Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисова Елена Васильевна

Конспект ОС на формирование  у детей старшей группы представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vulkan.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности     с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.

Тема: «Вулканы»

Подготовила: Борисова Е.В., воспитатель, I кв. категория.

Цель: Формирование  у детей представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания детей о природном объекте – вулкане;

- Продолжать закреплять представление детей об исследовании, о способах получения информации, её фиксирование;

- Продолжать учить детей выдвигать гипотезы;

- Расширять словарный запас детей: вулкан, кратер, магма, лава.

Развивающие:

- Продолжать развивать связную речь детей, умение составлять сообщения, используя схематическое изображение;

- Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- Воспитывать культуру поведения детей в коллективе: доброжелательность, умение выслушивать ответы других людей;

- Формировать интерес к явлениям природы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Основной вид детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая.

Методы и приёмы: игровая ситуация, наглядный, словесный, вопросы к детям, исследовательская деятельность,  

Предварительная работа: исследование «Камни», исследование «Горы», рассматривание энциклопедий по теме.

Материал: Светящийся глобус, карточки исследователя, фото вулкана (внешнее и в разрезе),  бубен, макет вулкана, сода, моющее средство, подкрашенная вода, разведённая лимонная кислота, поднос, ноутбук с колонками, звукозапись извергающего вулкана, академическая шапочка, «Конфетный вулкан».

Ход ОС:

I. Вводная часть

Воспитатель включает глобус с подсветкой, что привлекает внимание детей.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: Да, глобус.

Воспитатель: Обратите внимание, какой он разноцветный. Как вы думаете, что окрашено в синий цвет? Его очень много представлено на глобусе.

Дети: Моря, океаны, реки.

Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, что означает зелёный цвет?

Дети: Леса, поля.

Воспитатель: И это верно. Обратите внимание на коричневый цвет на глобусе. Как вы думаете, что это может быть изображено?

Дети: Горы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, я знаю, что есть особенные горы с огромной ямой на вершине, а  ещё они грохочут, дрожат, и из них идёт дым и огонь. Может, кто - то из вас знает, как такие горы называются?

Дети: Верно, вулканы.

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, как может в горе появиться огонь?

Выдвижение гипотезы: дети высказывают свои предположения(подожгли, взорвалось, баловались и зажгли).Если дети не отвечают, воспитатель: Может кто-то поджёг траву?

Воспитатель: А давайте проверим, правда ли всё то, что вы мне говорили. Мы сегодня вновь будем, как настоящие учёные, исследовать. Подскажите тему нашего исследования?

Дети: Тема нашего исследования «Вулкан»

Пригласить детей пройти к магнитной доске.

II. Основная часть

Воспитатель: Уважаемые учёные, наша задача – получить как можно больше информации о вулканах, и подготовить о них сообщение – небольшой доклад. Какие методы  мы используем?

Дети: Подумать, посмотреть в книге, спросить у кого-нибудь.

Воспитатель: С чего начнём, наше исследование?

(Помочь детям поместить символы в нужном порядке).

Воспитатель: Первое, что мы сделаем, подумаем и вспомним, что мы знаем о вулканах?

Дети:Это высокая гора, наверху бывает огонь.

(Воспитатель схематично зарисовывает ответы на доске)

Воспитатель: Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в интернете?

(Показ фото вулкана)

Дети: Это большая гора

Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово.

Дети вместе и индивидуально повторяют слово «кратер».

Воспитатель: Внутри горы есть дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана.

Дети повторяют слово «жерло».

Воспитатель: А на самой глубине вулкана, находится расплавленное горячее вещество – магма.

Дети повторяют слово «магма».

Воспитатель: Когда начинается извержение вулкана, магма поднимается вверх по жерлу вулкана и силой вырывается из кратера. Вырвавшуюся на поверхность магму называют лавой. Лава стекает по склону вулкана, и он становится всё выше. Остывшая лава затвердевает, и становиться серой или черной.

Воспитатель: Что мы узнали, посмотрев фотографии вулканов?

Дети: Мы узнали что, вулкан – это гора, у которой наверху кратер. Внутри горы есть жерло, по которому поднимается магма и из горы выливается лава.

(Зарисовать схематично, полученную информацию)

Воспитатель: Где ещё мы можем узнать информацию о вулканах?

Дети: Спросим у взрослых.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли серьёзные и очень умные гости. Давайте, спросим у них, какие бывают вулканы.

Предложить детям подойти к гостям и спросить, какие вулканы бывают. (Есть три основных вида вулканов, и они все опасны. Активные вулканы извергаются часто. Спящие вулканы могут «дремать» много лет, а потом вдруг проснуться. Вулканы, которые не извергаются очень давно, называют потухшими. Но и потухший вулкан может пробудиться!)

 Воспитатель: Что вы узнали у гостей? Какие бывают вулканы?

Дети: Активные, спящие, потухшие.

Воспитатель: Хорошо, от взрослых вы узнали, что-то новое о вулканах. Действительно, вулканы, бывают активные или действующие, спящие и потухшие.

(Зарисовать информацию)

Воспитатель: А давайте покажем, что такое спящий вулкан и действующий.

Физкульминутка «Действующий и спящий вулкан» (по сигналу бубном «действующий» - дети изображают извержение вулкана, по сигналу «спящий» - приседают, имитируя сон).

Воспитатель: Хорошо. А ещё, чтобы узнать что-то новое, что делают ученые? (обращает внимание детей на символы)

Дети: можно провести эксперимент.

Воспитатель: Так делают настоящие ученые. У нас есть макет вулкана. Как выдумаете, можем ли мы устроить извержение вулкана прямо здесь?

Дети: Да, нет, не знаю.

Воспитатель: Давайте попробуем. Присаживайтесь на стульчики. Пока наш вулкан спящий, но  мы попробуем сделать так, чтобы наш вулкан проснулся и начал извергаться.

Эксперимент сопровождается звуковой записью извержения вулкана.

Воспитатель (сопровождает действия словами): В макет вулкана кладём 2 чайные ложки соды, моющего средства, добавляем красный краситель, лимонную кислоту.

Воспитатель: Что вы почувствовали, когда услышали звук извержения вулкана?

Дети: Мы испугались.

Воспитатель: Как вы думаете, какую опасность для людей и всего живого представляет вулкан?

Дети: Люди и животные могут погибнуть.

(Зарисовать информацию.)

III. Заключительная часть

Воспитатель: Мы с вами собрали достаточно информации о вулканах. Теперь давайте поделимся ею друг с другом и расскажем, что мы сегодня узнали о вулканах. Кто из учёных, хотел бы сегодня сделать доклад, используя наши картинки подсказки?

(Выступающему надеть академическую шапочку, после доклада попросить задать вопросы докладчику)

Воспитатель: Спасибо, вам уважаемые ученые. Сегодня вы потрудились на славу и сделали важные открытия.

Вы узнали, как появляется огонь в вулкане? (ответы детей)

Какие новые слова вы узнали? (ответы детей)

Воспитатель: У меня есть ещё один действующий вулкан, но он необычный и предназначен только для таких настоящих учёных как вы.

Воспитатель предлагает детям «Конфетный вулкан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в подготовительной группе «Это загадочное – молоко».

Цель: Обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.Программное содержание:Образовательные задачи:Продолжать знакомить детей с этапами исследовани...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с применением игр В.В. Воскобовича: «Цирк» старшая группа

Занятие способствует закреплению представлений о звукобуквенном составе слов...

Конспект образовательной интегрированной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования с детьми старшей группы «Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» (в рамках проекта «Красавица осень»)

Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игруш...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....