"Как игра виляет на развитие воображения ребенка"
консультация (средняя группа)

В двнном материале ,  предоставленна информация о играх , которые влияют на развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya_voobrazhenie.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Автор: Пушкаревская Лариса Юрьевна

                                                               Педагог высшей квалификационной категории

                                                               МДОУ «ЦРР детский сад № 151» г.Магнитогорска

Как игра влияет на развитие воображения.

Игра представляет особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре у ребёнка формируется воображение, которое заключает в себе и отлёт от действительности, и проникновение в неё. В игре собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны жизни личности; в ролях, которые ребёнок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребёнка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению. Под воображением понимают психический познавательный процесс создание новых образов путём переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Основное назначение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Приятно отметить, что воображение ребёнка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребёнок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скаканья,  но не может мысленно преобразовать палку в лошадь, в то время, когда не действует с ним.

В игре трёх-, четырёхлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы,   которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. С  другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления.    

Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребёнок учиться замещать одни  предметы  другими, брать на себя различные роли. Всё это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного  возраста уже необязательны предметы – заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отожествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своём воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

В режиссёрских играх, как во всех творческих играх, есть мнимая или воображённая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников  ( роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своём непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не закреплённую за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становиться бегемотом, а пояс от халата -  змеёй в режиссёрской  игре «В зоопарк»; кубики  превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). К игрушкам – заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения. Влияние игры на развитие ребёнка заключается в том, чтобы через неё он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых, которые становятся образом для его собственного поведениями, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая  ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим  взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Овладевая действиями игры, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребёнок осваивает собственно человеческий  знаково - символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое социализирует его.  Преобразование действительности в воображении ребёнка происходит не только путём комбинирования представлений, но и путём придания предметам не присущих им свойств. Так,  дети в своём воображении с азартом  преувеличивают или преуменьшают предметы.

Существует мнение, что воображение ребёнка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребёнка на самом деле же богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. У детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения.  Вместе с тем воображение играет в жизни ребёнка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более лёгкий отлёт от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа  воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребёнок овладевает умением отличать воображаемое  от действительности.

                                            Список литературы

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- Просвещение,1991

2.Воспитание детей в игре / Сост.  А.К. Бондаренко,  А.И. Матусик.- М.:Просвещение,1983

3.Игра дошкольника /  Под ред. С.Л. Новосёловой.- М.:Просвящение,1989

4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия,2002

5.Сапогова Е.Е. Культурный  социогенез и мир детства.- М.: Академический проект, 2004

6.ЭльконинД.Б. психология игры.- М.: Педагогика,1978

                   

                                     Заключение.

Игру  характеризует высокая эмоциональная насыщенность, амбивалентность чувств  (двойственность):  плачет  как  «больной»,  и радуются,  как  «играющий». В  играх проявляется изобразительность ребёнка, его направленность  на те или иные роли помогает раскрыть в ребёнке то, что в нём эмоционально заторможено. Педагогически ценным является то, что для играющего ребёнка игра - это уже и моделируемое будущее и одновременно переживаемое настоящее. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции внутреннего мира.

Воображение – это процесс создание образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей  деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

Таким образом, игровая деятельность дошкольников является мощным стимулом воображения. Большинство педагогов придают чрезвычайно большое значение игре в развитии воображения ребёнка.

Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребёнка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и переобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплащаясь в разных персонажей, особенно в режиссёрской  игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

В ходе социально – исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Дидактическая игра, как средство развития воображение детей

Дидактическая игра, как средство развития воображение детейОгромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид  деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые ша...

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Семинар-практикум на тему «Игры, направленные на развитие воображения в различных возрастных этапах дошкольного детства»

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Цель: познакомится с игровыми приемами, направленными на развитие фантазии и творчества.Задачи:·...

как поощрить развитие воображения ребенка.

консультация для родителей...

Творческая деятельность и развитие воображения ребенка

Чтобы ребенок вырос творческой личностью, необходимо уделять большое внимание развитию воображению. Развитое, смелое воображение – это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышлен...

Влияние сказки на развитие воображения ребенка

Влияние сказки на развитие воображения ребенка...