ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
проект (средняя группа)
ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад "Родничок" комбинированного вида
ПРОЕКТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения
детский сад "Родничок" комбинированного вида
(МДОАУ д/с "Родничок")
2021 год
Содержание | ||
№ | Стр. | |
1. Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи воспитания | 4 |
1.3. | Методологические основы и принципы построения Рабочей программы воспитания | 5 |
1.4. | Особенности воспитательного процесса | 5 |
1.5. | Планируемые результаты | |
2. Содержательный раздел | ||
2.1. | Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания | 11 |
2.2. | Особенности реализации воспитательного процесса | 17 |
2.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Рабочей программы воспитания | 19 |
3. Организационный раздел | ||
3.1. | Общие требования к условиям реализации Рабочей программы воспитания | 20 |
3.2. | Организация предметно-пространственной среды | 20 |
3.3. | Кадровое обеспечение воспитательного процесса | 22 |
3.4. | Нормативно-методическое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания | 22 |
3.5. | Материально-техническое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания | 22 |
3.6. | Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей. | 22 |
3.7. | Календарный план воспитательной работы. | 23 |
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детский сад "Родничок" комбинированного вида (далее - Программа),разработана на основе:
- требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01.07.2021 № 2/21).
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределенности и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности.
В основе процесса воспитания детей МДОАУ д/с "Родничок" лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они должны найти своё отражение в основных направлениях воспитательной работы:
- Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
- Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
- Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
- Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
- Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
- Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования.
Усиление воспитательного компонента в образовательной деятельности обозначено в новой редакции Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где воспитательная деятельность педагогического процесса охватывает все составляющие образовательной системы и направлено на качественное и доступное образование и воспитание в современных условиях.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает приоритетные направления воспитания:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно
-нравственное развитие;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Главная цель образования на всех уровнях: воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации.
Рабочая программа воспитания является структурным компонентом основной образовательной программы дошкольного образования, не противоречит её принципам, целям, задачам и содержанию, а также включает три раздела - целевой, содержательный и организационный.
Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Рабочая программа воспитания включает приложение - календарный план воспитательной работы.
1.2. Цели и задачи воспитания
Цель дошкольного воспитания - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества, через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития и воспитания каждой личности. Важно сочетание усилий педагогов по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка к своему саморазвитию. Сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Основные цели и задачи в образовании и воспитании дошкольников обозначены по всем направлениям развития и обеспечивают всестороннее развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности по всем образовательным областям: "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" и "Социально-коммуникативное развитие".
Достижение поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решению следующих основных задач:
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств;
- создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
- развитие способностей и творческого потенциала ребенка;
- организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
- объединение воспитательных ресурсов семьи и детского сада на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
1.3. Методологические основы и принципы построения
Рабочей программы воспитания.
Методологической основой Программы являются культурно-исторический и деятельностный подходы.
Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания заложенных в определении воспитания.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии:
- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
- идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
- амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных "специфических детских видов деятельности".
Для получения результатов качественного воспитания детей в рамках реализации Программы соблюдаются принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
- принципа ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
1.4. Особенности воспитательного процесса
В МДОАУ д/с "Родничок" образовательный и воспитательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и объединяются в целостный процесс.
Основной целью педагогической работы в ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Конструирование воспитательной среды ДОУ строится на основе следующих элементов: уклад, воспитывающая среда, общность (сообщества), социокультурный контекст, деятельность и культурные практики в ДОУ.
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и образовательной организации, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитыващей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- "от взрослого", который создает предметно-пространственную среду, насыщая её ценностями и смыслами;
- "от совместности ребенка и взрослого": воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- "от ребенка": воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Общность - это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности, для которой характерно содействие друг другу, соотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов общностей (профессиональных, профессионально-родительских, детско-взрослых, детских).
Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по воспитанию ребёнка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребёнку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребёнок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений её участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учатся умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это возможность для ребёнка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. От также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений.
Деятельности и культурные практики. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы и как эффективное средство развития, воспитания и обучения в разных организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Её содержание и уровень зависит от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Её содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Воспитательный процесс организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий. Среда обогащается за счет улучшения качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и гендерным особенностям детей, актуальной насыщенности. Воспитателя заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользовались материалами и оборудованием.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется трудовым поручениям, как части нравственного становления. Воспитание направлено на формирование эмоциональной готовности к трудовой деятельности, элементарных умений и навыков в различных видах детского труда, интереса к труду взрослых людей.
1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления ребёнка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Для достижения личностных результатов выпускника ДОУ к окончанию раннего возраста (к трем годам) у ребенка должны быть сформированы следующие качества:
Портрет ребёнка раннего возраста | Планируемые результаты |
Проявляющий привязанность, любовь к семье | Имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятых в обществе. Проявляет эмоциональное отношение к семье. Проявляет позитивные эмоции и интерес к семейным праздникам и событиям. |
Доброжелательный по отношению к другим людям, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание. | Способен понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо", что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми. Проявляет интерес к другим детям и способен бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию "Я сам!". Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. |
Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий желание заниматься художественным творчеством. | Проявляет интерес к познанию окружающего мира. Эмоционально реагирует на доступные произведения русского народного творчества. Эмоционально воспринимает произведения искусства, музыки, народного творчества. Проявляет интерес к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, конструированию). Эмоционально реагирует на красоту в природе, быту. |
Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания. | Выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать. Стремится быть опрятным, проявлять нетерпимость к неопрятности (грязные руки, грязная одежда и т.д.). Выражает желание в физической активности: подвижных играх, совместных с взрослыми делах. Способен к самообслуживанию (одеваться, раздеваться), самостоятельно, аккуратно, не торопясь принимать пищу. Соблюдает элементарные правила безопасности в быту, в детском саду, на природе. |
Имеющий элементарные представления о труде взрослых. Способный к самостоятельности при совершении элементарных трудовых действий. | Поддерживает порядок в быту, после игр. Выполняет элементарные трудовые поручения. Стремится к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах.
Портрет выпускника ДОУ | Планируемые результаты |
Любящий свою семью, принимающий ее ценности и поддерживающий традиции. Любящий свою малую Родину и имеющий представление о России в мире, испытывающий симпатии и уважение к людям разных национальностей. Проявляющий интерес и уважение к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России. | Имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношении к ним. Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье. Проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему -своему, своей семьи, своей страны. Проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. Имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России. Знает символы государства - Флаг, Герб и символику субъекта РФ, в которой живёт. Проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека. Имеет начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина. |
Имеющий начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя в окружающем мире. Различающий основные проявления добра и зла, принимает и уважает ценности общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляет ответственность за свои действия и поведение. | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества. Испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение. Способный выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями. Самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил. Использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться). Умеет слушать и уважать мнения других людей. Умеет пойти навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов. Способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Имеет свое мнение, может его обосновать. |
Проявляющий личностные качества, способствующие познанию, активной социальной деятельности: инициативный, самостоятельный, креативный, любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Активный, проявляющий самостоятельность и инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Мотивированный к посильной проектной и исследовательской деятельности, экспериментированию, открытиям, проявляющий любопытство и стремление к самостоятельному решению интеллектуальных и практических задач. | Проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых. Проявляет инициативу в самостоятельном решении несложных практических проблем и в реализации собственных идей и замыслов. Проявляет желание сотрудничать с другими детьми и взрослыми в решении посильных общественных задач. |
Обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными навыками личной и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе. Обладающий элементарными представлениями об особенностях здорового образа жизни. Обладающий элементарными представлениями о правилах безопасности дома, на улице, на дороге, на воде. | Умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживать негативные импульсы и состояния. Спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми без осуждения. Не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми. Имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью. |
Ценящий труд в семье и в обществе, уважает людей труда, результаты их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Бережно и уважительно относящийся к результатам своего труда, труда других людей. Стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных заданий и поручений. Стремящийся к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности | Имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях. Проявляет уважение к людям труда в семье им в обществе. Проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности. |
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание рабочей Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Практическая реализация цели и задач Программы осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы, определенных на основе базовых ценностей воспитания в России: патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое Данные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.
Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе.
Направления воспитания | Ценности | Содержание направлений |
Патриотическое | Родина Природа | Патриотизм - это воспитание в ребёнке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Задачи патриотического воспитания: - расширять представления о своем родном крае, столице Родины, о российских символиках, формировать позицию гражданина России, воспитывать чувство патриотизма; - воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам; - воспитывать уважение и интерес к различным культурам; - воспитывать уважение к правам и достоинствам других людей, родителей, пожилых, инвалидов; - знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда; - воспитывать любовь и бережное отношение к своему городу. При реализации вышеуказанных задач особое внимание уделяется основным направления воспитательной работы: - ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; - организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; - формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. Формы работы с детьми: занятия, досуги, участие в конкурсах, экскурсии, проведение патриотических праздников. Ожидаемые результаты:
|
Социальное | Семья Дружба Человек Сотрудничество | В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотного выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к семи годам положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развития дружелюбия, создании условий для реализации в обществе. Основные задачи социального направления воспитания: - формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности; - формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила; - развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоления детского эгоизма. Направления деятельности воспитателя: - организовать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т.п.), игры с правилами, традиционные народные игры; - воспитывать у детей навыки поведения в обществе; - учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; - учить детей анализировать поступки и чувства - своих и других людей; - организовывать коллективные проекты заботы и помощи; - создавать доброжелательный психологический климат в группе. |
Познавательное | Знания | Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: - развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; - формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; - приобщение ребёнка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии). Направления деятельности воспитателя: - совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения , сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; - организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; - организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
|
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Цель данного направления - сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: - укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата; - развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни; - сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня. Направления деятельности воспитателя: - организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; - создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; - введение оздоровительных традиций в ДОУ. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они становятся для него привычкой. Направления деятельности воспитателя: - формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; - формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; - формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; - включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. |
Трудовое направление | Труд | С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду. Основные задачи трудового воспитания: - ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей; - формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования; - формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Направления деятельности воспитателя: - показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; - воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников); - предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; - собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; - связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. |
Этико-эстетическое направление | Культура Красота | Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Основные задачи этико-эстетического направления: - формирование культуры общения, поведения, этических представлений; - воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии на внутренний мир человека; - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; - воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; - развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; - формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Направления деятельности воспитателя: - учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; - воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; - воспитывать культуру речи (называть взрослых на "вы" и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом); - воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать её, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя: - выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения т творчества; - уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь детского сада; - организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды; - формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; - реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. |
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательная программа ДОУ направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.
Приоритетным в воспитательном процессе ДОУ является патриотическое, физическое и трудовое направления.
Воспитательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости становления страны и потребности защищать Родину.
Успех реализации физического направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели, определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: дети 3-5 лет - до 3-4 часов, дети 5-7 лет - до 4-5 часов. Оптимизация двигательного режима и обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы) и моральная мотивация детского труда.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: во время проведения традиционных мероприятий, в процессе организованной образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада традиционные событийные мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп. Такие мероприятия - это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребёнок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. Традиционными для дошкольного учреждения является проведение:
- общественных праздников (День знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День матери, День народного единства, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День Земли, День Победы, День Семьи;
- сезонных праздников ("Осень, осень в гости просим", "Новый год", "Колядки", "Масленица");
- тематических мероприятий (День Здоровья, День открытых дверей, Неделя безопасности, Театральная неделя);
- социальных и экологических акций (Бессмертный полк, Окна Победы, Добрые крышечки).
Основные формы деятельности | Содержание деятельности |
Проекты | В настоящее время проекты являются самой распространённой формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие. |
Совместные игры. | Это одно из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий. Применяют различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры. |
Выставки | По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические. |
Конкурсы, викторины | Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. проводятся по всем направлениям развития дошкольников. |
Музыкально-театрализованные представления. | Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной. |
Единицей воспитания в ДОУ является организованная образовательная деятельность (ООД), так как процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребёнка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность.
В содержание ООД включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.
В соответствии с ФГОС ДО, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей. В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.
Основные формы деятельности | Содержание деятельности |
Образовательные ситуации | В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности. |
Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры-приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). | Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона. |
Обсуждения | Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров в жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил. |
Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлеченности каждого ребенка. | Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринужденной обстановки и эмоциональной вовлеченности каждого ребёнка. |
Дидактические игры | Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование. |
Продуктивная деятельность. | Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива. |
Игры-практикумы | Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. |
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Рабочей программы воспитания
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.
Для МДОАУ д/с "Родничок" важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример - все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада учреждения, в котором строится воспитательная работа.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и т.п.
Основные формы работы с родителями | Содержание форм работы с родителями |
Родительские собрания | Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей. |
Консультации | Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИКТ. |
Круглый стол | Педагоги привлекают родителей к обсуждению на определенную тему. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса. |
Тренинги | В основе тренинга - проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые "погружают" родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведенной деятельности. |
Мастер-классы | Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. |
Анкетирование | Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствуют установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка. |
Родительский клуб | Добровольное объединение родителей. Раз в месяц проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели предлагают обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению доверительных партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников. |
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. | Ежемесячно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей. |
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Рабочей программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий её реализации, включающих:
- обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды, которая строится по трем линиям:
- "от взрослого", который создает предметно-пространственную среду, насыщая её ценностями и смыслами;
- "от взаимодействия ребенка и взрослого", воспитывающая среда, направлена на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- "от ребёнка", воспитывающая среда, в которой ребёнок самостоятельно творит, живёт и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
- создание уклада детского сада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности;
- современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- наличия профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- учёт индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и т.п.).
3.2. Организация предметно-пространственной среды
Не мало важную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда. При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребёнка, способствуют его психологической безопасности, обогащают внутренний мир ребёнка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, поднимают настроение, способствуют позитивному восприятию.
Развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой ДОУ, в сочетании с Рабочей программой воспитания и соответствует возрастным особенностям, гигиеническим требованиям и нормам, правилам пожарной безопасности.
Насыщенность и гибкое зонирование всего пространства обеспечивает осуществление деятельностей по разным видам и интересам детей. Среда содержательно насыщена, игровой материал пригоден для использования.
Вариативность развивающей предметно-пространственной среды определяется, содержанием обучения и воспитания, культурными и художественными традициями, климатическими и географическими особенностями. Материал периодически меняется в разных вариациях. Пространство группы трансформируется, хорошо организовано в виде уголков, центров, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов и средств.
Доступность - это обеспечение свободного доступа воспитанников к играм , игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской активности и позволяющие выбирать воспитанниками интересные для себя занятия.
Безопасность - все элементы среды соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил по обеспечению надежности и безопасности их использования и правилам пожарной безопасности. Внутреннее оформление помещений, ближайшее окружение, детская площадка, оборудование безопасно и здоровье сберегающее.
Эмоциональная насыщенность и эстетичность - то, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Игрушки - обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Признаки индивидуализации: возможность организации личного пространства, фиксация достижений ребёнка. Каждому ребенку обеспечено личное пространство (кроватка, стульчик, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, уголки уединения и т.д.). Детская мебель соответствует возрасту и росту детей.
Соблюдены гендерные особенности воспитанников, организованы игры для мальчиков и девочек.
В групповых помещениях созданы необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь свободная для мебели и игрушек.
Каждая группа обеспечена игрушками, побуждающими к игровой деятельности, постоянно производится замена игрушек, стимулирующих активность детей в течение дня.
Педагогическая и воспитательная целесообразность позволяет обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Педагог правильно и эффективно организовывает воспитательные отношения с учётом индивидуальных особенностей детей.
3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания
3.5. Материально-техническое обеспечение реализации Рабочей программы воспитания
Кадровый состав, нормативно-методическое и материально-техническое обеспечение в полном объеме используются так же и при организации образовательной деятельности и подробно прописаны в Образовательной программе дошкольного образования МДОАУ д/с "Родничок".
3.6. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей.
В дошкольном возрасте воспитание, образование и развитие - это единый процесс. Инклюзия (дословно-"включение") - это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
На уровне уклада ДОУ инклюзивное образование - это идеальная норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности разделяются всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред:
- предметно-пространственная развивающая среда строится как максимально доступная для детей с ОВЗ;
- событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
- рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребёнка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развивается на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребёнка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация обеспечивает переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными принципами реализации Рабочей программы воспитания для детей с ОВЗ в МДОАУ д/с "Родничок" являются:
- полноценное проживание ребенка всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным субъектом воспитания;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребёнка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в МДОАУ д/с "Родничок" являются:
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребёнка с особенностями в развитии и содействии повышению уровня педагогической компетентности родителей;
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы МДОАУ д/с "Родничок" составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогическими работниками. Мероприятия проводятся как для всего детского сада, так и внутри группы.
Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам:
- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
- организация события, которое формирует ценности.
Направления воспитания | Ценности | События | Ответственные |
СЕНТЯБРЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседа "Любимое место отдыха моей семьи" (5-7 лет). Наблюдение на прогулке: "Район, в котором расположен наш детский сад" (4-7 лет). Выставка детского творчества "И у города есть День рождение" (5-7 лет). | Старший воспитатель Воспитатели |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Адаптационный период (2-3 года). Развлечение "Здравствуй детский сад" (3-7 лет). Беседа "О дружбе и друзьях" (4-7 лет). | Педагог-психолог Воспитатели Музыкальный руководитель |
Познавательное направление | Знание | Адаптационный период (2-3 года). Чтение художественных произведений: В.Сухомлинский "Бабушка отдыхает", В.Драгунский "Денискины рассказы", Н.Артюхова "Большая береза" (4-7 лет). Праздник "День знаний" (5-7 лет) | Педагог-психолог Воспитатели Музыкальный руководитель |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Формирование культурно-гигиенических навыков (2-4 год) Осенние старты: "Мы со спортом дружим" (5-7 лет). | Воспитатель Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Беседа "Труд и обязанности в семье" (5-7 лет). Благоустройство прогулочного участка (трудовая акция совместно с родителями воспитанников) (4-7 лет) Акция по сбору пластиковых крышечек "Добрые крышечки" (2-7 лет). | Воспитатели |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Экскурсия по детскому саду "Наш любимый детский сад" (2-7 лет). Беседа "Правила поведения в детском саду" (4-7 лет) | Воспитатели |
ОКТЯБРЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседа "За что лес мог бы сказать нам спасибо?", "За что лес мог бы рассердиться на нас?" (4-7 лет). Ситуативный разговор "Чем вам нравится осень?" (5-7 лет) Праздник урожая (2-4 года). Праздник осени (4-5 лет). Праздник "Здравствуй, осень золотая" (5-6 лет). Осенний бал (6-7 лет). | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Беседа "Сбор урожая в моей семье" (4-7 лет). Беседа "Есть ли у животных семья?" (3-5 лет). Развлечение "А ну-ка бабушка, а ну-ка дедушка" (3-7 лет). | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Познавательное направление | Знание | Загадки, заклички об осени (4-7 лет). Чтение художественных произведений: Н.Сладков "Осень на пороге", "Белкин мухомор", В.Бианки "Купание медвежат", "Лесные домишки", И.Соколов-Микитов "Белка". (3-7 лет) | Воспитатели |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Беседа "Витамины осенью", "О пользе прогулок по лесу", "Одежда детей осенью" (3-7 лет). Спортивные мероприятия "День здоровья" (3-5 лет), "Осенняя спартакиада (5-7 лет). | Воспитатели Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Беседа "Труд человека осенью", "Забота о братьях наших меньших" (4-7 лет). Акция по сбору пластиковых крышечек "Добрые крышечки" (2-7 лет). | Воспитатели |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Выставка «Дары осени. Поделки из природного материала» (3-7 лет). Выставка рисунков "Моё любимое животное" (5-7 лет). Оформление группы "Осень золотая" (3-7 лет). | Старший воспитатель Воспитатели |
НОЯБРЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Фестиваль "В дружбе сила" (3-7 лет). Беседа "Любимые цветы мой мамочки" (3-7 лет). Беседа "Знаменитые спортсмены" (5-7 лет). Беседы "Герб и флаг страны", "Символы России" (5-7 лет). | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Беседа "Спорт в жизни членов моей семьи" (5-7 лет). Музыкальный вечер "Я так хочу, чтобы мама улыбалась" (4-7 лет). | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Познавательное направление | Знание | Чтение и заучивание коротких стихов про спорт (4-7 лет). Чтение и заучивание стихотворений о маме (3-7 лет). Рассматривание энциклопедии "Всё о России" (5-7 лет). Беседы "Герб и флаг страны", "Символы России" (5-7 лет). | Воспитатель |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Беседы "Моё тело", "Если хочешь быть здоров" (3-7 лет). Ситуативный разговор "Как сберечь здоровье в холодный период поздней осени?" (5-7 лет) Спортивное мероприятие "Народные игры России" (3-7 лет) | Воспитатель Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Ситуативный разговор "Труд человека кормит, а лень портит" (5-7 лет). Мастерская "Книжки-малышки о здоровом образе жизни своими руками (3-7 лет). Мастерская "Подарочек для мамы" (3-7 лет). | Воспитатель |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Выставка детских рисунков "Символы России" (5-7 лет). День народных песен "Гуслицы" (3-7 лет). | Ст.воспитатель Воспитатель Муз.руководитель |
ДЕКАБРЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседа "Народные приметы декабря" (5-7 лет). Беседа "Животные и птицы родного края" (4-7 лет). Беседа "Новый год: история праздника и детские новогодние традиции" (3-7 лет). | Воспитатели |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Викторина "Путешествие по зимним сказкам" (5-7 лет). Ситуативный разговор "Какие изменения происходят в жизни животных и птиц зимой?", "Как и чем питаются животные в зимнем лесу?" (4-7 лет). Беседа "Новый год семейный праздник" (3-7 лет). Новогодние утренники (3-7 лет). Праздник "День рождение детского сада" (3-7 лет). | Старший воспитатель Воспитатели Музыкальный руководитель |
Познавательное направление | Знание | Чтение художественных произведений: И.Бунин "Мороз", Г. Скребницкий "Скоро зима", "На лесной полянке", С.Маршак "Двеннадцать месяцев", В.Одоевский "Мороз Иванович". Стихи о зиме (3-7 лет). Эксперимент "Почему снег мягкий?" (4-7 лет). | Воспитатели |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Спортивный праздник "Ой, Мороз, красный нос" (3-5 лет). Квест "Югра-детям" (6-7 лет). Цикл бесед "Как вести себя на льду", "Осторжно! Гололёд!". | Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Беседа "Труд на участке в зимний период (5-7 лет). Экологическая акция "Покормите птиц зимой" (3-7 лет). Мастерская "Подарки для родных" (4-7 лет). Акция по очистке прогулочного участка от снега, постройка снежных фигур "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось". (5-7 лет). | Воспитатели |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Беседа "Красота зимнего пейзажа" (4-7 лет). Новогоднее оформление групп "Оригинальный дизайн украшений группы к Новому году" (3-7 лет). Выставка детских рисунков "Детский сад будущего" (5-7 лет). | Воспитатели |
ЯНВАРЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседа "Рождество в России. Традиции праздника" (4-7 лет). Фольклорный праздник "Гуляют ребятки - зимние Святки" (3-7 лет). | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Беседа "Праздник Рождество Христово в нашей семье" (4-7 лет). | Воспитатели |
Познавательное направление | Знание | Загадки о зиме (4-7 лет). Чтение и заучивание колядок (5-7 лет). Просмотр презентации "Зимние виды спорта" (5-7 лет). | Воспитатели |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Ситуативный разговор "Что вы понимаете под словом здоровье?", "Как защититься от микробов?" (5-7 лет). Спортивное развлечение "Зимний серпантин игр" (3-7 лет) | Воспитатель Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Беседа "Здоровье и труд рядом идут" (5-7 лет). Оформление коллажа "Все профессии важны, все профессии нужны" (3-7 лет). | Воспитатель |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Рассматривание рождественских открыток (3-5 лет). Викторина "Волшебное путешествие в страну хороших манер" (5-7 лет). | Старший воспитатель Воспитатель |
ФЕВРАЛЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседы: "Есть такая профессия - Родину защищать", "Виды войск", "Богатыри земли русской" (4-7 лет). Целевая прогулка , рассмотреть многоэтажные дома, какие опасности подстерегают людей (5-7 лет). | Воспитатели |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Музыкально-спортивный праздник с участием пап: "Бравые ребята, храбрые солдаты" (5-7 лет). Ситуативный разговор "Какой вид транспорта самый безопасный?" (4-7 лет). Беседа "Мы - девочки, мы - мальчики" (3-5 лет). Выставка совместного с папой творчества "Держава армии крепка!" (3-7 лет). | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Познавательное направление | Знание | Просмотр презентации "Военная техника" (5-7 лет). Чтение художественных произведений (3-5 лет). | Воспитатель |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Спортивные соревнования "Со спортом дружим мы всегда и не болеем никогда" (3-7 лет). | Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Мастерская "Подарок папе" (3-7 лет) | Воспитатель |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Прослушивание военных песен. Развлечение "Вот как мы умеем" (3-4 года". Развлечение "Станем большими и смелыми " (4-5 лет). | Музыкальный руководитель |
МАРТ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседа "Традиции празднования женского праздника" (4-7 лет). Музыкально-театрализованное представление "Зиму провожаем - весну встречаем" (3-7 лет). | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Беседа "Какая наша мама?" (3-5 лет). Беседа "Народы проживающие на планете" (5-7 лет). Праздничный концерт посвященный дню 8 марта "О самым любимых на свете" (3-7 лет). | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Познавательное направление | Знание | Чтение художественных произведений: "Б.Емельянов "Мамины руки", И.Токмакова "Почитай мне, мама", Э.Мошковская "Обида" (3-7 лет). Беседа "Почему снег и лёд весной тают?" (4-7 лет). | Воспитатель |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Беседы "Весной здоровье укрепляем", "Правила поведения на водоёмах весной" (3-7 лет). Флэшмоб "Планета здоровья" (5-7 лет). | Воспитатель Инструктор по физической культуре |
Трудовое направление | Труд | Мастерская "Подарок для мамы и бабушки" (3-7 лет). | Воспитатель |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Выставка рисунков "Портреты наших мамочек" (5-7 лет). Слушание песен о маме (3-5 лет). Рассматривание иллюстраций картин с изображением весенних пейзажей (5-7 лет). | Воспитатель |
АПРЕЛЬ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Ситуативный разговор "Почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики?" (5-7 лет). | Воспитатель |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Беседа "Был ли ты в театре?" (6-7 лет). Развлечение "Юморина - день смеха и веселья"(3-7 лет). Ситуативный разговор "Что делает каждый из нас, чтобы сохранить планету" (5-7 лет). Выставка поделок "На космических просторах" (3-7 лет). | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Познавательное направление | Знание | Просмотр энциклопедии для умников и умниц "Невероятные факты о Земле" (5-7 лет). Экспериментирование "Откуда взялись острова" (6-7 лет). Чтение стихотворения А.Барто "В театре", Е. Серова "Подснежник" (5-7 лет). | Воспитатель |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Спортивный праздник "Всемирный день здоровья" (3-5 лет). Спортивное развлечение "Юные космонавты" (5-7 лет). Беседа "Питание космонавта" (5-7 лет). | Инструктор по физической культуре Воспитатель |
Трудовое направление | Труд | Беседа "Космонавт. Космический экипаж" (5-7 лет). Создание альбома "Кем работают наши мамы" (3-7 лет). Знакомство с театральными профессиями (5-7 лет). Мастерская "Первоцвет для мамы" (3-7 лет). | Воспитатель |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Беседа о правилах поведения в театре (4-7 лет). Театральный фестиваль "Маленькие артисты" (3-7 лет). | Воспитатель Музыкальный руководитель |
МАЙ | |||
Патриотическое направление | Родина, природа | Беседы "Этих дней не смолкнет слава" (5-7 лет). Праздничный концерт "Победный май" (4-7 лет). | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Социальное направление | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Беседа "Герои ВОВ в нашей семье" (6-7 лет). Беседа о летних видах спорта, его значении в жизни человека (5-7 лет). Ситуативный разговор "Как мы отдыхаем летом?" (3-7 лет). | Воспитатель |
Познавательное направление | Знание | Чтение художественных произведений: К. Паустовский "Похождение жука-носорога", А. Митяев "Письмо с фронта" (5-7 лет). Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных (3-5 лет). | Воспитатель |
Физическое и оздоровительное направление | Здоровье | Игра-соревнование "Время семейных рекордов" (3-7 лет). Беседа "Безопасность на воде", "Осторожно! Открытое окно", "Осторожно, насекомые" (5-7 лет). | Инструктор по физической культуре Воспитатель |
Трудовое направление | Труд | Акция по уборке прогулочных участков "Вместе грабельки возьмем и порядок наведём!" | Воспитатель |
Этико-эстетическое направление | Культура и красота | Социальная акция "Окна Победы!" (3-7 лет). Выставка детского рисунка "Пусть война остаётся только в рисунках" (6-7 лет) | Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...