Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»
материал

Карагодина Анастасия Андреевна

Мастер-класс для педагогов

 «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ekologiya.docx77.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.

1 ведущий Добрый день, уважаемые коллеги!

2 ведущий

Экологическое воспитание сегодня становится особенно актуальным для современного российского образования. В Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье.

В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание. В связи с вышесказанным, определенный интерес представляет применение технологии - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изучив опыт работы в данном направлении, мы определили основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. Расскажем о некоторых из них:

1 Метод противоречия (проблемные ситуации).

Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз – это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: • Волк злой, а лиса хитрая (повадки) • Волк серый, а лиса рыжая (внешность) И ТД

2 Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Примеры: «Кто медведя весной разбудил?», «Кто съел запасы белки?», «Как очистить речку от мусора?», «Где найти лето зимой?» «Как помочь сломанному дереву?»  Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является -синектика.

3 Синектика – это так называемый метод аналогий.

Официально метод был предложен Уильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии. Автор выделяет следующие аналогии:

а) Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа, и как следствие-умение сопереживать этому объекту.

Примеры заданий:

- «Прошурши как осень листочками»;

- «Ты зайчик, покажи, как ты прячешься от дождя»

- «Ты маленький гриб, покажи, как ты вырастешь после дождя»;

Прием эмпатии можно использовать с младшего возраста. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.

б) Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в

других областях знаний;

Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными

объектами. Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального

сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и

птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.

Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду): на что

похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д.

г) Функциональная аналогия: Игра «На что похоже дерево,

листочек?», «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д.

Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.

д) Фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется,

как в волшебной сказке.

Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его сего

игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом: «что

общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»

4 Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы. Используют этот метод в игровой форме: предлагают детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), воспитатель фиксирует, то что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например, задуманное слово весна (т. е фокальный объект). Называем еще два – три объекта: солнце, кошка. Называем признаки этих слов: солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка: черная, мягкая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна гладкая, весна теплая. Затем с детьми обсуждается каждое сочетание, лучше  быгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравится - не нравится», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.

5Системный анализ: кольца Луллия

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия —

эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности, оно состоит из трёх вращающихся круговых зон. Методика построена на изобретении французского монаха Раймонда Луллия – логическая машина в виде бумажных кругов. Ее можно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей.

Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей, их средой обитания. Обсуждается парадоксальная ситуация, например, «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?». Можно использовать следующие типы заданий: «Найди реальное сочетание», «Объяснинеобычное сочетание», «Придумай фантастическую историю».

6  Моделирование маленькими человечками

Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например, «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и

Предлагаем перейти к практической части нашего мастер-класса 

Я предлагаю вам выполнить  задания со счетными палочками.

1. Перед вами дом, выложите его из палочек.

2. Переложите 3 палочки так , чтобы домик повернулся в другую сторону.

Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.

2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник

Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.

Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.

2 ведущий

Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.

1 Системность и системный разбор.

1. Найдите лишнее слово в каждой строчке: Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).

Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)

2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.

  1 ведущий    А сейчас я приглашаю вас поиграть:

Игра ТРИЗ «Теремок»

Эта игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Играющему выдаются (по одному) рисунки разных объектов. Например, гитара, чайник, дом, сумка, конфета, яблоко, карандаш и т.д Суть игры очень простая. Есть теремок (его можно построить из кубиков, лего, а можно и не строить, просто представить), есть хозяин теремка (любая карточка с предметом). Например, это яблоко. Остальные герои сказки (карточки по очереди) стучатся в теремок. Хозяин обещает их пустить, но только если они скажут, чем они на хозяина теремка похожи. педагог должен сравнить рисунки, выявить какой-то общий признак.

Например, яблоко и конфета съедобные, а яблоко и чайник могут храниться на кухне (части системы кухня) и т.д.

Рефлексия. Благодарим Вас за участие в мастер-классе и предлагаем оценить его детской игрой «Укрась солнышко».

Участникам предлагается украсить солнышко, лучиками со значением которого они согласны:

Информация интересная, масса впечатлений.

  • Интересно, но обременительно.
  • Бесполезно, безразлично.

Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс  Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс  Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Мастер-класс для педагогов по использованию технологии ТРИЗ.

Мастер-класс для педагогов по использованию технологии ТРИЗ....

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»....