Художественное конструирование, как способ развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста.
материал

Елена Владимировна Петрова

Художественное конструирование, как способ  развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                 “Детский сад 29 присмотра и оздоровления”

Художественное конструирование, как способ  развития творческих способностей ,умение создавать целостные композиции детьми дошкольного возраста.

                                                              Петрова Елена Владимировна -воспитатель

1-2слайд «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Сухомлинский В.А.

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.  

3 слайд В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей. Дети конструируют разные художественные композиции и поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала. Созданные постройки и поделки мы используем в основном в игре или в качестве подарка, украшения помещений, что приносит детям и родителям большое удовольствие. Детское творчество основано , как правило на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Моя цель состояла в том, чтобы опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применения этих знаний и умений.

4 слайд Для осуществления намеченной цели были определены следующие задачи:

•    Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.

•    Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.

•    Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.

•    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности

Художественное  конструирование, как деятельность охватывает большой  круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий  и речевого развития (мышление, творческого воображения, художественного  развития и механизмов управления поведением ребёнка.

5 слайд Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и конструктивных способностей на четырех этапах работы:

 1. Ознакомление детей с функциональным назначением конструкторского материала. Сначала дети экспериментируют по своему желанию; затем даются задания «Что-то достроить…»

 2. Это совместная конструктивная деятельность. Этот этап направлен на развитие воображения и обучения детей преднамеренному произвольному характеру действий по построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные). Сначала  в  двух  позициях (средняя  группа, а  затем уже с трех   пространственных   позиций  (старший возраст).

 3. Реализация опыта   конструирования  различных  изображений  разной степени   трудности. Ребенок, с одной стороны, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов и, сопереживая им, начинает испытывать эстетические чувства и использовать средства художественной выразительности.

 4. Идет переход от конструирования предметных образов, к воссозданию сюжетной композиции – по мотивам знакомых сказок, по собственному замыслу. Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать свой замысел, контролировать его осуществление.

6 слайд Работа по конструированию может  проходить  во второй половине дня в свободной совместной деятельности. В непринужденной обстановке дети свободно могут советоваться друг с другом и с воспитателем, экспериментируют с материалами, обсуждают последовательность процесса конструирования. Так же элементы художественного конструирования мы используем в изобразительной деятельности ,как часть занятия. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

7-10 слайд В своей работе по развитию творческих способностей мы используем следующие формы организации обучения художественному конструированию:

Конструирование по образцу(обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа).

 Конструирование по теме(дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.)

 Конструирование по замыслу(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)

Конструирование по условиям(задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер)

В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).

10 слайд Хорошим подспорьем по развитию творческих способностей являются схемы поэтапного конструирования, особенно если речь идет о технике оригами. В нашей группе имеется картотека "Волшебный мир оригами". Дети опираясь на такое наглядное пособие, вместе с воспитателем могут выполнить любую поделку. Создавая образы, они не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуются цветом, фактурой, формой.

 11 слайд Объемное бумажно-картонное моделирование -это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея. При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации.

12 слайд Комплекс дидактических игр по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, из специальных наборов геометрических конструкторов.  открывают для детей новые возможности самостоятельной деятельности, здесь нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует детей на активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают  творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

13 слайд Работа с природным материалом (шишки, ветки, ракушки, песок и т.д.)   и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ, .позволяет детям создавать забавные игрушки, картины, портреты. На начальном этапе дети внимательно рассматривают форму, окраску природного материала. Всякий природный элемент имеет свою особенную фактуру, поэтому и образы получаются разные. Затем детям предлагаем подумать пофантазировать, как можно усилить образ, подобрав детали из других природных форм. Важно научить воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы и составлять выразительные композиции. Составление композиции – творческий процесс.

 Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению как в совместной, так и в самостоятельной деятельности позволяет развить творческие способности дошкольников. дети стали чаще обращать внимание на красоту природы Дети  вместе с родителями собирали природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций. Составляя букеты - настроения, дети учились передавать в композициях грусть, радость. Мы обращали внимание на то, как красивы маленькие корзиночки из бересты и прутьев, украшенные живыми и сухими цветами, веточками, мелкими шишками, плодами рябины, листьями.

14-15 слайд Так же не менее важным условием  развития творческих способностей детей  является активное участие в педагогическом процессе  родителей, которые являются первыми помощниками своим детям.  При взаимодействии  с родителями используем традиционные и инновационные формы работы. Хорошей традицией стало проведение совместных тематических выставок-конкурсов разного уровня ("Осень щедрая хозяйка", "", "Золотой сухоцвет" и другие) в ходе подготовки дети не только получают новые знания и умения, но и такие конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности. Родители принимали активное участие  семинаре практикуме "Развитие речевого творчество с помощью оригами", в мастер-классах "Пальчиковый театр своими руками", "Сказочное волшебство". Опыт работы по развитию творческих способностей детей заинтересовал родителей. Дети стали чаще приносить из дома  разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей, которые в дальнейшем используются для оформления группы. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Таким образом стабильная, систематическая работа в данном направлении  позволит повысить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дети станут более активными, инициативными, способными принимать самостоятельные решения, появиться большая уверенность в себе, в своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-сценарий художественно-творческой деятельности с использованием ИКТ с детьми дошкольного возраста гр.№11 .Пластилинография :Ветка сирени.

Свою работу я посвятила к году Космоса..Занятие состоит из двух частей ..На первом занятии с использованием ИКТ показываем призентацию /сирень/.Показ слайдов с методикой . дети делают заготовки для сл...

«Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста».

Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучен...

«Система работы по развитию творческих способностей в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «...

Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».

       Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности для детей дошкольного возраста.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами тво...

Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств развития не только познания, но и эстетического восприятия окружающего мира ребенка. Она связана с самостоятельной, практической и твор...

Консультация для родителей: «Художественное конструирование в развитии творческих способностей ребёнка».

Когда ребёнок создаёт поделки своими руками вместе с родителями, он не только развивает творческое воображение, моторику рук и свою фантазию, но и укрепляет отношения между детьми и родителями....