Мастер-класс «Игры в загадки как средство развития творческого потенциала дошкольника»
методическая разработка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

В  детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Загадка является одним из эффективных средств развития речевого творчества дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игры в загадки как средство развития творческого потенциала дошкольника»

  1. Теоретическая часть

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

В  детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Загадка является одним из эффективных средств развития речевого творчества дошкольников.  
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.

Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.        

Развивающие возможности  загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  •воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

  •стимуляция умственной активности;

  •развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, чувства юмора;

  •расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Виды загадок с примерами.

Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Форма разговорная и стихотворная.

Разговорная

Что такое: не лает, не кусает,

 а в дом не пускает?    

Стихотворная

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

Загадки-рифмовки.

Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное  слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная.

Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

 В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

Загадки-обманки  тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора

Кто грызёт на ветке шишку?

     Ну, конечно, это …  (мишка,  белка)

С пальмы вниз, на пальму снова

     Ловко прыгает ...     (корова, обезьяна)

Ржёт на поле поутру

     Длинногривый ...  (кенгуру, конь)

Слышал даже иностранец —

     Всех в лесу хитрее ...    (заяц, лиса)

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев

 Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления.

 А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.

На крыльце сидит щенок, 
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один 
И уселся рядом с ним. 
(Сколько  стало щенят?) 
(1+1=2)

Принципы отбора загадок для дошкольников

При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить        доступность        их        содержания,        учесть        опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать:

 -  загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий      названия различных качеств предмета).

Оно округлое, может быть красное, желтое,

зеленое, растет на дереве и очень вкусное. (яблоко)

- Рифмованные загадки

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко.

 Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (петух).

Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).

Он сидит послушный очень,

 Лаять он совсем не хочет,

Шерстью он большой оброс,  

Ну конечно это - (пёс).

Каждый вечер, так легко,  

Она даёт нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут её - (корова).

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, как «мини-рассказ» о предмете.     Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Стукнешь о стенку -   А я отскачу.

Бросишь на землю -  А я поскачу.

Я из ладоней в ладони лечу -  

Смирно лежать не хочу. (Мяч)

В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки-рифмовки, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь.

Что за скрип? Что за хруст?

 Это что еще за куст ?

Как же быть без хруста,

если я ... капуста

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать  загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Для старших детей может быть использованы загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова.

Отгадай, какое слово есть

 у каждого портного?

Это слово вместо шубы

 ежик носит на спине.

Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.  Иголка

Детям, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки, можно предложить загадки- «веселые стихи». Они  донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.

Куклу выронив из рук,

 Маша мчится к маме:  

  — Там ползет зеленый

 лук с длинными усами! жук

Сочинять свои собственные загадки —

это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.

Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". Воробей

Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

 В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное  –  заинтересовать  детей,  вовлечь  их        в  процессе  сравнения, сопоставления,        обсуждения        и        поиска         отгадки.        Расспросы, споры , предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

  1. Практическая часть

Работа с аудиторией. Придумывание загадок о загаданном предмете.

Приглашается 1 участник, ему озвучивается загаданные предмет, он придумывает загадку. Аудитория отгадывает.

Дополнительный материал. Предложить педагогам отгадать загадки, сочиненные детьми.

Хитрое животное, живет в лесу, питается зайцами и мышами (Лиса)

Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар (Морковь)

Сладкий, но не сахар, бывает темный, но не ночь, бывает белый, но не день, его любят все (Шоколад)

Мягкая, как подушка. Ласковая, как мама. Любит молоко, но не теленок (Кошка).

Желтый, как солнце. Кислый, как аскорбинка. (Лимон).

Растет в лесу, у него одна нога, и он рыжего цвета (Гриб-рыжик).

Бежит, словно торопится куда-то (Ручей).

Рыжая, как белка. Хищная, как волк. Рычит, как собака (Лиса)

На полянке стоит девушка в зеленом платье, когда дует ветер, она танцует (Елка).

Бывает черный, белый, красный. На нем легко добираться на дачу, на речку. Его можно увидеть в городе (Автомобиль).

Дает молоко, но не корова. Есть рога, но не олень. Любит капусту, но не заяц (Коза).

Летает, как птица. Есть колеса, как у машины. На нем ездят люди, как на автобусе (Самолет).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"

Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс «Техника нетрадиционного рисования «Эбру» как средство развития творческих способностей дошкольников»

Эбру (воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).В мире это искус...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Если бы меня попросили назватьСамое поэтическое явление,Созданное человеком с помощью слова,Я, не задумываясь, сказал бы: это загадкиЮ. Г. Круглов...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.Театрализованная деятельность является системообраз...