Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников
статья (младшая группа)

Карягина Галина Сергеевна

В статье говорится о том, каким образом театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на сенсорное развитие ребенка, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как метод развития сенсорной интеграции дошкольников.

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, различных предметов. Для познания окружающего мира детям приходит на помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В незатейливой игре ребенок получает те навыки и способы обработки информации, которые впоследствии служат базой для более сложных умений и навыков, в свою очередь позволяющих формировать речь, регулировать поведение.

Основной задачей педагога, является помочь ребенку всесторонне, гармонично развиваться, совершенствуя познавательные интересы и творческие способности, и здесь на помощь приходит театрализованная деятельность, которая в свою очередь имеет большое значение для сенсорного развития.

Опыт социальных навыков поведения – это познание действительности при помощи слуха, зрения, вкуса, обоняния, тактильных ощущений. Следовательно, связь сенсорного развития и театрализованной деятельности очень тесная.

Детям младшего возраста очень хорошо в «компании» лесных зверушек. Им открывается волшебный лес, где каждое путешествие приносит новые впечатления и сенсорный опыт.               Со сказочными героями дети играют, узнают мир, который их окружает. За небольшой промежуток времени дети сами становятся персонажами и погружаются в действие сказки.

Разнообразные виды театра, которые малыши используют в каждодневной игровой деятельности, дают детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя, а также это прекрасный способ развития мелкой моторики, речи, воображения, ловкости, умения управлять своими движениями.

Театр на фланелеграфе – этот вид театра способствует развитию мелкой моторики, а значит речи, координации движений, концентрации внимания на одном виде деятельности. Его можно использовать при знакомстве с сенсорными эталонами – цвета, формы, величины, а также тактильных ощущений.

Настольные театрализованные игры

Это простой и доступный вид театра. В этом театре используются самые разнообразные игрушки как фабричные так и самоделки, из любого материала.

Настольный театр не требует особых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, повторяют запомнившиеся фразы, учатся разыгрывать простые сказки. Всё театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы.

Шагающий театр прост в изготовлении: у каждой куклы в нижней части вырезаны 2 отверстия для указательного и среднего пальчиков, которые заменят сказочному персонажу ножки.

Таким образом, кукла «ходит», повторяя движения пальцев. Опять же развивается мелкая моторика рук, речь, координация движений, происходит закрепление знаний зрительных, осязательных эталонов.

Театр на палочке интересен не только тем, что он легок в изготовлении, но и тем, что действия сказки можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по помещению группы.

Театр на прищепках

Здесь, при взаимодействии с прищепками, развивается творческое воображение, сенсорика, мелкая моторика рук.

В результате участия в театрализованных постановках малыши проявляют активный интерес к сенсорной деятельности и познанию, воспринимать и познавать окружающие предметы через ощущения, когда они сами могут все потрогать и подергать.

Непосредственно на своих занятиях по сенсорному развитию я очень часто даю детям элементы театрализованной деятельности. В данном процессе для получения базы сенсорного опыта  используются песок, разнообразные виды круп, фасоль, горох, макаронные изделия, вода.

Развивающие деревянные бусы-шнуровки по Сказкам.

Для большего интереса фигурки засыпаются макаронами. Очень интересно малышам сначала отыскать нужные фигурки, а затем, меняя последовательность фигурок, разыгрывать с ними небольшие спектакли. Игра поспособствует развитию у малыша мелкой моторики рук, тактильных ощущений, способности концентрировать внимание, усидчивость и мышление.

 «Волшебный мешочек».

Ребёнок, не видя, что находится в мешочке, должен на ощупь, определить, какой же герой сказки спрятан в мешочке.

Через создание сюрпризного момента дети учатся различать фактуру игрушек, которые от них спрятаны, что способствует развитию мелкой моторики и тактильных навыков, сенсорных ощущений детей. Развивает внимание, концентрацию, стимулирует логическое мышление.

Найди спрятанных героев сказки в бабах или в горохе.

Здесь детям дается задание отыскать заданных героев сказок, в контейнерах с фасолью либо горохом. Детям очень нравится перебирать фасоль, горох на ощупь. Это способствует развитию мелкой моторики, сенсорных ощущений и  тактильных ощущений малышей.

Угадывание сказок по картинкам,

В данном случае детям даются картинки сказки, засыпанные разными крупами, в данном случае перловой и манной крупой. Перед детьми ставится задача, постепенно очищая картинку отгадать, какая же сказка спряталась.

Выше перечисленные сенсорные театральные игры, способствуют развитию сенсомоторики, эмоциональному раскрепощению малышей, способствует развитию творческих способностей, происходит снятие зажатости, робости.

Многообразие форм и методов данных сенсорных занятий,  могут ограничиваться только вашей фантазией.

Таким образом, театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на сенсорное развитие ребенка, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»

Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно други...

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы.

План самообразования по теме "Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы" на 2019 -2020 учебный год направлен на развитие речи детей 1 младшей...

Театрализованная деятельность – как метод развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность – как метод развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста.Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной ...

Театрализованная деятельность – как метод развития диалогической речи младших дошкольников

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста...

Консультация "Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей" консультация (младшая группа)

Консльтация "Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей "...

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Я счит...