«Система работы по развитию творческих способностей в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
статья

Володько Виктория Викторовна

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «Федеральной программе развития образования», становится формирование творческой личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Система работы по развитию творческих способностей в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «Федеральной программе развития образования», становится формирование творческой личности.

Цель: Развивать творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности посредством обучения игре на музыкальных инструментах и исполнению музыкальных произведений в оркестре.

Задачи:

  • развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;
  • выработать умения и навыки правильной игры на народных, детских шумовых и ударных инструментах;
  • дать основы музыкальной грамоты;
  • воспитать внимание, трудолюбие, усидчивость, терпение;
  • дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры.

        (Слайд №2) Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.        

        На протяжении своей деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Я думала, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. В 2008 году меня приглашают на курсы Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Потом был второй, третий семинар.

Посетила 4 семинара «Орф- подход. Игровое пространство», курсы И.Н.Каплуновой по программе «Ладушки», на которую в дальнейшем стала опираться в своей работе.

        Меня так вдохновило это обучения, что не внедрить это в свою работу я просто не могла.  

        В 2016 году мною был разработан проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Растим юных музыкантов». В 2017году на конкурсе «Золотая медаль выставки УчСиб-2017» проект получил серебряную медаль. Затем мною была разработана авторская программа «Растим юных музыкантов», которая участвовала в городском конкурсе авторских программ.

На протяжении 3х лет мы подтверждаем успешную работу с детьми по этой программе. Поэтапная практическая деятельность позволяет нам добиваться поставленной цели.

        (Слайд № 3) На начальном этапе мы организовали развивающую среду. У нас собрано целое семейство ярких шумовых инструментов; русские народные инструменты; Орфовские инструменты: ксилофоны и металлофоны и др. Практически все инструменты имеются для каждого ребенка.

(Слайд № 4) В каждой группе оформлены музыкальные уголки. В холле детского сада мы создали интерактивный мини-музей «Радуга звуков» с целью создать условия для ознакомления дошкольников с музыкальными инструментами и потребности музицировать на них. Где любой воспитатель может привести своих детей на экскурсию и рассказать об истории инструментов и дать возможность поиграть на этом инструменте.

(Слайд № 5) В 2019 году на территории детского сада своими руками был создан и установлен интерактивный музыкальный уголок «Музыкальная радуга» в которую вошли: музыкальный бизиборд, металлофон и барабанная установка.

Мы наладили взаимодействие с педагогами, родителями, социумом.

        Работа с педагогами (Слайд №6)

        Очень важна совместная работа музыкального руководителя и воспитателя. Такое взаимодействие помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Воспитатель постоянно увеличивает ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, самодельными шумовыми инструментами, и применяет их в свободное время и заполняет жизнь детей музыкой.

Взаимодействие с семьей: (Слайд № 7)

        От эффективности совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Просветительскую работу с родителями проводим посредством консультаций, собраний на темы музыкального развития ребенка в семье. В каждой группе оформлен информационный уголок для родителей, в котором систематически размещаем информацию по музыкальной деятельности. Родителей привлекаем к участию в выставках, изготовлению фотоальбомов, музыкальных инструментов своими руками, презентаций, в подготовке и проведении праздников. Родители совместно с детьми участвуют в различных конкурсах и фестивалях.

Что же помогает мне на музыкальных занятиях развивать творческие способности детей? Как сделать так, чтобы занятие было интересным и принесло много пользы в развитие творческой личности ребенка? В своей работе я использую демократичный, стиль взаимодействия, партнерскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом уважаю личность каждого ребенка и стараюсь сохранить необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребенком, не нарушая при этом его личного пространства, если ребенок не хочет заниматься какой-то деятельностью я никогда не буду заставлять его это делать.

        (слайд № 8) Из опыта работы считаю необходимым использование речевых игр и упражнений в концепции Карла Орфа – использование звучащих жестов: хлопки, шлепки, щелчки, притопы, так как, если не развито чувство ритма, ребенок не сможет правильно петь и выполнять движения.

        (слайд № 9) Детям очень нравится активное слушание музыки и импровизация, когда ребенок может под предлагаемую музыку двигаться так как ему хочется, как он это видит и одновременное использовать звучащие жесты и движения, не навязанных ребенку, а придуманных им самим. Движение доставляет детям ни с чем не сравнимую радость.

(слайд № 10) На каждом занятии использую пальчиковые гимнастики, стараюсь подбирать их по лексическим темам, по которым работают логопеды и воспитатели.

 (слайд № 11) Важно отметить то, что инструментальное и речевое музицирование: это одна из форм творческой работы с детьми помогает овладеть средствами музыкальной выразительности: ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция.  Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, толково объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных для детей музыкальных инструментах повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.

Ребенок может не петь, ни танцевать на занятии, но на активное слушание и к игре на музыкальных инструментах присоединится ко всем.

        (Слайд № 12) Готовясь к занятиям тщательно отбираю музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, предлагаю яркий наглядный материал. Во время занятия использую дидактические игры для развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений.

(Слайд № 13) Очень важна индивидуальная работа с детьми, которая помогает мне активизировать застенчивых детей и развивать способности каждого ребенка.

Результативность:

        (Слайд № 14) Дети освоили культуру слушания музыки, знают многие музыкальные произведения, прослушанные ими или исполненные в течение года оркестром детских музыкальных инструментов.

        Сформировано музыкально-эстетическое сознание.

        (Слайд № 15) Дети разбираются в средствах музыкальной выразительности, выделяют звучание определённых инструментов, характеризуют их тембр.

        (Слайд № 16) Освоили азбуку исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах-игрушках, умеют импровизировать на различных музыкальных инструментах в игровых ситуациях, в сказках-драматизациях.

                (Слайд № 17) Следует отметить, что творчество детей не может формироваться только в ограниченном пространстве детского сада, поэтому мы установили прочные контакты с социокультурными учреждениями.

        (Слайд № 18) Большое удовольствие детям доставляют публичные выступления на выездных международных, городских и районных конкурсах и фестивалях.

        (Слайд № 19) Представленная форма работы направлена не только на обучение игре на детских музыкальных инструментах, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. У дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, эффективно помогает развивать музыкальные творческие способности и обогащает музыкальные впечатления детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

«Развитие творческих способностей и эмоционально - познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

План по самообразованию Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление исистематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельнос...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности. Информация для педагогов....

Система работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках пальцев»В.А. СухомлинскийОсновные понятия по теме:Творческие способности – это индивидуальные особенности качества чел...