Отчет о проделанной работе по самообразованию в младшей группе
материал (младшая группа)

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «Дидактическая игра, как форма развития детей младшего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_v_mladshey_gruppe.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» город Кирсанов Тамбовская область

ОТЧЕТ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Кузнецовой Натальи Николаевны

ТЕМА: «Дидактическая игра, как форма развития детей младшего возраста»

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Перед собой я поставила следующую Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
- составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- подготовить картотеку дидактических игр.

В процессе работы по самообразованию я изучила следующую литературу:

1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. В течении года

2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. –Воронеж: ТЦ «Учитель», В течении года

3. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г. В течении года

4.Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

После изучения методической литературы по данной теме: раздел «Роль дидактической игры в жизни дошкольника», в течение сентября я подробно изучила книгу А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

Многие из дидактических игр я придумала и изготовила самостоятельно. В картотеку вошли следующие дидактические игры: «Найди предмет», «Наш день», «Собери бусы», «Кому какая форма», «Широкое- узкое», «Какие бывают фигуры», «Геометрическое лото», «Три квадрата», «Игра с обручем», «Подбери фигуру», «Длинное- короткое». Была изготовлена игра «Соберем урожай». Проведена Дидактическая игра- имитация «Постираем кукле платья».

Для достижения положительных результатов в работе в течение года проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание тому, что нужно ли ребенка учить играть или нет, какие игры нужны детям данного возраста. Были разработаны рекомендации для родителей по обучению детей дидактическим играм. Родителям были предложены консультации в виде папок-передвижек на следующие темы:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Октябрь

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Ноябрь

Консультация для родителей «Дидактическая игра, как форма развития детей младшего возраста»

Декабрь

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Январь

Советы родителям по обучению детей соблюдений правил во время игры

Февраль

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в развитии умственных способностей у детей»

Март

Разработка картотеки дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета для детей 3-4 лет

Апрель

Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности и внимания во время игры»;

Май

Презентация работы кружка «Занимательные игры». Подведение итогов работы.

В ходе работы над темой самообразования мною был использован один из видов дидактических игр: Настольно-печатные игры, которые направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

В основу классификации дидактических игр, положен познавательный интерес детей.

Вывод:

Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, постепенно начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Я считаю что, дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей. Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по формированию развития сообразительности, умения самостоятельно решать поставленные задачи у детей дошкольного возраста.

Перспектива: В будущем я планирую: повысить педагогическое мастерство в данном направлении, продолжать создавать условия для проведения игр в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей (организовывать, пополнять дидактический материал). Дети стали чаще использовать настольно-дидактические игры в самостоятельной деятельности, с большим интересом и успехом играют в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему "Нетрадиционные способы рисования в младшей группе"

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему "Нетрадиционные способы рисования в младшей группе"Перед тем ,как приступить к процессу ознакомления и  обучения   детей мл. группы...

Отчет о проделанной работе за год в младшей группе

Отчет содержит анализ работы по образовательным областям.С описанием проведенной работы и описанием перспективы на следующий год...

Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...

Отчет о проделанной работе с родителями в младшей группе за 2019–2020 учебный год

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал. Все дети хорошо адаптировались.В нашей группе в течении года систематически проводилась работа по в...

Отчет о проделанной работе воспитателей в первой младшей группе

Годовой отчёт о проделанной работе за 2022-2023 учебный год в первой младшей группе...

Годовой отчет о проделанной работе в первой-второй младшей группе «Неваляшки» за 2016 – 2017 год.

Годовой отчет о проделанной работе в первой-второй младшей группе «Неваляшки»   за    2016 – 2017 год.Воспитатели: Харина Т.А. , Андреева С.Н.На начало года в группе б...

Отчет о проделанной работе по самообразованию в средней группе Тема: Нравственно- патриотическое воспитание посредством игры.

Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства нравственности и патриотизма: любви и привязанности, преданности...