Конспект занятия по познавательному развитию «Мы помним и гордимся».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сидорчук Любовь Анатольевна

Конспект   занятия   по познавательному развитию 

«Мы помним и гордимся»

Цель: систематизировать и расширить   элементарные представления   детей   о космосе.

-познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики;

-содействовать развитию познавательного интереса детей, применять  ранее полученные знания, анализировать, делать выводы;

-формировать чувство гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов, воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу, создавать эмоционально благоприятную обстановку.

Методические приёмы:

-наглядный: рассматривание   картинок планет, космического пространства, звезд, фотографий покорителей космического пространства;

-слушание аудиозаписей (космическая музыка);

-словесный: беседа, вопросы, напоминание, чтение   загадок;

-игровой: игра на внимание;

-практический: решение заданий с примерами.

Планируемые результаты:

-выражать свое отношение   к обозначенной теме;

-расширять словарный запас, формулировать собственное мнение, договариваться и   приходить к общему решению в группе;

-развивать познавательные интересы, использовать воображение, проявлять устойчивое стремление к общению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx243.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   занятия  по  познавательному развитию  

«Мы помним и  гордимся».

Цель: систематизировать и расширить   элементарные представления   детей   о космосе.

-познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики;

-содействовать развитию познавательного интереса детей, применять  ранее полученные знания, анализировать, делать выводы;

-формировать чувство гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов, воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу, создавать эмоционально благоприятную обстановку.

Методические приёмы:

-наглядный: рассматривание   картинок планет, космического пространства, звезд, фотографий покорителей космического пространства;

-слушание аудиозаписей (космическая музыка);

-словесный: беседа, вопросы, напоминание, чтение   загадок;

-игровой: игра на внимание;

-практический: решение  задания  с примерами.

Планируемые результаты:

-выражать свое отношение   к обозначенной теме;

-расширять словарный запас, формулировать собственное мнение, договариваться и   приходить к общему решению в группе;

-развивать познавательные интересы, использовать воображение, проявлять устойчивое стремление к общению.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,   социально - коммуникативное развитие,  физическое развитие.

Оборудование. Демонстрационный материал.

 Ноутбук, картинки изображения планет Солнечной системы, космических кораблей, фотографии покорителей космического пространства, блоки Дьенеша,    карточки с заданиями из рабочей тетради Л.Г. Петерсон «Ступенька к школе»  ч. 2.

Предварительная работа.

Знакомство с историей покорения космического пространства космонавтами нашей страны, чтение стихов и рассказов о космосе, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД:

1.Орг. момент.  Приветствие

-Сегодня   в нашу группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель приглашает детей пройти на коврик и поприветствовать друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!

2. Введение в ситуацию

На столе лежит шкатулка с кодовым замком, чтобы её открыть, следует раскодировать знаки-символы.

 На доске прикреплены карточки с обозначением нужных знаков-символов. (Блоки Дьенеша).  Нужно раскодировать информацию и найти нужный блок (код) от замка.

Самостоятельная работа по схемам с блоками Дьенеша.

1блок - квадрат, красный, большой, тонкий

2блок - треугольник, синий, маленький, толстый.

-Замок открылся. Молодцы!

-Как вы думаете, что лежит в конверте?

-Да это фотографии, интересно кто же их нам прислал?

                                                     

                                                                                         

Демонстрация детских фотографий Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой.

3. Актуализация   знаний

        Ребята, что объединяет мальчика, любившего шахматы, юного художника, девочку, занимающуюся в музыкальном кружке? (Ответы детей).

       Предположите, кто они? Как вы думаете, на какую тему мы будем с вами сегодня беседовать?

       Эти ребята в детстве многим интересовались, у них были различные увлечения. А когда каждый из них стал взрослым, то посвятил себя служению Родине - стал космонавтом. На фотографиях: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Валентина Терешкова в детстве.

      Мы сегодня поговорим о космосе и истории его покорения. А вы знаете, кто до человека летал в космос?

Действительно, в космосе побывали верные друзья человека - собаки!

      Сегодня наше   занятие поможет провести собака-космонавт Лайка! Любой космонавт хорошо знает строение Солнечной системы, и Лайка этими знаниями с нами поделится.

     Я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое, более чем на 63 года назад и узнать, как был совершен   первый полет человека в космос.

     А на чем мы туда можем полететь?

Отправляемся на космодром, нас ждет ракета, чтобы начать наше путешествие, нужно отгадать космические загадки.

1.Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …

(Ответ: Телескоп)

2.На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…

(Ответ: Ракете)

3.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…

(Ответ: Земля)

4. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …

(Ответ: Гагарин)

5. Когда я круглая и  полная,
Я всем свечу и всех люблю.
А на речке и на море дорожку серебрю.

(Ответ: Луна)

6. Есть окошко в корабле -

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

7. Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?

(Ответ: Большая Медведица)

 Объявляется пятиминутная готовность, начинаем отсчет:10,9,8,7,6, 5, 4, 3, 2, 1. Взлет.

Мы находимся в космосе, чтобы продолжить полет нужно выполнить задание.

Выполнение заданий № 1-2, стр 7 по рабочей тетради Л. Г Петерсон «Игралочка»- ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет.

4. Открытие нового знания.

           Что вы знаете ребята, об этих героях? Мы помним и гордимся их именами.

Все эти дети выросли и стали первыми! Юрий Гагарин первым в мире полетел 12 апреля 1961   г. в космос, его фраза «Поехали» стала символом покорения космоса. До его полёта учёные не знали, как человек будет чувствовать себя на орбите. Гагарин был в полёте 108 минут, 1 раз облетел   Землю.

Алексей Леонов первым вышел за пределы космического корабля в открытый космос. Во время выхода из ракеты в открытый космос случилась опасная ситуация, но он не испугался, а выполнил свою работу.

Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. Она провела на орбите более 2 суток, облетев вокруг Земли 48 раз.

          Все эти подвиги космонавты совершили не для того, чтобы прославиться или посмотреть из космоса на Землю.  

         Для чего каждый из них рисковал жизнью?

Космонавты очень любили своё Отечество, они служили Родине.

          Для нашей страны важно было быть первой в покорении космоса. И сейчас космические исследования также очень нужны для развития страны. Космонавты готовы прославлять свою Родину и укреплять её могущество.

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Проведение игры с мячом.  

            Космонавты на Земле тренируются на специальных тренажерах. У космонавта должна быть хорошая ориентация в пространстве, ведь в космосе все тела находятся в невесомости - то есть парят в безвоздушном пространстве без притяжения.

            Ребята, что такое невесомость? (Ответы детей)

            Сначала необходимо понять, что такое вес. Вес - это та сила, с которой тело давит на опору (землю). И отсюда следует: если наше тело не находится на опоре и ни на чем не висит, то люди не чувствуют собственного веса, его как будто нет! Следовательно, мы находимся в невесомости!

Оказаться в невесомости может каждый (и оказывался неоднократно), причем это намного проще, чем кто-то может подумать.

Для этого нужно всего лишь подпрыгнуть. Пока тело не касается пола и ни на чем не подвешено, оно в невесомости. А чтобы хорошо ориентироваться в невесомости и контролировать свое тело, все космонавты должны постоянно тренироваться, заниматься спортом.

            Давайте прямо сейчас проверим, как хорошо вы можете контролировать свое тело.

Физминутка.

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой),

Отрываюсь от Земли (подпрыгнуть),

Долетаю до Луны ( руки в стороны, покружиться).

На Орбите повисим ( покачать руками вперед- назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте).

Молодцы! Теперь понятно, что среди вас точно есть будущие герои России - космонавты!

Ребята, а что ещё должен знать каждый космонавт? (Ответы детей).

Все космонавты обязательно изучают историю освоения космоса человечеством.

А как вы думаете, благодаря кому люди смогли отправиться в космос?

            Что вам известно о Константине Эдуардовиче Циолковском, изображённом на фотографии?

Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый и изобретатель, который помог людям поближе познакомиться с космосом. Его называют отцом космонавтики. Он разработал первые в мире дирижабль, аэроплан и ракету.

Ребята, а что вы знаете о Сергее Павловиче Королёве? 

Благодаря этим учёным наша страна стала первой в мире в освоении космоса. Юрий Гагарин смог отправиться в космическое пространство, и сейчас наши космонавты отправляются на орбиту Земли и проводят там различные исследования, полезные людям.

Сергей Павлович Королев - советский ученый, инженер-конструктор, ему удалось воплотить свою мечту в жизнь. Под его руководством создавались первые автоматические станции, отправлялись корабли с первыми космонавтами, на орбите вокруг Земли появился первый искусственный спутник.

Любой космонавт хорошо знает строение Солнечной системы, а собака Лайка этими знаниями с нами поделится.

Демонстрация анимационного видео

Лайка.

Привет, друзья!

Меня зовут Лайка, и сегодня я хочу познакомить вас поближе с космосом. Космос - это безграничное, огромное пространство, которое не имеет ни начала, ни конца. В нем есть все, от ослепительно ярких звезд до самых разнообразных планет.

Как называется планета, на которой мы живем? Планета Земля. А где живет планета Земля? В Солнечной системе! У Земли есть соседи - другие планеты, их 7. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. У каждой из этих планет есть собственная орбита, космический обруч, по которой они вращаются вокруг одной большой и очень-очень горячей звезды по имени Солнце.

Кроме планет в космосе существует много других космических тел, например, метеориты, кометы и звезды. А еще практически у всех планет есть свои естественные спутники. Знаете, чем отличаются спутники от планет? Есть лишь одна существенная разница - Земля вращается вокруг Солнца, а спутник - вокруг планеты. У Земли такой спутник один - Луна, а у Юпитера целых 92!

-Ребята, интересно рассказывает Лайка о космосе? А что вы ещё знаете о Солнечной системе? (Ответы детей).

А вы знаете, что планеты солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца: ближе всего к нему - Меркурий, дальше всех - Нептун, а наша Земля - третья по счету. 

-Давайте  проверим,  как вы хорошо знаете планеты нашей Солнечной системы.

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Дети по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

5. Осмысление.

Демонстрация анимационного видео (блок вопросов по   занятию) Лайка.

Вам понравилось занятие? Узнали что-то новое для себя о космосе и наших героях - космонавтах?

Давайте повторим, что интересного вы узнали сегодня!

Сколько раз облетел земной шар Юрий Гагарин?

Пауза на Ответы детей 7-10 секунд

Ответ: Правильно, один раз

А как называется Спутник Земли?

Пауза на Ответы детей 7-10 секунд

Ответ: конечно, Луна

А как называется место, с которого запускаются ракеты.

Пауза на Ответы детей 7-10 секунд

Ответ: Космодром

Сколько планет в Солнечной системе?

Пауза на Ответы детей 7-10 секунд

Ответ: восемь

Кто такой Константин Циолковский?

Пауза на Ответы детей 7-10 секунд

Ответ: Ученый, который придумал, как покорить космическое пространство

Молодцы, ребята! Теперь я точно уверена, что вы - настоящие знатоки космоса.

Была рада познакомиться с вами, до новых встреч!

Наше космическое путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться на Землю.

На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! Вот мы и приземлились.

Рефлексия.

Ребята, что нового для себя вы сегодня открыли? (Ответы детей)

Что запомнилось больше всего?

Чтобы вы еще хотели узнать по этой теме?

Как вы считаете, почему наше занятие называется «Мы помним и гордимся».

А еще космонавты перед выходом в космос соблюдают исторически сложившиеся традиции! Кто из вас слышал, что космонавты делают перед полётом? 

Космонавты подкладывают монету под ракету, пока везут ее на старт. В полет по традиции они берут с собой веточку полыни, так как она дольше остальных растений сохраняет запах и напоминает о Земле.

А сейчас хлопните в ладоши один раз те, кому очень понравилось наше занятие.

Потопайте ногами те, кто узнал что-то новое.

А теперь хлопните в ладоши те, кому понравилась Лайка.

Похлопайте сами себе, ведь вы - огромные молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОБЖ "Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнём!" (2-я младшая группа)

Через цикл занятий по основам безопасности жизнедеятельности проходит ознакомление детей с правилами пожарной безопасности. Формируются представления о свойствах огня, его пользе и вреде в жизни челов...

Конспект тематической НОД «Мы помним» для детей 6-7 лет.

Конспект тематической непосредственно образовательной деятельности, посвящённой Великой Отечественной войне    "Мы помним" с использованием мультимедийной слайдовой презентации для дете...

конспект НОД "Мы будем помнить всегда"

Воспитание патриотических чувств: чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.  Формировать представления, знания детей о Великой Отечественной войне, праздни...

Конспект День Победы. Сценарий "Помнят внуки подвиг ваш"

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА, ПОСВЯЩЕННОГО   70 - ЛЕТИЮ  ПОБЕДЫ  В  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ«ПОМНЯТ ВНУКИ ПОДВИГ ВАШ»...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Чтобы помнили" 2018 учебный год

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Чтобы помнили" 2018 учебный год...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Знаем, помним, не забудем!"

Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны через обращение к героическому прошлому нашей страны.Продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет. Активи...