Современные образовательные технологии
материал

Макеева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развивающая предметно - пространственная среда в группах раннего и младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Макеева Т.А.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности. Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно.

В данный период жизни малыш не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт, он учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста по следующим принципам:

- Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

- Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10-15 детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

- Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

- Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

- Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

- Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

- Принцип вариативности (трансформации)
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей..

- Принцип рациональности
Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10-15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого. 

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами.
          Например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности:
         -приема пищи и занятий;
         -развития движений;
         -сюжетных игр;
        -игр со строительным материалом;
        -игр с машинками;
        -изобразительной деятельности;
        -музыкальных занятий;
        -чтения и рассматривания иллюстраций;
        -игр с песком и водой;
        -отдыха;
        -уголок природы.

Расположение зон должно способствовать плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны - позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т.д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова.

Элементы интерьера могут меняться, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно украсить свободную часть стены безопасными для здоровья детей панно,  интерьерными наклейками.
          Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, - среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

           Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения. 
          Итак, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста - вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни.

         Предметная деятельность является ведущей, имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.   Именно в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Взрослый помогает ему усвоить назначение и способ употребления вещей.       Особенность предметной деятельности в раннем возрасте - сотрудничество ребенка и взрослого, когда взрослый исполняет роль наставника.

         Подбор игрушек и игрового оборудования необходимо дифференцировать по периодам. Оборудование должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослым, создавать единое игровое поле. Это период (1-1,5 - 1,5-2) интенсивного накопления сенсорного опыта, овладения простейшими способами действий, обобщенными представлениями о цвете, величине, форме. В этот период практическую ценность представляют дидактические наборы(шары, кольца, кубики, цилиндры, столбики и т. д.), лошадки-качалки, сенсорно-дидактический столик, сухой бассейн (развитие координации), кубики (животные, фрукты и др.), пирамиды различной величины.

На 3-ем году жизни вводятся сюжетные игрушки для отображения действий (кормление, уход, купание кукол). Наборы для игр в больницу, магазин, парикмахерскую, что обогащает тематику игр.

Также в предметно-развивающей среде для маленьких детей необходимы пособия для выполнения предметно-орудийных действий (способствуют формированию наглядно-действенного мышления): наборы для уборки в доме - щетка, совок, веник, тряпочка; наборы для труда на огороде - грабли, лейка, лопата и др., д\и: «Чей малыш?», «Курочка Ряба» и т.д. Также необходимы игрушки для развития движений: каталки, машины от малых размеров до больших, шары и мячи разных размеров, кольцебросы).

Умело организованная игровая среда, практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Современные технологии поддержки детской  речевой и познавательной инициативы»

Подготовила: Макеева Т.А.

Основная цель работы по развитию речи – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. 

Задачи:

            Привлечение и просвещение родителей по проблеме речевого развития       детей

            формирование словаря,

            воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической),

            воспитание интереса и любви к художественному слову.

Среди проблем, стоящих перед детским садом на современном этапе, центральной является повышение качества дошкольного образования – выполнение социального заказа - всестороннего развития личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, что позволит ему стать успешным школьником. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Проводя диагностику развития речи детей, убеждаюсь в том, что с каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи детей не соответствует возрасту.

Согласитесь, речь не развивается на пустом месте, для этого нужны познания ребёнка.  Мы даём знания на занятиях, прогулках, в беседах, но если эта информация не подкрепляется в дальнейшем, то 50% услышанного не останется в детских головах.

Причины отставания речевого развития многообразны: но самой основной считаю дефицит  живого общения детей и родителей, дети много времени проводят за компьютером, получая только зрительную информацию.

Поэтому я уделяю много внимания работе с родителями. Моя презентация это консультация для родителей по развитию речи детей.

Много времени взрослые, особенно мамы и бабушки, проводят на кухне. Рано или поздно родители сталкиваются с одной проблемой — как одновременно готовить обед и не оставлять ребенка без присмотра, не прибегая к помощи телевизора и компьютера.  Время на кухне может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми перед тем, как все соберутся к ужину. Вы обнаружите, как легко и увлекательно занимать ребенка.
         Вашему вниманию предлагаю несколько полезных игр, которые способствуют развитию детской речи, обогащению словаря детей.

Помоги маме
Цель: развивать мелкую моторику рук, расширять знания о разнообразии и пользе круп

Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики

Так же можно рисовать на крупе или соли, сделать аппликацию из крупы или просто использовать горох или крупу как мозаику.

Поищем слова
Цель: закрепление активного словаря детей на тему «Овощи»

Спросите у ребёнка, какие слова можно вынуть из винегрета, борща?

Ребёнок перечисляет овощи, из которых готовятся блюда.

Так же можно играть наоборот. Родитель перечисляет овощи, а ребенок говорит, какие блюда можно из них приготовить.

Назови слово со звуком «К»
Цель: совершенствование фонемных уменй и навыков ( работа  со звуком «К», его позицией в слове)

Предложите сыну или дочке поискать в окружающих предметах слова , в которых есть звук К (в начале, середине или в конце слова).

Ребёнок находит и называет предметы: стаКан, Кастрюля, салфетКа, Кружка, шКаф, сКоворода и др.и говорит,  где находится звук (в начале, в середине или в конце)

Так же можно играть и с другими звуками, постепенно усложняя задания:

найти предметы, в названии которых заданный звук в начале слова;

Позже можно играть в игру «Цепочка слов». По аналогии с игрой в «Города».

Давай посчитаем
Цель: упражнять в правильном согласовании  имени существительного с числительным и прилагательным.

Предложите посчитать предметы на кухне (согласование числительного с существительным):

1 стакан_, 2 стакана, 3 …, 4 …,

         5 стаканов

1 тарелка, 2 тарелки, 3 …, 4 …,

         5 тарелок

Приготовим сок
Цель:помочь ребенку образовывать однокоренное прилагательное от существительного при помощи вопроса «какой?» 

Спросите у ребёнка, какой сок можно приготовить:

из апельсина (апельсиновый);

из яблок (яблочный);

из моркови (морковный);

из груш (грушевый);

из слив (сливовый);

из помидоров (томатный) и др.

Какая нужна посуда?
Цель: обогащать словарь ребенка при помощи образования  однокоренных слов.

Спросите у ребёнка, куда

Вы с ним положите :

хлеб  ( в хлебницу)

селёдку ( в селёдочницу)

масло (в маслёнку)

сахар  (в сахарницу)

соль (в солонку)

молоко  (в молочник)

Какая у нас посуда?
Цель: обогащать словарь ребенка при помощи образования  однокоренных слов (от существительного образовать прилагательное)

Выясните с детьми , из чего сделана посуда:

Стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Ложка из дерева – деревянная

Кастрюля из металла - металлическая

На кухне с мамой интересно и полезно.

Пребывание ребенка на кухне будет способствовать развитию его воображения, росту интереса к домашним делам. В дальнейшем ребенок будет стараться стать более самостоятельным, помогать Вам,  радовать и делать приятное родным и близким.

Ребёнок – это исследователь, и, когда у него появляется интерес к чему-то новому, он начинает задавать вопросы, искать ответы, высказывать предположения, делать выводы. Именно так, путём проб и ошибок рождается истина. И чем больше участия принимал ребёнок в поисках этой истины, тем больше удовлетворения, уверенности в своих силах он получит; а так же желания рассказать о своих достижениях и находках.  

Именно так, в поисках и общении развивается разговорная речь. И наша задача сделать её более разнообразной, богатой, красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...