Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
проект

Педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст как раз является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста её можно использовать как одно из эффективных средств формирования межличностных взаимоотношений детей со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mikailova_l.r_simonova_e.s.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 842»

ПРОЕКТ

«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Авторы – разработчики :

 воспитатели ГБОУ «Школа № 842»

                     

к. 115 Симонова Елена Сергеевна, Микаилова Лейла Рафиговна.

г. Зеленоград, Москва.

 

Информация о проекте

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатель и помощник воспитателя группы №13

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный. 

Предполагаемые сроки реализации проекта: 2021-2023 гг.

Введение:  

Актуальность проблемы:

Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности ребенка, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые, сколько- не будь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра- основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет ,игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его взрасту и интересам  и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра-источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л,С Выготский.

 Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.

Ориентируясь на запросы родителей, ДОУ уделяет основное внимание серьезной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляют в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ.

Для того, чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят ее педагогические возможности по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Детский сад для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя свои ресурсы.

Игровая среда  является частью развивающей предметной среды  в ДОУ.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ.

Цель проекта:

Разработать игровую деятельность, направленную на решение задач социализации дошкольников.

Задачи проекта:

Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализации следующих задач:
1. Совершенствовать в игре приемы по формированию навыков общения у дошкольников.

2. Обогащать  в игре знания детей о  правилах поведения в социуме

3. Развивать в игре  позитивные  коллективные  взаимоотношения.
4. Обогащать  в игре жизненный  опыт  детей, развивать  навыки  самоорганизации, инициативы и творчества.

5. Создавать  среду, способствующую  проявлению творческой активизации социального опыта  дошкольников.
Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры направлено на:

1. Формирование у детей дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии.
2. Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры. Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).
Успешная реализация  этих  направлений  дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным.

Концептуальные основы:        

              В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

      В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

     Социализация – это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.Мудрик). К основным особенностям современной социализации детей можно отнести следующие:

- длительность протекания (по сравнению с предыдущими поколениями), что связано прежде всего с изменениями статуса детства;

- гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

- новые требования к характерологическим,  профессиональным чертам будущих членов общества;

- изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

     Социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Одновременно это и создание нового социокультурного опыта, т.е. идет не только подстройка под социум, а формирование самого социума. Для старших дошкольников можно выделить следующие задачи социальной адаптации:

 - развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;

 - формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Научное обоснование:

По данным исследований Ю.А.Дунай, Е.И.Комкова выявлено, что 23% детей не могут овладеть социальной нормативностью и оценочными  эталонами без специальной помощи взрослого. Таким образом, работа в данном направлена актуальна и необходима. Глобальная цель нашей работы интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения

Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность ОУ способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость). Соотнесение своего н6равственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (В.С.Мухина, 1979)

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная,  зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.

Этапы проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап - подготовительный

Содержание деятельности:

1. Изучение нормативно-правовой базы (ФГОС ДО, Сан ПИН) и психолого-педагогической литературы по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Изучение передового педагогического опыта по проблеме.

2. Изменение развивающей среды по проблеме, совместно с родителями. Приобретение игрового оборудования и изготовление недостающего игрового материала совместно с детьми для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника» и «ГАИ».

3. Проведение занятий с детьми,которая разнообразит знания детей об окружающей их современной жизни и о взаимоотношениях людей: беседы о профессиях родителей, экскурсия в медкабинет детского сада, в пищеблок детского сада, наблюдения, художественно-творческая деятельность.

4. Анкетирование родителей «В какие игры играет ваш ребёнок».

II этап – основной

Цель – формировать у детей навыки и умения совместной игровой деятельности.

Содержание деятельности:

1. Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре».

2.Организация предметно-развивающей среды:

Игровая зона. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «ГАИ»: мебель, посуда, муляжи овощей, фруктов и других продуктов, куклы с гардеробом вещей, предметы быта, коляски, телефон, строительный материал (крупный конструктор, кубики,машинки, для врача –халат, шапочка с красным крестом, для парикмахера – фартук и накидки для клиентов, для продавца- фартуки и. т. д

Зона художественно-эстетического развития. Художественная литература для детей дошкольного возраста, картинки о профессиях, о семье, раскраски, карандаши, фломастеры, краски и др.

Зона речевого развития. Настольно-печатные игры (дидактические игры-пазлы «Профессии», кукольный театр, «уголок ряженья»: костюмы, платочки, косыночки, шапочки.

Зона строительных игр. Кубики,напольные конструкторы для строительства «гаражей», дорог.

В групповой комнате организована предметно-развивающая среда, её содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается.

3.Чтение художественной литературы с последующей беседой: рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворение Н. Л. Забилы «Ясочкин садик», рассказ Л. Толстого «Два товарища», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.

4. Ознакомление с алгоритмом проведения сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «ГИБДД»:

-распределение ролей

-правила игры

-ход игры

5. Презентация «Наши игры».

III этап – заключительный.

Цель – подведение итогов проделанной работы.

Содержание деятельности:

1. Выявление уровня развития детей.

2. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

Актуальность проекта

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. У многих младших школьников существует страх перед устными ответами, ответами у доски, страх ошибки, которая будет осмеяна одноклассниками – сюжетно-ролевые игры являются  профилактикой возникновения и способствуют избавлению от  тревоги и страхов.

Методическое обеспечение

  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром.  – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  2. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10.С.48-56.
  3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», В. Я. Воронова «Творческие игры  дошкольников».

География проекта

Корпус 115 ГБОУ «Школа № 842» г. Москва, Зеленоград.

Ожидаемые результаты

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

Цель проекта:  разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре....

«Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

Сюжетно - ролевая игра,как средство формированиямежличностных отношений дошкольников...

« Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

Презентация на тему " Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников."...

Отчет по самообразованию Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

Задачи:Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.Освоить современные технологии и методы организации игры.Разра...