Отчет по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3лет"
материал (младшая группа)

Костькина Лариса Федоровна

Отчет о самообразовании по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3лет" предоставляется для анализа эффективности работы воспитателя по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_23g.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый отчет по самообразованию

за 2023-2024 учебный год

 

ФИО: Костькина Л.Ф.

Должность: Воспитатель

Индивидуальная тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3лет»

Срок и период работы над темой: 2023-2024 учебный год.

Цели: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора; развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- Приобщить детей к русскому фольклору;
- Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
- Воспитывать любовь к русскому фольклору;
- Составить план работы по данной теме;
- Изучить литературу по данной теме.

Деятельность по реализации темы:

Речь является одним из важных источников познания окружающего
мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она
формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и
развития.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. В нашем детском саду наряду со многими проблемами, стоит проблема развития речи детей. За много лет работы в этом учреждении, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

В работе мною используются такие методы как: словесные (беседы, рассказ, чтение), игровые (дидактические и подвижные игры), наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия). Также использую разнообразные формы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок. Провожу  консультативную работу с родителями,  индивидуальную работу с детьми. Дети раннего возраста очень ранимы и подвержены стрессовым ситуациям. Вот тут помогает использование разных форм фольклора: стишки, потешки, песенки, прибаутки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора в том, что можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям, доставить ему радость. Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей в нашей группе подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам. Есть в группе настольный театр со сказками: «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». В группе есть  уголок ряженья, где дети с удовольствием играют. Проделанная работа дала следующие результаты: Речь детей удалось повысить (это мы видим по результатам диагностики). У детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности. С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Подводя итог своей работы, хочется отметить, что использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички. Мой опыт работы показывает, что фольклор - это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Изучила литературу :
1. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.   Г.Науменко. М., 1998.
5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Изучение интернет ресурса.

 Выводы:
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как они обогащают чувства и речь малышей, а так же без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...

Отчет по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста" ( 25.05.2022)

  Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в ос...

Отчет по самообразованию на 2021-2022учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...