Познавательный проект «Планета ребусов»
проект (подготовительная группа)

Чередниченко Любовь Ивановна

Современные подходы к образованию требуют использования разнообразных активных, развивающих форм и методов обучения. В качестве одной из таких форм можно использовать ребусы.

Разгадывание различных ребусов— гимнастика для развития интеллекта детей, увлекательный способ развития мышления. Ребус развивает логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память, внимание и правописание. Ребусы развивают фонематическое восприятие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_rebusy.docx_1_var.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИНЕНОК» Р.П.СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Познавательный проект

«Планета ребусов»

в подготовительной группе

компенсирующей направленности № 6 «Семицветик»

 

               

                                       Подготовили:

                        Куликова О.С., учитель - логопед

первой квалификационной категории,

Чередниченко Л. И., воспитатель

                               первой квалификационной категории                                                        

                             

                                                                           

                                         

Апрель 2024г.

Познавательный проект

«Планета ребусов»

(паспорт проекта)

Вид проекта: краткосрочный, познавательный.

Сроки реализации:   с 11.03.2024 по 11.04.2024

Участники проекта: Дети подготовительной  группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Актуальность

Современные подходы к образованию требуют использования разнообразных активных, развивающих форм и методов обучения. В качестве одной из таких форм можно использовать ребусы.

Разгадывание различных ребусов— гимнастика для развития интеллекта детей, увлекательный способ развития мышления. Ребус развивает логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память, внимание и

правописание. Ребусы развивают фонематическое восприятие детей.

Дети практически закрепляют звукобуквенный анализ слов, при разгадывании ребусов, что является фундаментом грамотного письма и чтения (особенно составление ребусов.)

Это великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас. Разгадав неизвестное понятие, дети задумываются о его значении. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.

Проблема.

Занимаясь с детьми,  заметили, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

  Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы,   было принято решение организовать проект  «Планета ребусов»

Цель проекта:  Научиться приёмам и правилам разгадывания ребусов.

 Развивать речь детей и познавательные способности посредством использования (разгадывание и составление) ребусов.

Создать условия для  развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- .Формировать умение у детей разгадывать ребусы разного типа.

- Активизировать и обогащать активный словарь детей.

- Развивать мыслительную деятельность,  фонематическое восприятие и слух.

- Формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слов.

- Мотивировать детей к использованию ребусов  в повседневной жизни;

- Пополнить предметно – развивающую среду в группе  новыми  играми, пособиями.

Ожидаемый результат:

Дети познакомятся с понятием «ребус», с  правилами и алгоритмом решения ребусов, а также с приёмами, которые  употребляются при составлении ребусов. Научатся решать ребусы и  составлять новые. У детей появится интерес и инициатива к решению ребусов.

Пополнится предметно – развивающая среда в группе  новыми  играми, пособиями.

План основных действий по решению задач, направленных на реализацию проекта

Этапы

Мероприятия

Подготовительный этап

Определение темы, целей, задач и содержания проекта.
Подбор методической литературы, создание презентаций.

Подготовка  ребусов  разных уровней сложности.

Основной этап

- Беседа с детьми «Что такое ребусы и для чего они нужны»

- Просмотр презентаций

-Дидактические игры:

«Составь фигуру», «Логика», «Путешествие в страну Алфавит», «Танграм», «Что лишнее», «Веселый лабиринт», «Буквы», «Обучение грамоте»

-Рассматривание образцов выкладывания изображений из разных головоломок

Проведение НОД:

«Волшебная страна Ребусов»

- Знакомство с понятием «Ребусы», с видами ребусов;  правилами и алгоритмом  разгадывания ребусов.

«Игры-головоломки» 

- учимся разгадывать простые ребусы.

«Веселые загадки» -

учимся разгадывать сложные ребусы.

Учимся составлять простые  и сложные ребусы

-Познакомить с приемами  составления ребусов.
- Организация совместной творческой деятельности детей с родителями.

Заключительный этап

Итоговое открытое мероприятие «Ребусные гонки» - закрепление знаний, умений составлять и решать ребусы.

Презентация проекта

   Использование ИКТ

 Просмотр презентаций:

- «История возникновения ребусов»,

- «Ребусы для начинающих»,

- «В стране Ребусов»,

- «Ребусы для детей в картинках»

 

Дидактические игры: «Логика», «Читаем буквы», «Танграм», «Ребусы», «Этапы создания ребусов», «Наблюдательность»

Дидактическое пособие:

Рабочая тетрадь  «Решаем ребусы», развивающее многофункциональное пособие «Планета Ребусов»

Картотеки: «Ребусы по лексическим темам», интерактивная картотека «Ребусы».

Взаимодействие с родителями:

‒Консультации: «Ребусы – увлекательный способ развития мышления», «Ребусы для детей».

Видеоуроки  «Планета Ребусов»

Акция для родителей «Решение ребусов – зарядка для ума»

Родители.

Изготовили  дидактические игры «Весёлая Азбука», «Ребусы»,  «Угадайка».

Педагоги

Информационно-просветительская работа с родителями.

Результат.

В процессе проекта у детей сформировано  умение  разгадывать ребусы разного типа. Дети проявляют творческие способности при создании ребусов.  Развито воображение. Проявляют инициативность и самостоятельность. У детей складываются предпосылки грамотности. Повысился уровень познавательной и творческой деятельности, улучшилось состояние речи детей, усилилась их самостоятельность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.

Совершенствуются  навыки коллективной работы. Пополнена предметно – развивающая среда дидактическими играми.

Провели открытое мероприятие «Ребусные гонки» для детей нашей группы и подготовительной группы комбинирующей направленности №10. Дети распределились на три команды. Разгадывали ребусы разной сложности.  Играли в игры:

 При составлении и разгадывании ребусов дети научились: быть внимательными, наблюдательными, научились анализировать слова, сопоставлять и сравнивать, выделять главное, убирать лишнее, а это значит –  научились мыслить! Умение решать и составлять ребусы влияет на успешное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический, познавательно - исследовательский проект «Планете нужен воздух!»

Цель проекта:Дать представление дошкольникам о свойствах воздуха, что воздух есть везде. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использование свойств воздуха человеком. Развивать умени...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ПЛАНЕТА «МАТЕМАТИКА»

Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал интеллектуальных игр в организованной и самостоятельной деятельности детей....

Дистанционный проект "Планета ребусов"

Путешествие 1Путешествие 2Путешествие 3Путешествие 4Путешествие 5Путешествие 6Путешествие 7...

Сообщение на тему "Создание интерактивного пространства для активации познавательно речевой деятельности в работе с детьми с ОВЗ. С презентацией авторского проекта планета ребусов.

Сообщение на тему "Создание интерактивного пространства для активации познавательно речевой деятельности в работе с детьми с ОВЗ. С презентацией авторского проекта планета ребусов....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ПЛАНЕТА «МАТЕМАТИКА»

Вид проекта: познавательно - игровойПродолжительность проекта: долгосрочный октябрь – апрель 2021- 2022 учебный год.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родителиАктуальнос...

Познавательно – исследовательский проект «Планету ты оберегай! Раздельно мусор собирай!»

1.Актуальность      Мы считаем, выбранную нами тему актуальной, так как в современном мире с каждым годом растет количество бытовых отходов. Мусор – проблема, с которой ...