Тематическое планирование работы с детьми старшей комбинированной группы "Бабочки" в летний оздоровительный период. Экспериментальная деятельность. Дидактические игры и упражнения.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Партина Вера Владимировна

Тематическое планирование работы с детьми в старшей группе в летний период с примерами планирования на неделю, представлением конкретных авторов, методической и художественной литературы. Также представлены картотека "Опытно - экспериментальная деятельность" в летний период и картотека "Дидактические игры и упражнения" на летний оздоровительный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

работы с детьми старшей комбинированной группы «Бабочки»

в летний оздоровительный период

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Партина Вера Владимировна

Задачи по основным направлениям развития:

  1. Познавательно-речевое развитие:

- продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников;

- развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

- стимулировать интерес детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке;

- воспитывать у детей интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим

  1. Физическое развитие:

- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости);

- формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;

- знакомить с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

- формировать у дошкольников умение создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов в рисунке, лепке, аппликации

- продолжать формировать у детей запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности.

  1. Социально-личностное развитие:

- развивать у детей основы социального сознания;

- формировать навыки общения и поведения, чувства взаимоуважения, любви, сочувствия, доброжелательность;

- знакомить с правилами безопасного поведения;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной игре

Неделя, тема

Направления развития дошкольников

познавательно-речевое

физическое

художественно-эстетическое

социально-личностное

03.06.- 07.06.

«Солнечная неделя»

- «Коммуникация»: Заучивание стихотворения по методике «Расскажи стихи руками» - «Лето» (Быкова Н.М. 27)

- «Чтение художественной литературы»: «Лето» 103, «Весёлое лето» 104, «Где живёт солнце?» 129, «Я и солнышко» 135. (Л.А.Владимирская)

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность «Поливаем цветы», «Капли», «Кораблики», «В час по чайной ложке», «Налил – вылил» (приложения)

- «Здоровье»: Уроки здоровья «На воде, на солнце» - о безопасном поведении на водоёмах в летний период, избежание солнечных ожогов. (М.А.Фисенко 62); «Лето красное – для здоровья время прекрасное!» - о правилах купания, пользе солнечных и воздушных ванн, безопасности катания на велосипеде. (Т.А.Шорыгина 45)

- «Физическая культура»: Час двигательной активности «Солнышко встречаем»

- «Физическая культура»: Ходьба «Солнышко» (чередование ходьбы врассыпную с построением в круг)

- «Физическая культура»: Основные движения: «Дотянись до солнышка» (лазанье по гимнастической стенке); «Радужные брызги» (бросать мяч вверх и ловить)

- «Художественное творчество»: Рисование «Солнышко и тучка» (закрепление навыков работы гуашевыми красками)

- «Художественное творчество»: Аппликация «Солнышко» (из кусочков бумаги методом обрывания)

- «Музыка»: Музыкальные игры: «Солнышко и дождик» (М.Раухвенгер), «Солнышко» (Е. Макшанцева)

- «Социализация»: навыки общения между детьми - беседа «Дружить – значит весело жить» (О.Н.Демидова 30); «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» (Т.А.Шорыгина 28).

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (дети средней группы берут на себя роли сотрудников ДОУ);

Д/и и упражнения из приложения.

10.06. – 14.06.

«День России»

- «Коммуникация»: чтение «Российская семья», «Родные просторы», «С чего начинается Родина?»

Разучивание стихотворений «Флаг России», «Наш дом» (папка «Ты и твоя Родина»

Работа по ознакомлению детей с государственной символикой и с историей возникновения символов: «Солнышко», «Белый, синий, красный» (папка)

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность (приложение)

- «Здоровье»: «Полезные и вредные привычки» (Т.А.Шорыгина 52);

«Отношение к больному человеку» (М.А.Фисенко 40);

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» (М.А.Фисенко 5).

- «Физическая культура»: п/и «Найди и промолчи», «Мы весёлые ребята», «Самолёты», «К своему флажку беги» (организация прогулки)

- «Художественное творчество»: Рисование «Флаг России»;

Ручной труд «Изготовление стягов» (папка)

- Социализация: воспитание патриотизма, положительных качеств личности, гендерного восприятия себя - беседа «Наша Родина – Россия» (папка)

С/р игры «Детский сад» 24, «Семья» 30, «Наша планета – Земля» 23 (И.В.Ткаченко);

Д/и «Флаг», «Герб», «Угадай по описанию», «Составь свой Герб», «Найди животных на гербах» … (папка)

17.06.-21.06.

Неделя безопасности

«Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!»

- «Чтение художественной литературы»: Чтение сказки Г.Юрмина «Любопытный мышонок» 100, «Автомобиль» 99, «Азбука безопасности» 94;

Чтение тематических стихотворений и загадок (Т.Ф.Саулина)

- «Коммуникация»: Наблюдение за движением машин и работой водителя» (О.В.Чермашенцева 24)

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность (приложение)

- «Физическая культура»: Спортивный вечер развлечений «Лучший пешеход» - правила поведения детей на улице (О.В.Чермашенцева 33)

- «Физическая культура»: Подвижные игры «Красный, жёлтый, зелёный», «Островок безопасности» (Т.Ф.Саулина)

- «Музыка»: Слушание песен: «Весёлые путешественники» (М.Старокадомский), «Песенка дорожных знаков» (Ю.Чичиков), «Машина (Т.Попатенко)

- «Художественное творчество»: Штриховка цветными карандашами «Светофорик»

- «Социализация»: Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «На дорогах города» 33, «Правила дорожного движения» 34, «Светофоры на улицах города» 34 (И.В.Ткаченко);

Д\и (Т.Ф.Саулина, приложение)

- «Безопасность»: Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения, чтение стихотворений по данной тематике (Т.Ф.Саулина, папка по безопасности);

Вечер развлечений «Вечер весёлых и находчивых» (О.В.Чермашенцева 36)

24.06.-28.06.

«Капитошка и его друзья»

- «Коммуникация»: Беседа «Значение воды в нашей жизни» (Вода существует в окружающей среде в различных видах. Это и дожди, и реки, и моря. В реках вода без запаха и вкуса – пресная, в ней живут щуки, караси… В море вода солёная, там живут свои обитатели – медузы, акулы, киты…)

- «Познание»: Опыты на выявление свойств воды: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса и запаха», «Вода жидкая, может течь», «Вода – волшебный растворитель», «Вода не имеет формы» (приложение)

- «Физическая культура»: Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Накорми рыбок» (метание предметов в горизонтальную цель)

- «Здоровье»: Дыхательная гимнастика: «Пароход», «Спрячься в воду» (задержка дыхания), «Мыльные пузыри»

- «Здоровье»: Пальчиковые игры: «Рыбка» (движение кистями рук, имитирующие плывущую рыбку), «Уточка» (разведение и сведение пальцев)

- «Музыка»: Развлечение «Праздник мыльных пузырей»

- «Художественное творчество»: Рисование свечой «Рыбки»

- «Музыка»: Пластический этюд «Капельки» - под любую соответствующую музыку (развивать фантазию, внимание и согласованность действий)

- «Социализация»: бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь, навыки хорошего поведения - беседы «Природа нуждается в помощи доброго человека» 37; «Относись по-доброму ко всему живому» 38 (О.Н.Демидова)

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (воспитатель вывела детей на прогулку)

- Пальчиковая гимнастика «Ссора рыб», «Рыбы» (Н.М.Быкова)

01.01. – 05.07.

«Познай себя»

- «Коммуникация»: Беседа для внеситуативно-личностного общения «Кто я?» 10; «Я расту» 12 (О.Н.Демидова)

- «Коммуникация»: Дидактические игры: «Волшебный стул», «Передача чувств», «Добрые слова!» (И.В.Ткаченко)

- Развлечение по формированию представлений о себе «Ребёнок познаёт мир» (проект)

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность (приложение)

- «Здоровье»: Дидактические игры на привитие культурно-гигиенических норм: «Проснись-потянись», «Тряпичная кукла»,

- «Здоровье»: Урок здоровья «Изучаем свой организм» 87, «Откуда берутся болезни?» 89, «Витамины в жизни человека» (О.В.Чермашенцева)

- «Здоровье»: Психогимнастика в сочетании с точечным массажем «Гимнастика маленьких волшебников»

- «Физическая культура»: Игра «Солнечные зайчики»

- «Художественное творчество»: Лепка «Наши руки не для скуки» (по замыслу)

- «Художественное творчество»: Рисование в нетрадиционной форме «Угадай, что получилось!» (выдувание через соломинку цветных клякс)

- «Социализация»: Игра-тренинг «Учимся правильно разговаривать», «Красивую речь приятно слушать» 49 (О.Н.Демидова

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Больница» (дети средней группы берут на себя роли врачей, медсестёр), «Аптека» 16, «Медицинская помощь» 14 (И.В.Ткаченко)

- Пальчиковая гимнастика «Кукла заболела», «Мы плаваем» (Н.М.Быкова)

08.07. - 12.07.

«В мире игрушек»

- «Познание»: Игра в песочнице «Машины бывают разные» (классификация игрушечных машин по назначению, по материалу, из которого они сделаны)

- «Коммуникация»: Беседа «Не будь жадным» (О.Н.Демидова 27)

- «Чтение художественной литературы»: Чтение сказки Т.Маршаловой «Старые игрушки»

- «Коммуникация»; Заучивание «Мне купили самокат» (Т.А.Шорыгина 28)

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность (приложение)

- «Физическая культура»: Спортивный досуг «В гостях у матрёшки»

- «Физическая культура»: Комплекс упражнений «Игрушки»

- «Музыка»: Театр игрушек – сказка В.Сутеева «Под грибом»

- «Художественное творчество»: Рисование «Моя любимая игрушка»

- «Социализация»: Беседа «Я беру игрушку» - право выбора игрушки, не забывая о таком же праве других детей

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «В магазине игрушек» (дети среднего возраста берут на себя роли продавца, кассира)

- Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Обруч», «Юла» (Н.М.Быкова)

15.07. - 19.07.

«В стране песочных замков»

- «Познание»: Беседа «Что у нас под ногами?» (Мы живём в посёлке, где многие улицы заасфальтированы, по ним ездят машины, ходят люди, но есть места, где растут цветы, деревья, трава – это живая земля, она называется почвой. Рассмотреть через лупу из чего состоит почва)

- «Познание»: Опыты: «Какой он, песок?» (пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры)

- Наблюдения «Коллекция камней» (рассматривание камней: большие и маленькие, округлые и острые, прозрачные и цветные).

- «Здоровье»: Ходьба «Тропа здоровья» (босиком по камешкам, песку, траве)

- «Физическая культура»: Подвижные игры: «По кочкам», «Найди свой дом» (дома: камень, пенёк, песочница и др.)

- «Художественное творчество»: Смотр-конкурс «Строим из песка»

- «Художественное творчество»: Игры с песком: «Секретики» («засекретить» те или иные предметы, а на следующий день постараться их отыскать); «Что спрятано в песке?» (закопанную в песке игрушку в процессе раскопок отгадывают по постепенно открывающимся частям предмета); «Мозаика из камней» (предложить из камней выложить узор или рисунок)

- «Социализация»: Беседа «Добро не умрёт, а зло пропадёт» - представления о семье, взаимоотношениях в семье (Т.А.Шорыгина 5)

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Дом» (дети среднего возраста берут на себя роли взрослых)

22.07. - 26.07.

«Чудеса своими руками»

- «Коммуникация»: Беседа «Волшебная бумага» (Что это за материал, его свойства, из чего делают бумагу и что делают из бумаги)

- «Познание»: Оригами «Чудо своими руками» (изготовление простейших поделок из бумаги, с последующим обыгрыванием)

- «Коммуникация»: Игра на развитие воображения «Что и как можно сделать»

- Заучивание стихотворения «Ленивый Егорка» (Т.А.Шорыгина 40)

- «Здоровье»: Пальчиковая гимнастика: «Кто быстрее добежит?» (бег пальчиками), «Весёлые ладошки» (разведение пальцев рук) и др.

- «Здоровье»: Упражнение «Лепим уверенную и умелую руку»

- «Физическая культура»: Подвижные игры: «Делай наоборот», «Делай так, делай этак», «Меткий стрелок»

- «Художественное творчество»: Развлечение «Пластилиновая страна»

- «Художественное творчество»: Изготовление атрибутов настольного театра для игры-драматизации по стихотворению С.Капутикян «Маша обедает» (вырезание животных по шаблону, раскрашивание карандашами и фломастерами)

- «Социализация»: Беседа «Наша дружная семья» - представления о семье, семейном клане

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Дом» (готовим подарки для родных)

29.07. - 02.08.

«На золотом крыльце сидели…»

- «Чтение художественное литературы»: Чтение русских народных сказок, загадок, потешек, поговорок.

- «Коммуникация»: Беседа по народному творчеству «Приходите в гости к нам» (Н.А.Карпухина)

Вечер развлечений «Короб со сказками» (Н.Ф.Губанова 83)

- «Физическая культура»: Подвижные игры на слова потешек: «Солнышко», «Бабочки и ласточки»

- «Физическая культура»: Упражнения на слова потешек «Шутки шутить – людей насмешить)

- «Художественное творчество»: Декоративное рисование «Укрась тарелочку, чашку»

- «Музыка»: Слушание русских народных мелодий

- «Музыка»: Игра на музыкальных инструментах (ложки, трещётки, бубен)

- «Социализация»: Игра «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» - знакомство с русским костюмом

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Театр» (дети средней группы в роли артистов показывают сказки «Курочка Ряба», «Теремок»)

05.098. - 09.08.

«В Сказочном царстве – небывалом государстве»

- «Коммуникация»: Беседа «Сказочные маленькие человечки» (В мире существует очень много сказок, главными героями которых являются маленькие человечки. В каждой стране их называют по-своему: эльфы, гномы, тролли и другие. Целую книгу про страну маленьких человечков придумал Н.Носов и назвал её «Приключения Незнайки» - чтение избранных глав)

- «Чтение художественной литературы»: Поэтические минутки «Маленькие стишки для маленьких человечков»

- «Коммуникация»: Дидактическая игра «Сочиняем сказку» - модификация сказок с использованием настольных кубиков

- «Физическая культура»: Игра-имитация «Маленькие человечки» (воспроизведение выразительных поз и движений)

- «Физическая культура»: Подвижная игра: «Карлики и великаны»

- «Здоровье»: Дыхательное упражнение «Волшебные слова» (произносить на выдохе: «Трах-тибидох-тибидох-тух»)

- «Физическая культура»: Упражнения на осанку: «Аладдин» (сидеть, скрестив руки и ноги), «Шапка-невидимка» (ходьба с мешочком на голове)

- «Музыка»: Слушание детских песен из любимых мультфильмов

- «Художественное творчество»: Рисование «Цветочный город» (рисование цветными мелками на асфальте)

- «Социализация»: Беседа «Как можно выбрать» - право выбирать игру, игрушку, не нарушая норм общения

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (воспитатель организовывает подвижные игры с детьми)

12.08. - 16.08.

Неделя безопасности

«Азбука АУ»

- «Коммуникация»: Беседа «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся» (М.А.Фисенко 86))

- «Чтение художественной литературы»: Чтение: сказки «Маша и медведь», Е.Благинина «Весёлая прогулка», С.Михалков «Весёлый турист», О.Бундур «В глухом лесу»

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность (приложение)

- «Физическая культура»: Час двигательной активности «В гостях у Антошки»

- «Физическая культура»: Подвижные игры: «Изобрази животного», «Кого не стало»

- «Физическая культура»: Двигательные упражнения: «В лес зелёный мы пойдём», «В лесу»

- «Здоровье»: Дыхательное упражнение «Ветер в лесу» («Ш-Ш-Ш» - дети поочерёдно передают звук соседу)

- «Художественное творчество»: Рисование «Кого можно встретить в лесу»

- «Художественное творчество»: Аппликация «Укрась дерево»

- «Социализация»: Беседа «Мы не будем ссориться» - умения и навыки общения

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (культура общения)

19.08. - 23.08.

«В гостях у Лесовика»

- «Коммуникация»: занятие-инсценировка «Общение с природой» (О.В.Чермашенцева 152)

- «Познание»: «Загадки лесной поляны»

- «Познание»: Дидактические игры эколого-социальной направленности: «Медведь, что ты ешь?», «Ежик», «Заяц»

- «Чтение художественной литературы»: «Монолог природы» 148, «Что красивей всего?» 146 Заучивание стихотворения «В лес за грибами» (Л.А.Владимирская)

- «Познание»: Опытно-экспериментальная деятельность (приложение)

- «Физическая культура»: «Игры на опушке»: «Кто быстрее?», «Кукушка», «Найди такой же»

- «Физическая культура»: Подвижные игры: «У медведя во бору», «Дед Мазай»

- «Физическая культура»: Упражнения на равновесие: «Грибы» (на одной ноге), «Змейка» (ходьба по намеченным линиям)

- «Здоровье»: Упражнение на дыхание «Птичьи голоса» (подражание различным птицам)

- «Художественное творчество»: Изготовление коллективного коллажа «Кто живёт в лесу»

- «Художественное творчество»: Лепка «Угощенье для лесных жителей» (ягоды, грибы, орехи, шишки)

- «Музыка»: Концерт для кукол «Мой ласковый и нежный зверь» (стихи, песни и танцы о животных)

- «Социализация»: Беседа «Я выполняю поручение» - оценка выполненного действия

- «Социализация»: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (дети средней группы берут на себя роли сотрудников ДОУ)

- пальчиковая гимнастика «Рисую цветы», «Хвойные деревья» (Н.М.Быкова)

26.08. - 30.08.

«Летние путешествия»

- «Познание»: игра «Путешествие по воздуху»

- «Коммуникация»: Дидактические игры на социально-речевое общение: «Подарок другу», «Как можно сделать приятное другому»

- «Познание»: Дидактические игры: «На воде, на земле, в воздухе», «Где ты живёшь?», «На чём я путешествую»

- «Физическая культура»: Подвижные игры: «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто живёт в избушке?»

- «Физическая культура»: Игровой комплекс упражнений «Птичья зарядка»

- «Здоровье»: Мимическая гимнастика «Курочка и цыплята»

- «Музыка»: Фестиваль любимых песен «Раз – словечко, два – словечко, будет песенка!»

- «Художественное творчество»: Рисование «Дорисуй облачко»

- «Социализация»: Игра-тренинг «Учимся правильно разговаривать» - правила ведения диалога

- «Социализация»: С/р игры «Весёлое путешествие», «Путешествие на самолёте», «Путешествие на корабле», кругосветное путешествие» (И.В.Ткаченко 21-23)



Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из-под йогурта, вода, луковицы.

  • Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
  • В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка.

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

  • С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
  • Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
  • В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д.

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

«Моет трубочиста»

Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, паралоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику, речи.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребёнку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

  • В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
  1. Тонет сразу
  2. Тонет после намокания
  3. Не тонет.

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

  • Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

 «Умываемся»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки мыли?

Ушки мыли?

Хвостик мыли?

Всё помыли!

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

  • Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
  • Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

  • Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.
  • Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
  • Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

  • Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
  • Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Прыгающий шарик»

Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.

Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

«Я и река»

Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной   водой.

  • На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
  • Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.
  • Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните.  Если одного фильтрования оказалось недостаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
  • Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
  • Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
  • Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.  


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений

«Умею - не умею»

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«Угадай, кто позвал?»

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

«Найди пару»

Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

«Правила гигиены»

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Этикет – школа изящных манер»

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а также десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

                 

«Отгадай загадку по картинке»

Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

«Мой день»

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

        Найди опасные предметы

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

  •  Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
  • Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  • Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
  • Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
  • Опасно одному выходить на балкон.

                       

Опасно – не опасно

Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

Если сделаю так

Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

Скорая помощь

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Наши помощники – растения

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.  

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Путешествие в страну здоровья

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике.  Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

К нам пришел Незнайка

Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

Подбери пару

Цели: соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

Полезная и вредная еда

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.  

 

Пищевое лото

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

Весёлый человек

Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

 

Путешествие хлебного комочка

Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

Что такое хорошо, что такое плохо

Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображённого на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

 

 

Что ты знаешь

Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

 Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

Цветик – семицветик

Цель: определение уровня нравственного развития группы.

Оборудование: цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

                                                      В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

«Подбери предметы»

Цель: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

«Как вырасти здоровым»

Цель игры: упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроты реакции.

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,

б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи,

г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

  Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

«Сложи картинку»

Цель: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

«Что изменилось?»

Цель: воспитывать наблюдательность, развивать память.

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«Узнай предмет по контуру»

Цель игры: учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

«Почини спортивную форму»

Цель: развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

«Что сначала, что потом»

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

«Лабиринты»

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.

«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»

  «Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего возраста в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития:1.    Познавательно-речевое развитие:- продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников;- стимулировать интерес детей к познанию окружаю...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Развернутое планирование летней работы с детьми старшей группы на 2015 год в соотвнтствии с ФГОС...

Перспективное планирование работы с детьми старшего возраста на летний период

Перспективный план работы с детьми на летний период(июнь, июль). Цели и задачи работы,подвижные и дидактические игры, работа с родителями и чтение художественной литературы....

Перспективный план работы с детьми средней группы в летний оздоровительный период.

Перспективный план работы с детьми средней группы в летний оздоровительный период....

План работы с детьми старшей группы на летний оздоровительный период

Планирование работы с детьми в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика  проводимых видов организованной и совместной деятельности в течение дня.  Содержание их...

Организация работы с детьми и родителями в летний оздоровительный период.

Материал может быть использован воспитателями при планировании летней оздоровительной кампании....

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшей группы в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития: Познавательное- продолжать развивать речь и речевое общение со взрослыми, потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.- развивать у дете...