План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
материал

Боровинская Наталья Андреевна

Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_graficheskiy_diktant.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка»

План по самообразованию.

Тема: «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

                                                             Боровинской Натальи Андреевны

2023-2024 учебный год

Тема: «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы:

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Графомоторика — это один из конечных продуктов сенсорной интеграции. Это способность синхронной динамичной работы мускулов кисти, предплечья и плеча ведущей руки для сохранения равномерного нажима карандаша или другого инструмента (ручки, кисточки, мелка) в течение длительного отрезка времени. С другой стороны, это статичная работа мускулов большого, указательного и среднего пальцев для удержания инструмента (карандаша, ручки и т.п.) в постоянном и стабильном положении. Кроме того, в этой работе участвует и левая рука для правши (правая для левши), которая не должна дублировать работу ведущей руки, а выполнять свою параллельную функцию. Всей этой работой «заведуют» моторные отделы головного мозга, и, пока эти процессы не доведены до автоматизма, они потребляют большое количество нервной энергии.

Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

  1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития графо-моторных навыков.
  2. Выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей.
  3. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса графического диктанта.
  4. Показать результативность созданных условий.

Перспективный план работы на 2023-2024 у.г.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

обследование уровня развития графомоторных навыков у детей

 

_______________

Составление плана по самообразованию по данной теме.

Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Формирование графомоторных навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Анкетирования родителей: «Учим ребёнка ориентироваться в пространстве»

Октябрь

Учить под диктовку воспитателя рисовать начало змейки и самостоятельно продолжать ее до конца строки.  (Графический диктант «Напиши и продолжи»)

Открытое педагогическое мероприятие для педагогов

Составлена картотека диктантов «Напиши и продолжи»

Рекомендации для педагогов и родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность»

Ноябрь

Работа по образцу «Нарисуй такой же»

Рисунок «Дом», «Кораблик»

Рекомендации педагогам по использованию графомоторики

в работе с детьми.

Подобрать материалы, задания для графического диктанта: рисование по клеточкам, штриховки, дорисовка картин, соединение по точкам, продолжение ряда.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

Работа по образцу «Нарисуй такой же»

Рисунок «Дом», «Кораблик»

Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Дополнена картотека образцами диктантов

«Учим детей рисовать по клеточкам»,

Буклет «Развитие графических навыков дошкольников»

Январь

Учить находить правый (левый) верхний угол, правый (левый) нижний угол листа, середину листа.  

(Слуховой диктант) 

Представление презентации как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Картотека дополнена слуховыми диктантами

Мастер-класс. Графический диктант «Слон»

Февраль

Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка (Графический диктант «Ключ», «Заяц»)

Мастер-класс для педагогов по теме самообразования

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

беседа с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

Март

Графический диктант.

Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину».

Знакомство с опытом работы других воспитателей

Повышение знаний, сбор материала

Рекомендации для родителей в работе по технике «графический диктант»

Апрель

Мастер-класс «Бабочка»

Предложить педагогам старших и подготовительных групп использовать в работе с детьми «графический диктант»

Работа с методической литературой

«Развитие пространственной ориентировки через игру у детей старшего дошкольного возраста»,

 

Май

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

Отчет по теме по самообразованию.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Ожидаемые результаты:

- Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;

- Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;

- Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;

- Дети научатся писать графические диктанты.

Выход темы:

1. Изучение литературы по теме.

2. Провести мероприятие для родителей ДОУ по теме самообразования

3. Провести мастер-класс для педагогов ДОУ по теме самообразования

4. Сборник консультаций для родителей на тему «Развитие мелкой моторики с помощью графического диктанта».

5. Подготовить рекомендации для педагогов из опыта работы.

6. Выступление с опытом работы на педагогическом совете по теме самообразования.

 Список литературы, изученной по данной теме.

1. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет //

2. Дошкольное воспитание, 2005. № 3. С. 28–35; № 5. С. 43–53; № 6. С. 36–45.

3. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.

6. Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму»,

7. А. Н. Лебедевой, «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет».

8. Графические диктанты (развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию педагога)

 9. Пальчиковая (развитие психических функций; подвижность и гибкость кистей рук)

10. Л.Ф.Тихомирова «Логика для дошкольников» Ярославль, Академия Развития, 2002 год

11. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет

12.  Подрезова И. А. 2007 «Школа умелого карандаша»-

13. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет

14. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1997. - 152 с.

15. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск: Высшая школа, 1975. - 206 с.

16.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

В заключении хочется отметить, что творческая работа с детьми дала возможность представить перспективу собственного развития. Повысилась заинтересованность в результатах своей деятельности, вырос собственный творческий потенциал. Мои выпускники при переходе на первую ступень обучения показывают стабильные знания, оставаясь при этом очень активными и жизнерадостными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка....

Отчет по самообразованию "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Отчет о самообразовании  по теме " Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" предоставляется для анализа эффективности работы воститатателя по данной тем...

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается  последовательная, поэтапная  работа по  направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствующим  формированию графомоторны...