: Определить вид направленности личности педагога в профессиональной деятельности.

Определите направленность своей личности по методике Б. Басса.

Инструкция: Из утверждений опросника выберите один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.

Опросник

  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
  1. Одобрения моей работы;
  2. Осознания того, что работа сделана хорошо;
  3. Сознания того, что меня окружают друзья.
  1. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
  1. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
  2. Известным игроком;
  3. Выбранным капитаном команды.
  1. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
  1. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
  2. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
  3. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
  1. Мне нравится, когда люди:
  1. Радуются выполненной работе;
  2. С удовольствием работают в коллективе;
  3. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
  1. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
  1. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
  2. Были верны и преданы мне;
  3. Были умными и интересными людьми.
  1. Лучшими друзьями я считаю тех:
  1. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
  2. На кого всегда можно положиться;
  3. Кто может многого достичь в жизни.
  1. Больше всего я не люблю:
  1. Когда у меня что-то не получается;
  2. Когда портятся отношения с товарищами;
  3. Когда меня критикуют.
  1. По-моему, хуже всего, когда педагог:
  1. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
  2. Вызывает дух соперничества в коллективе;
  3. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
  1. В детстве мне больше всего нравилось:
  1. Проводить время с друзьями;
  2. Ощущение выполненных дел;
  3. Когда меня за что-нибудь хвалили;
  1. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
  1. Добился успеха в жизни;
  2. По-настоящему увлечен своим делом;
  3. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
  1. В первую очередь школа должна:
  1. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
  2. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика;
  3. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
  1. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
  1. Для общения с друзьями;
  2. Для отдыха и развлечений;
  3. Для своих любимых дел и самообразования.
  1. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
  1. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
  2. У меня интересная работа;
  3. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
  1. Я люблю, когда:
  1. Другие люди меня ценят;
  2. Испытываю удовлетворение от выполненной работы;
  3. Приятно провожу время с друзьями.
  1. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
  1. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
  2. Написали о моей деятельности;
  3. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
  1. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
  1. Имеет ко мне индивидуальный подход;
  2. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
  3. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
  1. Для меня нет ничего хуже, чем:
  1. Оскорбление личного достоинства;
  2. Неудача при выполнении важного дела;
  3. Потеря друзей.
  1. Больше всего я ценю:
  1. Успех
  2. Возможности хорошей совместной работы;
  3. Здоровый практичный ум и смекалку.
  1. Я не люблю людей, которые:
  1. Считают себя хуже других;
  2. Часто ссорятся и конфликтуют;
  3. Возражают против нового.
  1. Приятно, когда:
  1. Работаешь над важным для всех делом;
  2. Имеешь много друзей;
  3. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
  1. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
  1. Доступным;
  2. Авторитетным;
  3. Требовательным.
  1. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
  1. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
  2. О жизни знаменитых и интересных людей;
  3. О последних достижениях науки и техники.
  1. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
  1. Дирижером;
  2. Композитором;
  3. Солистом.
  1. Мне бы хотелось:
  1. Придумать интересный конкурс;
  2. Победить в конкурсе;
  3. Организовать конкурс и руководить им.
  1. Для меня важнее всего знать:
  1. Что я хочу сделать;
  2. Как достичь цели;
  3. Как организовать людей для достижения цели.
  1. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
  1. Другие были им довольны;
  2. Прежде всего, выполнить свою задачу;
  3. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
  1. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
  1. В общении с друзьями;
  2. Просматривая развлекательные фильмы;
  3. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов

Каждой букве соответствует определенный тип направленности в соответствии с ключом ответов:

  1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  2. Направленность на общение (О) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказания искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Рядом с выбранной буквой ответа поставьте соответствующую ей направленность. подсчитайте количество полученных «Я», «О», «Д». наибольшее количество баллов соответствует типу вашей направленности.


Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации.

Качество образования и его эффективность - одна из  актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

        Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию его творчества.

        Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование  активных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным активным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что активные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии активного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия,  мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе  познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998)

    «Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций,   а   только   отвечает   на   вопросы,   которые   ему   задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа старшего воспитателя (Коуча) с педагогом, задача которой состоит в продвижении к поставленной целипедагога.

Основные характеристики коуч-сессии:

- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше;

- самостоятельная работа педагога между сессиями (домашнее задание)
- структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый старшим воспитателем, если педагог отходит от темы, старший воспитатель вернет беседу в нужное русло, ведь Вы встретились не для того, чтобы поговорить)
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

Старший воспитатель не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает педагогу найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой педагогом  проблемы с другой стороны. Искусство старшего воспитателя  - это содействовать развитию творческого потенциала педагога.

Примерный план сопровождения педагогов перед аттестацией

Количество и содержание сессий зависит от личности, уровня мотивации, работоспособности и самостоятельности педагога.

Примерный запрос педагога

Примерные вопросы старшего воспитателя

Примерное «домашнее задание»

  1. ВСТРЕЧА

Хочу аттестоваться.

  • Что Вы знаете о порядке аттестации?
  • Какие документы определяют порядок аттестации педагогических работников?
  • Принимали ли Вы какие-либо действия, что бы узнать порядок аттестации?
  • Как Вы думаете, где Вы сможете найти информацию по данному вопросу?
  • Что Вы собираетесь сделать, чтобы узнать больше информации по процедуре аттестации педагогических работников?

Изучить порядок аттестации и критерии  для оценки профессиональной деятельности. Провести анализ изученной информации, выделив критерии, имеющие гриф «обязательные».

  1. ВСТРЕЧА

Проведя анализ полученной информации я понял …, не понял…

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • Каковы результаты проведённого анализа?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Есть ли в Вашей профессиональной деятельности те мероприятия (с грифом «обязательные»), которые определены в «Перечне критериев и показателей …», имеются ли подтверждающие документы?

Составить список проведённых мероприятий, (обязательных) согласно «Перечня критериев и показателей…», отметить те, на которые имеются подтверждающие документы.

  1. ВСТРЕЧА

У меня есть  небольшое количество мероприятий  из перечня с грифом «обязательные»

  • Все ли пункты с грифом «обязательные» из «Перечня» имеются в Вашем списке? Каких нет?
  • Какие есть возможности для заполнения остальных пунктов с грифом «обязательные»? кто Вам может в этом помочь?
  • Какие ресурсы у Вас есть?
  • Какие ресурсы Вам могут понадобиться?
  • Какие есть препятствия для достижения поставленной цели?
  • Что Вы собираетесь сделать?
  • Каков Ваш первый шаг?

Составить список пунктов с грифом «обязательные», которых нет в активе,  и определить мероприятия по каждому пункту.

  1. ВСТРЕЧА

Я не знаю, где ещё можно набрать баллы.

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • Каковы результаты проведённого анализа?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Есть ли в Вашей профессиональной деятельности те мероприятия, которые определены в «Перечне критериев и показателей …»,  имеются ли подтверждающие документы?

Составить список проведённых мероприятий, согласно «Перечня критериев и показателей…», отметить те, на которые имеются подтверждающие документы.

  1. ВСТРЕЧА

Баллов не хватает…

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • Каковы результаты проведённого анализа?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Какие мероприятия Вы можете провести по остальным пунктам, на каких мероприятиях Вы можете набрать большее количество баллов?

Составить список пунктов, которых нет в активе,  и определить мероприятия по каждому пункту.

  1. И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВСТРЕЧИ

В последующие сессии старший воспитатель контролирует выполнение плана мероприятий. По каждому мероприятию проводится анализ, который может включать следующие вопросы:

  • Что было сделано с нашей последней встречи? Всё ли успели?
  • С какими трудностями столкнулись, как думаете, почему?
  • Что можно сделать, чтобы трудности исчезли?
  • Какие ресурсы помогли Вам исполнить намеченное?
  • Каковы дальнейшие планы по прохождению аттестации?
  • Какой будет следующий шаг?
  • Каковы критерии успешность данного шага?
  • Что нужно сделать, чтобы он был успешным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

Целевой образовательный проект «Современный ребенок»

Цель проекта: создание единого образовательного пространства, (стимулирующего физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка), обеспечивающего индивидуальную поддержку детей с высоким уров...

Сообщение «Защита целевого образовательного проекта «Самосовершенствование – путь к профессионализму»

В декабре 2016 года закончила действие программа развития учреждения, рассчитанная на период 2011-2016 года,  и перед коллективом детского сада встала задача – разработки новой программы ра...

Пути повышения профессионализма и компетенции педагога ДОО

В работе подробно описаны пути повышения профессионализма педагогов детского сада, а также указаны варианты  повышения профессиональных компетенций для педагогов и воспитателей...

Итоги муниципального конкурса образовательных проектов «На пути к Великой Победе»

В период с 22 по 27 мая 2020 года члены жюри дистанционно оценивали электронные материалы, представленные для участия в Конкурсе. 27 мая 2020 года заполненные бланки членов жюри поступили в организаци...