Система работы по развитию музыкальных способностей воспитанников
материал

Фёдорова Елена Григорьевна

Система работы по развитию музыкальных способностей воспитанников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_razvitiyu_sposobnostey_vospitannikov.docx34.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию музыкальных способностей воспитанников


Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования утвердил основные принципы, одним из которых является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 
Внедрение в практику
технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только развитие его музыкальности, но и развитие конструктивности и креативности мышления, мобильности, динамичности, самостоятельности, успешности самореализации в социуме.

        Анализируя деятельность по реализации рабочей программы развития музыкальности для детей 3-7 лет, и результаты педагогической диагностики освоения программы, пришла к выводу о необходимости направлять усилия на развитие инициативы ребенка, его мотивации. 
Успешное освоение программы развития музыкальности было обеспечено в основном за счет развития музыкального мышления на репродуктивном уровне. Компонент свободы творческого самовыражения на базе приобретенных умений и навыков выражался в незначительной степени: приобретая различный музыкальный опыт, ребенок практически не умел творчески преобразовывать и использовать его в разных видах самостоятельной деятельности. Использование системы образовательной деятельности на основе специальных технологий, обеспечит развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель - развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности. 

Задачи: 
 разработать и реализовать систему музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
 обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
 повысить компетентность педагогов и родителей ДОУ в вопросах музыкального развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач собственную педагогическую деятельность выстраивала на основе методик отечественной детской музыкальной педагогики - «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой и программы Т. И. Суворовой  «Танцевальная ритмика». Главная цель этой программы: развитие творческих и созидательных способностей у дошкольников посредством танцевального искусства.

Для развития песенно-мелодического творчества использую авторскую методику Т. И.Баклановой и Г. П. Новиковой «Музыкальный мир».


Планируемый результат на уровне всех участников образовательных отношений

Дети:

 положительная динамика развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
Родители: 

 участие в образовательном процессе; приобретение опыта совместной музыкальной творческой деятельности с детьми;
Музыкальный руководитель:  

 повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста;

 активизация личного творческого потенциала;

 приобретение опыта использования творческой музыкальной педагогики в образовательном процессе;

 обогащение опыта создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;  

 освоение технологии проектной деятельности; расширение опыта партнерского взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

При разработке системы образовательной деятельности, направленной на развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности, использовала технологии и подходы орфовской педагогики (элементарное музицирование). В основе его концепции «элементарное музыкальное воспитание» лежит идея личностно-ориентированного импровизационно-творческого музыкального обучения. Акцент сделан не на конструктивно-технологических, а на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению и развитию музыкальных способностей. Главный дидактический принцип музыкально-педагогической концепции Карла Орфа – «учимся, делая и творя». Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий. Действие, умение делать что-либо - надежная гарантия усвоения любого знания. В коллективном музицировании дети не только учатся у педагога, но и друг у друга. Идея, подсмотренная у партнера, находит иное воплощение – так работает вариативное развитие, необходимое для приобретения разностороннего музыкального опыта.

Принципы музыкального воспитания, лежащие в основе методики отечественной детской музыкальной творческой педагогики «Элементарное музицирование с дошкольниками» (автор Т.Э Тютюнникова), подобны принципам и методам орф-технологии. В каждом из разделов программы «Учусь творить» (разработана секцией «Музыка. Творческая музыкальная педагогика» Педагогического общества России) значительное место уделено созданию условий для естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способов их внутреннего раскрепощения. В основу методики положены два метода, которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, формирования навыков и умений. 

Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Здесь импровизация рассматривается как главный принцип музыкального и личностного развития детей. 

Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Метод моделирования является здесь механизмом обучения. Различными способами моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и другие компоненты музыкального языка.

Проектируя педагогическую деятельность по развитию музыкальных творческих способностей, опиралась на технологию творческой музыкальной педагогики (автор Т. Э. Тютюнникова), которая соответствует поставленным задачам и требованиям ФГОС ДО. 
Были определены основные направления деятельности:
- организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
- разработка и внедрение в практику работы системы музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
- разработка системы мониторинга развития музыкальных творческих способностей в соответствии с методической темой; 
- взаимодействие с педагогами, родителями, социальными партнерами.

Для решения задач музыкального развития использовала модель образовательной деятельности, которая включала непрерывную образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляла в соответствии с ООП детского сада, рабочей программой и требованиями ФГОС ДО.

Образовательное пространство музыкального зала оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания (дидактические пособия, игрушки, детские музыкальные инструменты, атрибуты для игр, костюмы), в том числе техническими (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран). Разнообразие и достаточное количество детских шумовых музыкальных инструментов было обеспечено за счет активного участия родителей и детей, участвующих в таких мероприятиях, как «Мастер-класс по изготовлению нетрадиционных инструментов из различных материалов». В нашем МБДОУ «Детский сад «Крепыш» был создан мини-музей русских народных инструментов «Музыкальная шкатулка», в котором уютно разместились экспонаты музея. Их можно не только посмотреть, но и сыграть на них. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка. 
В целях совершенствования программно-методического обеспечения педагогической деятельности по музыкальному развитию детей:

 пополнила методическую библиотеку новыми разделами (здоровьесберегающие технологии музыкального развития, материал регионального содержания);

 сформировала электронный вариант библиотеки методической литературы и нотного материала, а также информационный банк литературы по творческому музыкальному развитию детей;

систематизировала и оформила папку народных игр, в том числе хороводные и музыкальные игры Смоленской губернии;

 разработала авторские партитуры для детского оркестра с учетом конкретных индивидуальных особенностей и потребностей каждого участвующего ребенка. 

Все это способствовало поддержанию интереса к разным видам музыкальной деятельности, развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста были подобраны из разных источников игры, музыкально-игровые задания и развивающие упражнения, которые систематизированы по видам музыкальной деятельности. см. Приложение 3

Для эффективного использования данного материала были составлены картотеки музыкальных игр и игровых заданий, направленных на коммуникативно-социальное и музыкально-творческое развитие дошкольников, в которые включила авторский материал и фольклорные потешки. (игры, ноты, тексты, игровые модели).
Примеры игрового материала в картотеке (по видам деятельности):
 пение («Спи, малыш», «Солнышко», «Бай-качи», «Уж, как шла лиса»);
 музыкально-ритмические движения («Танцуй, как я», «Прыг-скок», «Стенка  на стенку», «Весело-грустно», «Барышни и гусары»);
 слушание («Что я представляю», «Я рисую музыку» творческие задания на передачу музыкального образа в рисунке);
 игра на музыкальных инструментах («Сосульки», «Эхо», «Трям, трям – мы музыканты», «На горку заберись… С горки-вниз!»);
 игры-драматизация («Подушечка», «По городу гуляет», «Бояре», «Кострома», «Как у дяди Трифона»)

 Музыкально-дидактические игры: («Кто в лесу живет?», Три кита в музыке «Песня. Танец. Марш», «Угадай на чем играю», «Музыкальные загадки», «Музыкальный ринг», «Ритмическое эхо», «Сказочные герои – музыканты» и др.

Для оценки педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяющую отслеживать не только динамику индивидуального развития воспитанников, но и анализировать отдельные показатели.
Результаты мониторинга использовала для оптимизации групповой, а также индивидуально-дифференцированной работы посредством динамичной корректировки содержания деятельности, направленной на развитие творческого потенциала детей в музыкально-ритмической, танцевальной деятельности, а также в песенно- мелодическом творчестве. Положительная динамика развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности педагогической деятельности.

Кроме фиксированных показателей мониторинга я также наблюдала изменения, происходящие в детях, которые имеют для меня как педагога особую ценность: дети стали более инициативными, повысилась их мотивации к музыкальной деятельности, выросла их самооценка. Я постоянно была свидетелем ярких положительных эмоциональных проявлений детей в коллективной музыкальной деятельности, их удовлетворенности возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, а также роста потребности в приобретении нового творческого опыта.

Отслеживая успехи выпускников, отметила, что за последние 5 лет 30% выпускников детского сада успешно продолжают свое музыкальное развитие в детской музыкальной школе, около 45% занимаются в танцевальных коллективах г. Гагарин.
Модель педагогической деятельности по развитию музыкальных творческих способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включала и такие направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.
Организуя взаимодействие с педагогами, применяла личностно- ориентированный дифференцированный подход. Проводила консультации для молодых педагогов («Роль воспитателя во время организованной музыкальной обучающей деятельности», «Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям», «Музыка в организации режимных моментов», «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Содержание музыкальных уголков в группах»). Совместно с опытными педагогами принимала участие в открытых мероприятиях разного уровня: участие детей в Районном фестивале «Вера, Надежда, Любовь»; танцевальных конкурсах в рамках ежегодно проводимых соревнований «Гагаринские старты».

В результате планомерной и систематической работы по развитию музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста добилась положительной динамики развития, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Наряду с положительной динамикой развития музыкальных творческих способностей мною отмечены следующие изменения:
 активизация уровня инициативности детей, повышение мотивации к музыкальной деятельности;
 повышение самооценки детей;
 яркие проявления положительного эмоционального опыта в коллективной музыкальной деятельности; 
 удовлетворенность детей возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, их потребность в наличии новых возможностей.

На занятиях мы с воспитателями постоянно используем различные игры, именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника. «Музыкальная игра как один из видов развития творческих способностей является эффективным средством социализации детей дошкольного возраста. В музыкальной игре осуществляется: развитие творческих способностей; умение двигаться под музыку; развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка».

В музыкально-игровой деятельности для развития музыкально-творческих способностей так же широко используется импровизация. Существует несколько видов импровизации:

– инструментальные (ритмические);

– творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий;

– танцевальные (пластические этюды с эмоционально-окрашенными движениями);

– вокальные (педагог начинает песню – дети придумывают концовку). Певческие разговоры на заданную тему – один ребенок поет вопрос, другой – ответ («Что ты хочешь, кошечка?» «Молочка немножечко»).

Все перечисленные музыкальные способности развиваются не только в разных видах музыкальной деятельности, но и с помощью музыкально-дидактических игр и пособий. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Музыкально-дидактические игры сопровождаются пособиями, которые включают зрительную наглядность (карточки, картинки, костюмы и др.) см. Приложение 3

Результаты, полученные при использовании нового подхода к музыкальному развитию детей дошкольного возраста через внедрение технологии музыкально-творческой педагогики, свидетельствуют о его целесообразности и эффективности. 

Приложение №1

Диагностическая карта развития танцевально-двигательных способностей и танцевального творчества

п\п

Фамилия, имя ребенка

Умение в танце варьировать знакомые движения

Создание нового рисунка танца

Образно – пластическое

взаимодействие

Артистизм и

выразительность

Приложение №2

Диагностическая карта развития вокально-исполнительских способностей

п\п

Фамилия, имя ребенка

Владение средствами выразительности при исполнении песни (куплета)

Импровизация простейших музыкальных интонаций и мелодий

Артистизм и

выразительность

(индивидуальная манера исполнения)

Приложение №3

Музыкально-дидактические и творческие задания, направленные на развитие музыкально-творческих способностей

Показатель

Задание

Выявление способности к творческому восприятию.

При прослушивании музыкального произведения «Клоуны» Д. Кабалевский – передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в речевом высказывании. Задача ребенка - Выделить выразительные средства - динамику, направление мелодических интонаций. Услышать в музыке акцентные позиции.

Описать представляемый музыкальный образ Бабы-Яги из цикла «Детский альбом» и «Новая кукла», через художественные средства выразительности.

С детьми проводится М.Д.И. «Кто в лесу живет?». Дети по музыкальному характеру, жанру определяют лесных жителей.

Перед ребенком картины весны: золотая осень и поздняя, пасмурная, печальная, Прослушав произведение «Ноябрь» П.И. Чайковский из цикла «Времена года», выбирают картину, подходящую под музыку и объясняют свой выбор. Знакомство с творчеством П.И. Чайковского: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Ноябрь» из цикла «Времена года», «Камаринская», «Болезнь куклы», «новая кукла» из «Детского альбома».

Выявление уровня развитости музыкально-творческих способностей детей в исполнительстве (пении)

Распевание «Динь-динь-дон» по мажорному трезвучию.

Распевание «Начался учебный год» в форме «Эхо»

Распевание «Здравствуйте, дети» в форме «Диалог»

Вокальное упражнение «Вот иду я вверх» – интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.

Распевание «Уж, как шла лиса» (упражнять детей в исполнении легато).

Распевание р.н.п. «Дождик» (упражнять детей в исполнении  стаккато).

Разучивание русской народной «Пошла млада за водой» (по фразам, прием «эхо», исполнение по подгруппам, хором, соло.

М.Д.И.  «Сочини песенку» дети сочиняют песенки на стихи, стараясь чисто интонировать. Сначала на одном звуке, затем применяя музыкальные обороты (движение музыки вверх-вниз, по терции)

М.Д.И. – «Музыкальные загадки» (музыкальный руководитель наигрывает на металлофоне мелодии знакомых детям песен; дети их отгадывают и исполняют сольно, дуэтом, группами по одному куплету).

М.Д.И. «Музыкальный ринг» Творческие задания:

 «Придумай попевку» - работа над звукообразованием, певческим дыханием, дикцией.

Выявление уровня развитости музыкально-творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах

М.Д.И.  «Ритмическое эхо». Дети по очереди придумывают ритмический рисунок, а ребенок повторяет этот ритмический рисунок на металлофоне.

М.Д.И.  «Сказочные герои -музыканты». Дети выбирают героя из сказки и предлагают свой музыкальный инструмент, и импровизируют, придумывая свой ритм и мелодию характеризующий его героя. Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

М.Д.И.  «Отгадай на чем играю?» (прослушав фонограмму звучания различных духовых и ударных инструментов. Дети, узнают этот инструмент, показывают на экране его изображение).

Выявление уровня развитости музыкально-творческих способностей детей в двигательной импровизации под музыку.

Детям предлагаем 5 колпаков клоунов. Дети исполняют творческий, импровизационный танец «Весёлый клоун».

Детям раздаются элементы русского костюма (картуз, павлопосадский платок) Задание «Придумай русский танец»

М.Д.И.  «Покажи свое настроение» Дети импровизируют под двухчастную композицию (мажор и минор)

М.Д.И. «Будь внимательным» дети движениями показывают темп, настроение, динамику мелодии.

«Какой танцевальный шаг подходит выбранной игрушке?» (Буратино (подскоки), Мальвина (бег на носочках, Карабас-Барабас (приставной шаг), черепаха Тортила (дробный) и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников ДОУ

Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников ДОУ...

«Система работы по развитию творческих способностей в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «...

План и система работы по выявлению музыкальных способностей детей

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Из многолетнего опыта работы я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальност...

Система работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только р...