Презентация к исследовательской деятельности «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе)
презентация к уроку (старшая группа)

Цель исследования:

Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Задачи исследования:

1.  Рассмотреть кошельки.

2.  Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты.

3.  Поэкспериментировать с монетами и купюрами.

Образовательные задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить правильному отношению к деньгам;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.)

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать способность сравнивать и анализировать.

Воспитывающие задачи:

-воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_vred_i_polza_02.2024.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе) Составила : воспитатель Бута Надежда Владимировна Сыктывкар, 2024

Слайд 2

«Учитесь в шахматы играть» Учитесь в шахматы играть – Древнейшая игра. Она научит побеждать И закалит тебя. Научит думать и решать, Как верный делать ход, С ней легче будет мир познать И совершить поход. Учитесь в шахматы играть – Мудрейшая игра. Её секреты разгадать Вы сможете тогда. Григорий Кайгородов

Слайд 3

Актуальность работы Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей. В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни. Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности. Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить. Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.

Слайд 4

Цель исследования: Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий. Задачи исследования: 1. Рассмотреть кошельки. 2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты. 3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами. Образовательные задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить правильному отношению к деньгам; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.) Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; - развивать способность сравнивать и анализировать. Воспитывающие задачи: воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.

Слайд 5

Объект исследования – игра в шахматы. Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие. Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков . Ожидаемые результаты проекта: Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Слайд 6

Информационная характеристика исследовательской деятельности: Тип исследования: • по составу участников – групповой (дети, педагоги) • по целевой установке – исследовательский. Возраст детей: 5 - 6 лет. Участники реализации исследовательской деятельности: Педагог: Бута Надежда Владимировна. Воспитанники: дети старшей группы. Срок реализации исследования: 1.02.2024-29.02.2024

Слайд 7

Ожидаемые результаты проекта: У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Слайд 8

Перспективный план реализации исследовательской деятельности: Сроки реализации Название темы Проводимые мероприятия 1.02.2024-4.02.2024 1 этап: Организационно-подготовительный Выбор темы проекта. Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?». Консультация для родителей «Развивающие игры». Подбор методического материала. Разработка тематического планирования исследовательской деятельности. Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации исследовательской деятельности. Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой. Изготовление альбома «Великие шахматисты».

Слайд 9

5.02.2024 -28.02.2024 этап: Практический 1 неделя «Понятие «шахматы». «Мир шахмат». 2 неделя «Шахматная доска» 3 неделя «Шахматные фигуры» Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников» А.С.Трофимова . Информация для родителей об истории происхождения шахмат. Закрепление знаний о шахматной доске. Чтение сказки « Удивительные приключения шахматной доски». Дидактические задания: « Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ». Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка , король. Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка». Просмотр мультфильма « Смешарики в шахматном королевстве».

Слайд 10

4 неделя «Начальное положение шахматных фигур» 5 неделя «Шахматные фигуры – ладья, слон, конь, ферзь…». «Подготовка к шахматному турниру». Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией. Дидактические задания: «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ». Знакомство с книгой Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры). Знание о фигуре ладья. Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие. Ход коня и взятие. Знания о место ферзя в начальном положении. Ход ферзя и взятие. Знакомство с королем, его ходами. Просмотр мультфильмов о шахматах. Рисование «Шахматные приключения». 29.02.2024 этап: Заключительный Семейный вечер «Играем в шахматы» (развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов). Шахматный турнир. Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» ( выставка шахматных наборов в группе)

Слайд 11

Информация для родителей Консультация « Шахматы в дошкольном возрасте ». Информация для родителей об истории происхождения шахмат. Консультация « Развивающие игры ». Советы родителям при обучении игре в шахматы. Консультация « Шахматы в дошкольном возрасте ».

Слайд 12

Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :

Слайд 13

Вывод: Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась. Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.

Слайд 14

Используемая литература В.Я.Юзюк , В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика ». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011. Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).- Ростов-на-Дону: Владис , 2014. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.: ил. Сухин , И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин . - Москва: Астрель : АСТ, 2008. - 279 с.: ил. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк . возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт ; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты- Манс . Авт. Окр . – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015. «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников/ А.С.Трофимова . – Ростов н/Д: Феникс, 2012. Используемые интернет источники https:// vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161 https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat

Слайд 15

Занятие «Первое знакомство с Шахматным королевством»

Слайд 16

Дидактические задания : « Горизонталь », «Вертикаль», «Диагональ».

Слайд 17

Задание: вылепи шахматную фигуру

Слайд 18

Задание: нарисуй шахматную фигуру

Слайд 19

Развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов

Слайд 20

Семейный вечер «Играем в шахматы»

Слайд 21

Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)

Слайд 22

Используемая литература

Слайд 23

«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд». Владимир Путин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по исследовательской деятельности «Я – играю, я – познаю» для детей второй младшей группы

Исследовательская, поисковая ак­тивность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с ра...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.

Конспект ОС на формирование  у детей старшей группы представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль» Цель: Развитие познавательных ...

Экспериментально-исследовательская деятельность в ходе выполнения дыхательной гимнастики с детьми старшей группы с ТНР

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов для детей второй младшей группе Тема: «Тарелочка из глины»

Представлен конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Тарелочка из глины"....

Экспериментально-исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова с детьми старшей группы "Облака"

Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проб...