Использование сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Бабынина Ольга Юрьевна

В статье представлена актуальность проблемы формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста, рассмотрены основные понятия - “экологическая компетентность”, “компоненты экологической компетентности”, “сказка”. Авторы делятся опытом использования сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx11.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье представлена актуальность проблемы формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста, рассмотрены основные понятия - “экологическая компетентность”, “компоненты экологической компетентности”, “сказка”. Авторы делятся опытом использования сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: сказка, компетентность, экологическая компетентность, компоненты экологической компетентности, дошкольный возраст.

 В настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а так же взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало особенно актуальной. Осознание данной проблемы преобразуется в цель предотвращения стихийного взаимодействия людей на природу, в создание осознанного экологосообразного взаимодействия с нею. Такое взаимодействие представляет возможным при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической компетентности, формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является построение такого процесса обучения, развития и воспитания, который мог бы быть основой формирования экологической компетентности детей, основанной на новой системе духовно-нравственных ценностей общества.

В толковом словаре С.И. Ожегова экологическая компетентность является результатом экологического воспитания дошкольников(1).

Понятие экологическая компетентность включает в себя умение ребенка использовать знания о природе, позволяющие ему проявлять осведомленность в области экологии, способствующие практическому и умственному экспериментированию, бережному отношению к окружающему миру.

Е.В. Гончарова выделяет компоненты экологической компетентности дошкольников,которые представленны: экологическими знаниями; экологическими отношениями в системе (человек - природа) и их оценкой; экологическими переживаниями, которые связаны с состоянием как своей социоприродной среды, так и отдельных ее компонентов; волевыми устремлениями во взаимодействии с природой; экологическим выбором целей и средств оптимизацией отношений в системе (человек - общество - природа); поступками, обеспечивающими экологическую ответственность за состояние  и улучшения социоприродной среды; пректированием у самого себя экологических качеств личности, которая осознает себя органической частью природы ( Эко - Я )(2).

Дошкольные учреждения активно включаются в решение задач экологического воспитания детей. В условиях многообразия исследований, раскрывающих его отдельные направления, педагог испытывает затруднения в осуществлении целостной системы работы по формированию экологической компетентности дошкольников.

Процесс формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредствам использования сказок эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:

  • разработка календарно-тематического планирования в соответствии с изучаемыми лексическими темами;
  • использование сказок, соответствующих возрасту детей;
  • отбор сказок с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые включаются сказочные образы природы;
  • соблюдение требований к сказкам экологической тематики;
  • соблюдение определенных принципов при работе со сказкой;
  • организация поэтапной работы со сказкой;
  • применение разнообразных форм и методов использования сказки  в процессе формирования экологической компетентности детей;
  • привлечение родителей к проблеме формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредствам использования сказок.

Подбирая сказки экологической тематики, рекомендуем руководствоваться следующими требованиями: ,конкретность содержания сказки, включение информации об объектах живой и явлениях неживой природы, доступной для понимания дошкольниками; соответствие информации о природных объектах содержанию экологических знаний детей, а также формированию осознанно - правильного отношения детей к объектам природы; содержание сказок может включать: сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании; небольшой объём сказок.

Таким образом, разработанная и апробированная нами система работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста посредствам использования сказок была успешна реализована.

Список литературы

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И.Скворцова. - М.: ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2012. - 1376 с.
  2. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Проект "Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экол...

Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...

“Стол времен года” – как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование экологической культуры у детей дошкольного ворзраста....

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о...