МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по рисованию

Рамазанова Алина Габдулаваловна

Мастер - класс разработан для обогащения опыта молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_izo.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих

способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и

необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

 Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

 Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения

предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической

деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, листы бумаги формата А4, плоские кисточки, воздушный шар, нитка,  тарелочки для краски, баночки с водой.

Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.

Ход мастер – класса:

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодняшний мастер-класс я хотела бы начать с высказывания «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.

Вступительное слово
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития
детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции,
навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за
эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о
необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут
ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к
рисованию.

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, поэтому у ребенка появляется радость от законченной работы, и нет переутомления, что способствует формированию здоровья ребёнка. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник рисования с дошкольниками, которыми сегодня хочу поделиться с вами.

Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по рисованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству». И постоянно ищу новые, интересные, необычные способы рисования в нетрадиционных техниках.

ПУАНТИЛИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Это такая манера письма картин раздельными мазками. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.

Для каждого цвета  понадобится отдельная палочка, а нужные детали можно дорисовать с помощью фломастера или карандашей.

РИСОВАНИЕ КРУПОЙ

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Приклеить клеем ПВА крупу: рис, горох, гречку, подсолнечник и т.п.

РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ

Карандашом нарисовать контур изображения. Кисть из щетины держать вертикально и опускать на бумагу, расплющивая о нее ворс. Делать тычки по контуру рисунка, не оставляя пробелы. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Беличьей кистью подрисовать тонкие линии.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОМ

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях и пальчиках находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ

Ребенок опускает в краску ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Тушь или акварельную краску, разведенную водой, накапать  в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

РИСОВАНИЕ НИТЬЮ

Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3D РИСУНКИ.

3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Самое простое 3D изображение, которое под силу даже самому маленькому крохе, — это рисунок ладошки.

Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши. Вначале мы обводим раскрытую ладошку малыша простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект!

Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято ладонью, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой.

Ладошку мы штрихуем тем же черным фломастером, что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура ладони.

Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием.

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ ИЛИ МАНКОЙ

Эскиз картинки нужно приготовить заранее.   Наносим  на поверхность рисунка  кисточкой клей ПВА. Сверху посыпаем  аккуратно солью или манкой. Лишнюю соль или манку убираем с помощью сухой кисточки. Даем время, чтобы  работа подсохла.  Готовый рисунок раскрашиваем гуашью. Или же с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

ГРИЗАЙЛЬ (ФРАНЦ. GRISAILLE ОТ GRIS — СЕРЫЙ) 

Это вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета. То есть вся работа выполняется исключительно краской одного или двух цветов, но разной тональности (где-то бледнее, где-то темнее, ярче).

ГОФРОКАРТОН

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка.  Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Также этот способ рулонного рисования подходит для изображения спирали улитки, завитки, барашка.

ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ

На картонную основу нанести простой рисунок или взять готовый рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

Заключение

Рисование увлекает детей, они с большим желанием рисуют, создают что-то новое сами. Творческий процесс - это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях одаренные скорей найдут свой путь, а все остальные  приобретут ценный опыт  творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать  и ценить искусство. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, укрепление здоровья детей.

Использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Самостоятельная работа одним из способов по выбору каждого педагога. По окончании работы педагоги вытирают пальцы влажной салфеткой, а затем прикрепляют рисунки на общее дерево.

Рефлексия

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомним притчу о «зарытых талантах».

«ПРИТЧА О ТАЛАНТЕ, ЗАРЫТОМ В ЗЕМЛЮ»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Подолгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Благодарю за внимание!

ЛИТЕРАТУРА:


1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, No2.
3. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, No9.
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

6. Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В данном плане-конспекте использованы несколько нетрадиционных приемов  рисования, используемых в одной работе....

Мастер-класс "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей."

«Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая вним...

Мастер – класс для педагогов «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

9 ноября 2017 года в нашем детском саду прошло методическое объединение «Творческое самовыражение педагога – основа реализации инновационных идей и практик, в подходах организации самостоя...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»...

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников»

Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. « Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, от...