Учить ли дошкольника читать!
материал

Рачёва Ирина

Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchit_li_doshkolnika_chitat_rach.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учить ли дошкольника читать!

Можно привести достаточное количество аргументов против обучения чтению дошкольников.

«Отнимаем у детей детство. Пусть играют, пока малы!»

«Чему же тогда учиться в школе?»

«Чтение вредит зрению».

«Ребенок 5-6 лет не сумеет овладеть чтением» и т.д.

  Однако аргументов за обучение чтению, грамоте все же больше.

Обучать малыша 5-6 лет можно и нужно, потому что:

нормально развивающийся пятилетний ребенок обладает достаточно сформированной устной речью (знает много слов, умеет связывать слова в предложения, рассказывает, чисто произносит звуки). Это является базой для развития письменной речи;

раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);

чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

в процессе чтения происходит познание окружающего.

  В детстве лингвистические способности детей ярко выражены. Речь ребенка еще находится в стадии формирования. Звуки еще не стали чем-то обычным, не замечаемым, как дыхание. Дети являются экспериментаторами в своих лингвистических открытиях. И дошкольники достаточно рано начинают проявлять интерес к буквам и многие родители, не ожидая момента поступления ребенка в школу, начинают знакомить детей с буквами, учить читать. Но обучение ребенка чтению начинается не с букв, так как буквы - это самая большая абстракция для его сознания. Если он будет знать весь алфавит, это не приведет его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах - вот важнейший этап на пути ребенка к чтению. Наигравшись со звуками, научившись их слышать и выделять в словах, малыш сумеет постичь секреты слухового слогообразования.

Для запоминания букв можно использовать следующие приемы и игры:

найти заданную букву в массе букв разрезной азбуки;

вылепить букву из пластилина, теста;

сложить из спичек, палочек, веточек, мелких предметов (пуговиц, фасоли, крупинок, зернышек);

угадать букву, которую написали на спине, на ладошке;

написать букву на песке;

написать мокрой тряпкой;

написать на запотевшем стекле;

на что похожа буква (О - колесо, В - очки без дужек);

в старой газете заданную букву: зачеркнуть, обвести, проткнуть булавкой, две похожие буквы одновременно одну зачеркнуть, а другую обвести кружочком;

превратить выложенную из палочек букву в другую. Из Н выложить П и т.п.;

дописать недостающий элемент в букве;

рассмотреть из скольких элементов состоит буква.

  Сделайте надписи к окружающим ребенка предметам. И даже если вы не станете проводить с ним никаких занятий, каждый малыш благодаря особенностям периода детства, впитывая окружающее, интуитивно придет к восприятию письменности (чтению). Ребенок по слову вспоминает предмет, а по предмету - слово.

  Каждый ребенок с удовольствием будет ежедневно читать свое имя. Сделайте слово-надпись имени ребенка, которое он видит ежедневно на своем шкафчике, кроватке и т. д. Именно с имени ребенка, самого близкого и знакомого с рождения ему слова, и начинается стимулирующей развитие познавательного интереса к письму и чтению. Ребенок видит слово - свое имя. Он впитывает его буквенное обозначение. Затем используйте имена членов семьи и слова, обозначающие части тела. Познание ребенка начинается с изучения семьи и своего тела.

  По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребенка научиться читать (а впоследствии и грамотно писать) - действительно проблема. Вполне возможно, что это дислексия - врожденное нарушение восприятия устной и письменной речи. Это когда ребенок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово, постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла написанного. Большинство детей очень быстро осваивают этап «звук – буква», а дети с дислексией спотыкаются именно на этой фазе. Они не в могут связать звук и символ. Например, в русском языке звуков (фонем) - 39, а букв всего 33. Так, слово «кот» состоит из трех звуков: [к], [о], [т]. Но дислектики слышат слово «кот» как один звук.

У детей с дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок:

• Замены и смешения звуков при чтении (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш и других).

• Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова.

• Пропусках согласных и гласных; добавлениях звуков; перестановках звуков; пропусках, перестановках слогов и др.

• Нарушения понимания прочитанного слова, предложения или текста.

• Аграмматизмы (нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.).

  Для детей с дислексией характерна вариабельность ошибок: одно и то же слово ребенок может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «хотела-ходела-хотила-ходила»; «только-долька-долга»; «щука-чтука-щтука».

  Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст, как это бывает у более старших детей: «выше-вышла»; «хотела-ходила».

  Неуспешность в освоении навыков чтения может оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи способны вызвать и закрепить такие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженная самооценка. Поэтому больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке.

  Считается, что навыки чтения наилучшим образом усваиваются от 5 до 7 лет. Если вы впервые заметили, что ребенок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений и помощь специалиста.

Чем раньше вы сумеет разглядеть у ребенка симптомы дислексии и своевременно обратиться за помощью к логопеду, тем лучше вы сможете ему помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надо ли учить дошкольника читать?

В статье поднимается вопрос, почему нужно учить дошкольников читать....

Как и когда начинать учить дошкольника читать

Вопрос о том, когда начинать обучение ребенка грамоте, неизбежно встает перед всеми родителями. Давайте помнить о том, что процесс обучения ребенка чтению сложный и не быстрый. Каждый ребенок овладеет...

Как грамотно учить ребёнка дошкольника читать

Многих родителей интересует вопрос,  можно ли самостоятельно научить ребенка читать до его поступления в школу,  и как грамотно это сделать.Прежде чем приступить к обучению, надо подго...

Консультация для родителей на тему: Почему и зачем учить дошкольника читать?.

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но чт...

Учим дошкольника читать

Советы родителям дошкольников по обучению чтению по букварю...

Памятка для родителей "Учить ли дошкольника читать?"

Родителям даётся ответ на извечно непростой вопрос - учить ли дошкольника читать?...

Учить ли дошкольника читать?

Вопрос об обучении чтению до школы всегда вызывает живой интерес. Нужно ли учить дошкольника читать? От учителей часто можно услышать: «Мы сами научим». Но не...