"Знакомство с укладом казачьей жизни и одеждой"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кривцова Евгения Васильевна

Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, традициях этого народа, о специфике одежды казаков, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство уважение к людям, которые живут рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Знакомство с укладом казачьей жизни и одеждой"

   

Цель: Проводя работу по региональному компоненту , продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, традициях этого народа, о специфике одежды казаков, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство уважение к людям, которые живут рядом.
Образовательные задачи:

- Продолжать углублять знания детей о жизни, быте и культуре казачества;
- Познакомить с казачьей одеждой, её назначение;
- Расширить кругозор детей и обогащать словарный запас.
- Продолжать развивать творческие способности и интерес к художественному слову.

Развивающие задачи:

- Развивать интерес у детей к казачьим костюмам, элементам одежды;
- Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям и истории своего народа.

Словарная работа: казак, казачка, станица, курень, сабля, горница, черкеска, шаровары, башлык, зимняя бурка, папаха или кубанка, домовой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Горелки», «Клубок» и др.)

Материал и оборудование: мультимедиа, презентация, русская печь, сундук, одежда, элементы одежды из бумаги, листы белой бумаги с изображением казака и казачки, клей, салфетки, кисточки.

Продуктивная деятельность: аппликация

Ход занятия.

Дети заходят в зал
- Утро начинается
Вместе мы всречаемся.
Мы друг другу рады
Рады солнцу, рады птицам
Рады улыбчивым лицам
И всем кто живёт на этой планете.
«Доброе утро!» скажем все вместе.

Садятся на стулья.

Звучит аудиозапись «Распрягайте, хлопцы, кони…»

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель:- Ребята а кто такие казаки и как они жили.
Дети: Казаки построили много станиц. В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков.

- Жилища казаков назывались курень.

- Курень строили из камней, глины, камыша и соломы.

- Главное занятие казаков военное дело, охрана границ земли русской.

- Казаки, когда не воевали сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу.

- Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.


Ребенок: Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Память предков охраняют, веру в Бога почитают.
Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,
И готов любой казак за Россию постоять.
Воспитатель: Ребята, а что делали казаки после трудового дня, военных походов?
Ребёнок: Казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть , и поиграть в казачьи игры .
Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Казачья подвижная игра «Ящере»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами очутились? Да это же комната казака. Как она называлась?
(Слайд с изображение казака)

Аудиозапись: Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!

Аудиозапись: этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки казаков. (Слайд закрытый сундук)

Дети говорят пословицы:

1. Казак родился – Отчизне пригодился.

2. Терпи, казак, – атаманом будешь.

3. Казачье братство – милее богатства.

4. Казак в беде не плачет.

5. Казаку честь – родину беречь.

6. Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

7. Хлеб, соль да вода – то казачья еда.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет! (Слайд открытый сундук, одежда казаков).

Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в кубанские костюмы заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите.
Дети: Здравствуйте гости дорогие.

- Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в казачьих костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше казаки.

Казачок: Мама посмотри отныне я казак, как ни крути,

Шаровары, башлык, папаха, срочно все мне ты купи,

На коня я вскоре сяду, шашкой я смогу махать,

Сапоги мне так же нужно, чтоб в поход я смог попасть.

Мы – Казаки – славны парни, родину свою любя,

Жизнь свою отдать готовы, мы за честь и за дитя.

Воспитатель: какую одежду носили казаки.

Казачок: Казаки очень любили наряжаться на праздники. Одежда казака состояла из черкеска, шаровары, башлык, пояс, зимняя бурка, папаха или кубанка, сапоги .

Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм.

Казачка: Девушек казачек, нет милее их на свете,

Хоть спросите у бывалых,

Хоть ищите в интернете.

Кружева, оборки, ленты;

Вышивка и бисер – вот наш арсенал,

Чтоб казак меня увидев,

Про войну не вспоминал.

Воспитатель:
 какую же одежду носили казачки?

Казачка:
 Казачки носили наряд состоящий из кофточки и юбки. Кофта была с длинными рукавами, воротник стойка, присборенная. Юбка была длинная, многослойная с оборками. Наряд украшали лентами, кружевами, вышивкой, бахромой. Головным убором служил платок кружевной или расписной. Обувь: это чёрные или красные сапожки с застёжками и на каблучке.

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть, а заодно и проверим, как вы запомнили части костюма казака и казачки.
Интерактивная игра: «Наряди казака и казачку»
Физминутка: (Врассыпную)

Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.(Прикладывают поочерёдно руку ко лбу)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Маршируют)
Кто за казаком идёт,
В поводу в поводу.( руки назад в замок)
То коня казак ведёт
Под узду, под узду (На носочках, руки вперёд)
Скачет резво конь лихой
С казаком, казаком.
Будем мы с моим конём на границе стоять
Нашу землю охранять. (Руки на поясе, наклоны в стороны)

Игра «Наряди казака и казачку» (аппликация)
Дети подходят к столам и выполняют аппликацию.

За печкой чихает домовёнок Кузя.

Воспитатель: А кто же тут чихает?

Кузя выходит из-за печки:

Кузя: Я малютка домовой,

Пригласи меня домой -

Я порядок наведу,

Не пущу я в дом беду.

Я за печкою живу,

С ребятишками дружу,

Я хозяйке помогаю

И гостей я развлекаю.

Воспитатель: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.

Рефлексия

Кузя: Услышал я, что вы ведёте речи о казаках наших. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем вам рассказывали.

Игра «Кубанку одеваю – на вопросы отвечаю!»

- Как называлось казачье поселение? (Станица)

- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)

- из чего строили куреня

- Чем занимались казаки?
- Назовите одежду казака и казачки.
Кузя : молодцы ребята, вы постарались на славу, за это угощения вам от меня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Знакомство с татарскими народными орнаментами в одежде»

Знакомство с образцами татарского изобразительного искусства, с характерными признаками национальной одежды, обуви. Играя, дети знакомятся с орнаментом, сочетанием цветов, наблюдают симметричность рас...

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...

Знакомство с историческими корнями, жизнью, семейным бытом, обрядами, трудовой деятельностью кубанского народа.

Развивать  у детей познавательный интерес к малой Родине.  Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину. Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям  кубанского на...

Игра-сказка по знакомству со здоровым образом жизни для детей первой младшей группы.

quot;Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно рзвиваться каждому ребенку."Поэтому с самого раннего детства через сказку, игру ребенок должет...

Игра-сказка по знакомству со здоровым образом жизни для детей первой младшей группы.

Сказка в игровой форме рассказывает детям о правилах гигиены, питания и физического воспитания....