Ментальная арифметика
план-конспект занятия (старшая группа)

Ментальная арифметика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika_.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальная арифметика

Цель занятия: закрепление знаний детей о числах 1-4, умения откладывать на соробане числа от 1 до 4 и обратно, знакомство с цифрой 5 и развитие умения откладывать число 5 на Соробане, соотносить значение бусинки 5 с числом, а также количество предметов с числом и цифрой; развитие наблюдательности, воображения и памяти.

1. Знакомство и приветствие (3-4 минуты). Создание положительной атмосферы в аудитории.

Добрый день, ребята! Рада Вас снова видеть на нашем занятии! Вы помните, как друг друга зовут? (Если ребята с первого занятия вместе , то имеет смысл такая игра: первый ребенок называет свое имя, потом имя своего соседа и так далее, можно в обратном порядке). Если появились новые ребята, то можно поиграть в игру, которая представлена ниже.

Игра на ассоциации (называть любое слово, а ребенок должен, не раздумывая, назвать первое слово, которое приходит ему на «ум»).

Например:

— Я называю (варежка)- ребенок отвечает (холодно)

— Я называю (апельсин)- ребенок отвечает (сок)

— Я называю (обезьяна) — ребенок отвечает (бананы) и т.д.

(ответы детей могут быть совершенно разными и неожиданными). Такая игра развивает воображение, память и быстроту реакции.

2. Повторение пройденного материала (5-7 минут)

-Повторяем цифры 1-4, считаем на счетах Соробан, откладываем на Соробане 1, 2, 3, 4 в восходящем и нисходящем порядке;

— повторяем термины «братья», «друзья», «расчетная линейка», «как можно обнулить Соробан».

Повторение пройденного материала можно провести в виде игры: В мешочек складываются карточки с разным количеством предметов, дети поочередно, не глядя, достают из мешочка карточку и сколько предметов изображено на карточке, такое количество ребенок у доски откладывает на главном соробане, остальные дети откладывают на маленьких соробанах.

Например:

— карточка с изображением 4 яблок — ребенок откладывает на соробане число 4;

— карточка с изображением 3 рыбок — откладываем на соробане число 2 и т.д.

Повторение пройденного материала в виде энергичной игры не только способствует закреплению навыков счета, но и раскрепощению атмосферы на занятии, чередованию умственных и физических способностей.

3. Работа с интерактивной доской (Abacus HD) ( 5 минут). Закрепление навыков счета на соробане и поддержание познавательного интереса.

— А теперь, ребята, обратимся к электронному соробану. Поиграем с ним?

По очереди вызывая ребенка к доске, инструктор показывает быстро карточку с числом (1-4) или картинку с количеством разных предметов (это усложнённый вариант, так как ребенок должен еще успеть в течение 1-2 секунд запомнить число или подсчитать, сколько предметов на картинке), а ребенок должен быстро отложить число на электронном соробане. Обязательно отмечать самого активного, самого быстрого ребенка.

Навык счета

Цель данной игры: закрепить навыки счета на электронном соробане, развить быстроту реакции, сообразительность.

4. Подвижная разминка под веселую музыку (2-3 минуты). Музыка «У оленя дом большой». Дети повторяют за инструктором все движения, далее идет ускорение музыки и движений. Данная разминка способствует развитию позитивного настроения, поддержанию физической активности и смены деятельности, а также концентрации внимания.

Слова и движения:

У оленя дом большой (изображают руками над головой дом оленя)

Он глядит в свое окно (подносим к глазам кулачки, как будто смотрим в бинокль)

Заяц по полю бежит (изображаем бегущего зайца)

В дверь он к нам стучит (складываем пальцы правой руки в кулачок)

Тук-тук, дверь открой (изображаем стук в дверь, движение- открываем дверь)

Там в лесу охотник злой (большим пальцем показываем назад, ч то сзади бежит охотник)

Заяц, заяц, забегай (машем рукой, как бы зазывая зайца в дом)

Лапку мне давай (складываем руки в ладошки)

Повторяем движения по мере ускорения музыки.

5. Знакомство с числом и цифрой 5.

— Давайте посмотрим, сколько бусинок находится над расчетной линейкой — ОДНА (считаем на одном стержне).

— Одна такая бусинка означает число 5

[чтобы объяснить детям, почему верхняя бусина означает число 5, можно сказать, что внутри этой бусины находится 5 маленьких бусинок]

— Итак, опускаем указательным пальцем «брата» ( бусинку 5) вплотную к расчетной линейке.

Инструктор демонстрирует это на большом соробане, дети повторяют на маленьких соробанах.

— А теперь давайте обнулим соробан и попробуем сыграть в такую игру:

— Я называю быстро любое число от 1 до 5, один из вас показывает это число на большом соробане, остальные повторяют на маленьких. Далее быстро меняемся местами и продолжаем игру.

Цель: закрепить счет от 1-5, развитие быстроты реакции и работы с соробаном, развитие мелкой моторики.

6. Работа с учебником и дополнительным методическим материалом (7-9 минут).

Цель : закрепление изученного материала и развитие мышления, памяти.

Задание 1: дети работают только с цифрой и числом «5»

Задание 2:

— А теперь разукрасим столько лимонов, сколько показано на соробане (стр. 14, учебник «Ментальная арифметика. 4-6 лет».

— Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

— Посмотрите на верхний рисунок, какое число изображено? (Правильно, «5»)

— Сколько лимонов вы разукрасили? (дети отвечают, что пять)

— Правильно, молодцы!

— А какое число отложено на соробане? (дети отвечают, что «5»)

— Посмотрим на вторую картинку. Какое число здесь изображено? (Дети отвечают , что «6»).

— А сколько лимонов вы разукрасили? (6)

— А какое число отложено на соробане ? (6) и т.д.

Примечание: Если детям сложно откладывать на соробане числа 6, 7, 8, останавливаемся пока на значении числа «5».

7. Интерактивная игра на развитие внимания и памяти, познавательного интереса, усидчивости. (5-6 минут)

— Ни одно торжество не обходится без праздничного торта! Тортик может быть любым: большим или маленьким, слоёным или бисквитным, с шоколадной или кремовой начинкой, но он всегда очень вкусный и красивый! На торты, которые пекут по случаю Дня рождения, обычно ставят и зажигают свечи, причём их количество совпадает с возрастом именинника. А ещё тортик можно украсить разноцветной глазурью, шоколадом, сахарной пудрой, разноцветной посыпкой, благодаря чему каждый торт получается неповторимым. В игре на внимание «Кусочек торта» вам предстоит угадать, какой из четырёх кусочков тортика был от него отрезан, а затем выбрать правильный ответ. Будьте внимательны, ведь некоторые кусочки лакомства очень похожи друг на друга.

8 Итоги урока, домашнее задание (5 минут).

— Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

— Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. А какое задание было самым сложным? С каким вы сразу справились?

— Давайте повторим:

— Где находится расчетная линейка? (Она разделяет верхние и нижние бусинки)

— Что находится под расчетной линейкой? Какие значения чисел? (1, 2, 3, 4)

— Что находится над расчетной линейкой? Какая бусинка? Что она означает? (число 5)

— Расскажите, как нужно обнулять соробан? (складываем клювиком указательный и большой палец и проводим по расчетной линейке, справа налево)

— Домашнее задание: расскажите своим родителям о том, чем вы сегодня занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.

МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.    Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...