Создания волонтерского движения «От сердца к сердцу» в МАДОУ ЦРР д/с № 133
методическая разработка (старшая группа)

Дегелева Мария Александровна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад №133

 

 

Проект

 создания волонтерского движения

 «От сердца к сердцу»

 

 

 

 

Калининград

2024 г.

 

Главное в образовании – воспитание души ребенка,

а именно чувствительности, которая заключает в себе способность

сострадать другому, быть мягкосердечным, человеколюбивым.

Жан-Жак Руссо

Актуальность: Миссия дошкольных образовательных организаций – растить и воспитывать новое поколение российских граждан.

    Пройдет время, дети вырастут и начнут выполнять свой профессиональный долг. На различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в образовании, науке, технике, искусстве, спорте… Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и ценностные отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, при этом необходимо понимать, что речь идет и о здоровье психическом, и здоровье духовном. Заставляет задуматься о целостном мировоззрении и иерархической системе ценностей наших детей (жизнь, красота, гармония, сила, здоровый дух, стремление к добру, любовь, эмоции, чувства, забота о детях с ОВЗ…)

К сожалению не все дети бывают абсолютно здоровы умственно и физически. Мы живем с вами в гуманном обществе. С каждым годом в стране уделяется все больше внимания детям с особенностями развития.

Руководство нашего детского сада этой проблеме, решаемой на государственном уровне, уделяет особое значение.  У нас созданы две коррекционные группы для дошкольников с особенностями в развитии.

Мы все понимаем, что следующим их этапом в образовании будет обучение в школе и поэтому, детей уже в саду нужно начинать социализировать и вовлекать в разные мероприятия (спортивные, досуговые, социально значимые и т.д.), дружить с ними и конечно с их родителями, чтобы они были активными участниками событий, т.к. очень тревожатся и переживают за будущее своих детей.

    А начиналось все так…

Новизна: Однажды, гуляя с детьми по территории нашего детского сада, воспитанники обратили внимание на один участок, огороженный заборчиком, мы подошли поближе, тогда их еще и заинтересовала калиточка с замочком, и несколько сопровождающих взрослых.

 

И последовал ряд вопросов, а почему, а зачем…? И тогда я спросила у ребят, а вы хотите познакомиться поближе с детьми, которые находятся на этом участке, узнать как их зовут, в какие игры они играют? И мы пришли к ним сначала на веранду. Некоторое время все просто смотрели с осторожностью друг на друга, но потом дети из группы «Горошинки» стали первыми трогать, брать за руку и вести детей показывать игрушки, ведь как ни крути, но они хозяева, это мы пришли к ним в гости.  Состоялось наше первое знакомство.

        Вы уже обратили внимание, что в нашем детском саду есть одна группа компенсирующего вида для детей инвалидов и для детей с особыми образовательными потребностями. Тогда нам, взрослым, пришлось самим задуматься, раз дети обращают на них внимание, то не нужно пропускать  вопросы мимо ушей. Нужно что-то организовать в детском саду для их взаимодействия, для плодотворного времяпровождения детей - педагогов - родителей.

Заранее предположили, что сотрудничество с родителями, поспособствует решению многих проблем - это и трудности в работе с семьями, где есть дети с особыми образовательными потребностями, и формирование толерантности через собственный пример поведения у остальных родителей. Да и, просто вместе взаимодействовать в воспитании детей – это верный социально-коммуникативный опыт. Поэтому и возникла педагогическая идея о разработке и внедрении в практику дошкольного образовательного учреждения проекта, направленного на волонтерское движение  «От сердца к сердцу».

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация которого поспособствует позитивной социализации детей из группы «Горошинки» с особенностями в развитии через активную деятельность, где дети смогут проявить себя, взаимодействуя с маленькими волонтерами из старшей общеразвивающей группы «Осьминожки», в ряде событий.

     В детском саду была создана рабочая группа их активных участников сопровождения волонтерского движения, объединив активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, желающих участвовать в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях во благо нуждающихся детей.На первом заседании рабочей группы составили план будущих мероприятий. Дети из группы «Горошинки» имеют проблемы в здоровье, поэтому направление было выбрано нами – физическое и оздоровительное. Мы твердо убеждены: «Ни что так не способно сплотить и поднять дух людей, как физическая культура».

Цель: внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, через формирование бережного отношения к здоровому образу жизни своего и других окружающих людей.

Задачи: 1. Воспитывать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей; оказывать помощь и поддержку другим людям;

     2. Расширять представления детей о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туристических прогулках, спортивных событиях и экскурсиях.

       3. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

Вид проекта: социально- коммуникативный

Участники проекта: дети из группы «Горошинки» с особыми образовательными потребностями; дети волонтеры из группы «Осьминожки», дети «благодетели» из гр. №12, №14, педагоги, родители (законные представители)

Продолжительность: долгосрочный - два года

Ожидаемые результаты для детей из группы с ОВЗ «Горошинки»:

У детей будет проявляться положительное отношение к нравственным категориям добра, заботы, послушания и благодарности.

Научатся уверенно общаться друг с другом.

Увеличение уровня социальной адаптации.

Повысится познавательный интерес детей, активность, самооценка.

Ожидаемые результаты для детей из старшей группы «Осьминожки»:

Формирование у детей толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Дети смогут сделать самостоятельный выбор правильной формы поведения во взаимодействии с детьми с особыми образовательными потребностями.

Участие воспитанников старшего дошкольного возраста в волонтерской работе с детьми с ограниченными потребностями здоровья, позволит им получить жизненный опыт в проживании с такими ребятами, ведь через два года они станут школьниками, и вполне возможно, что с ними в классе будут обучатся дети такой категории, т.к. у нас инклюзивное образование. Считаю это верным и правильным решением министерства просвещения РФ, а значит у всех равные возможности  для полноценного образования и развития.

 

1. Подготовительный этап

1.1. На первом организационном собрании с родителями старшей группы «Осьминожки» мы рассказали им о замысле волонтерского движения. С опаской наблюдали за реакцией родителей, ведь иногда практика в обществе показывает нам такой факт, что некоторые родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире. Но, слава Богу, родители наших воспитанников оказались не из их числа. Они сами сделали вывод, что добрым и милосердным легче жить. А злоба сжигает сердце.

Провели опрос и приятно убедились, что все проголосовали «ЗА». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился с малых лет, делать добрые и милосердные дела. И постиг азы волонтерства еще будучи дошкольником.

Родители - это первые помощники и активные участники нашего проекта. В начале пути они разработали и изготовили специальную форму для маленьких волонтеров, это белая футболка с эмблемой двух сердец, что означает открытость одного сердца для другого, добрые намерения, дружелюбие и готовность помочь.

 

1.2. Следующим шагом стало знакомство ребят двух групп. Мы пришли к ним, поиграли, пообщались. Педагоги организовали и провели игры для знакомства, сближения, что способствовало нашему взаимодействию для дальнейшей работы. С помощью игры на сплочение мы решили ряд задач:

  • установление доверительного контакта между детьми двух групп;
  • формирование навыка чувствовать состояние и настроение другого;
  • использование мимики и пантомимики в общении;
  • развитие эмпатии;
  • согласование своих действий с партнером по общению.

 

 

2. Основной этап

2.1. Совместное проведение утренней гимнастики.

После успешного знакомства ребята приняли решение, проводить больше времени вместе! И мы подумали, а что, если будем приходить к ним каждое утро для совместного проведения утренней гимнастики. Так и случилось. Ежедневно в 8.30 ч мы ждем встречи в спортивном зале, чтобы не только выполнить зарядку, но и поздороваться, пообщаться.

Инструктор по физической культуре согласно комплексу упражнений для детей с ОВЗ организует зарядку, часть детей волонтеров (распределены по графику на неделю, примерно по пять человек) совместно с детьми из группы «Горошинки» выполняют зарядку.

Утренняя гимнастика решает главную задачу – сохранение и укрепление здоровья, а так же создание бодрого и жизнерадостного настроения, повышение работоспособности на весь день.

 

 

2.2. Спортивный праздник «День отца»

Один отец - значит больше,

чем сто учителей.

Джордж Герберт

Чтобы поздравить наших любимых пап с Днем отца, у нас состоялись спортивные соревнования.

Ничто так не укрепляет семью, как совместные мероприятия с главным примером в жизни ребенка – отцом.

Для соревнований были приглашены ребята с папами из четырех групп с двух наших корпусов, активное участие приняли и дети из группы «Горошинки» с ограниченными возможностями здоровья, гордо стояли в колоннах со всеми вместе. Каждый ребенок – спортсмен!

Хочется рассказать об одном милосердном поступке во время проведения соревнований. Праздник мы устроили в большом красивом спортивном зале нашего нового корпуса. До него некоторым командам стоило еще дойти. И вот, когда мы отправились в путь в сопровождении волонтеров, родителей, вдруг, одному папе пришло сообщение, что ему нужно срочно вернуться на работу, а он шел с дочкой для участия в соревнованиях из группы «Горошинки». Произошла пауза, он растерялся… Тогда один папа с добрым отзывчивым сердцем сказал, не переживайте: «Я буду в паре с вашей девочкой и мы будем вместе соревноваться».

Его родного ребенка, нам конечно пришлось убедить, что он будет находиться в зале в роли волонтера, болельщика. Вячеслав согласился, уступил… Но за наградой в конце праздника папа Максим  вышел уже с двумя детьми!

Позже я описала в соцсетях группы этот поступок Максима Евгеньевича и сколько было теплых слов в его адрес, а позже пришла благодарность и от родителей девочки Кристины. Вот она выручка, пример для подражания, вот оно чистое доброе сердце, воспитание в своем ребенке толерантного поведения и, чтобы дети группы смогли прочувствовать, запомнить и в будущем поступать так же!

Для того, чтобы спортивное событие запомнилось всем, воспитатели из рабочей группы со своими воспитанниками - благодетелями, которые к сожалению, остаются за «кадром», приготовили памятные сувениры всем участникам!

Ведь только общими усилиями мы сможем сделать жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии интереснее, насыщеннее, а их окружение адаптированнее, чтобы ограниченные возможности не стали помехой в общении!

В конце встречи протоирей Евгений, присутствовавший на мероприятии в качестве гостя, сформировал выводы о ценности папы в развитии семьи в соответствии с традиционными российскими ценностями, нормами и правилами принятыми в нашем обществе.

 

 

2.3. Детско-родительский мастер-класс «Пошив спортивного оборудования «мешочки» для занятий физической культурой»

Благодаря привлечению все более широкой аудитории к нашему волонтерскому проекту «От сердца к сердцу», родители из группы «Осьминожки» и «Горошинки» смогли принять участие в событии, посвященному физическому развитию воспитанников - это детско-родительский мастер-класс. Изготовление инвентаря для занятий физической культурой смогли объединить всех участников образовательного процесса. Было решено сшить спортивные мешочки, наполнить их песком, крупой. Детям были поставлены на столы весы, на выбор для наполнения заранее сшитых заготовок – мешочков был песок, рисовая и гречневая крупа. Нужно было наполнить, взвесить 160 грамм и отнести за стол родителям, которые зашивали наполненный инвентарь. Работа была в удовольствие всем: дети-волонтеры помогали ребятам с особенностями в развитии, родители контролировали процесс и выступали в роли швей. Инструктор по физической культуре проводила музыкальные разминки, а в конце мероприятия и комплекс упражнений с мешочками.

Как оказалось, многие родители очень рады заняться совместным творчеством вместе с детьми. Наш мастер-класс удался!  Родители старались непосредственно для своих детей. Надо отметить, что не только дети, но и родители находились в позиции активных участников. Сложилось еще одно направление работы «родитель-родителю», когда умения одних родителей были одобрены и приняты другими родителями.

 

         2.4. Спортивное развлечение в Православной школе

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и детей зависит их духовная жизнь,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

       Два педагога нашего детского сада проводят занятия в православных воскресных школах нашего города. И ко дню памяти святого Николая Чудотворца (19 декабря) они предложили ребятам «благодетелям» из групп № 14 и № 12 изготовить своими руками «снежные комочки» -это сувениры и подарить их детям обучающимся в воскресной школе, которую они посещают, чтобы быть духовно здоровыми, кстати, двое из них с особенностями в развитии являются воспитанниками нашего детского сада. Духовное здоровье столь же важно, если не в большей степени, как здоровье физическое. Изготовленные подарки от дошкольников, педагоги подарили с огромной радостью ребятам в школе. А инструктор по физической культуре из нашего детского сада провела спортивное развлечение.

Спортивное развлечение способствует развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. Активизируют двигательную деятельность детей, развивают быстроту, ловкость, координацию движений. Развивают выдержку и внимание, ориентировку в новых ситуациях.

 

2.5.  Литературная Рождественская гостиная

Так как наше учреждение является участником сетевого проекта по духовно-нравственному воспитанию, то и жизнь сада строится не только в соответствии с гражданским и природным календарями, но и с православным. Поэтому вовлечение ребят с ограниченными возможностями здоровья в духовно – нравственную жизнь стало логичным и обоснованным.

В январе в рамках городских Рождественских чтений в нашем дошкольном образовательном учреждении была проведена литературная Рождественская гостиная. Ребятам рассказали об истории праздника, звучали стихи, были небольшие инсценировки, танцы. А в конце волонтеры вместе с детьми группы «Горошинки» рисовали рождественские рисунки.

Цель данного мероприятия была направлена на духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (жизнь, внешняя и внутренняя красота, радость, здоровый дух, любовь, стремление к добру, милосердие, сила, сопереживание, прощение, гармония, «добро-зло», отклик, надежда, религия (вера), поступок, Божий мир…)

 

2.6.  Благотворительные ярмарки

Православные Благотворительные ярмарки мы проводим в детском саду два раза в год, к Празднованию Рождества Христова и светлой Пасхи. Это стало уже доброй традицией. С каждым годом сувениров становится все больше, а это говорит о том, что и людей с добрыми сердцами становится тоже больше. Сделанные детьми, педагогами и родителями творческие поделки мы передаем в храм Святой мученицы Лидии и в храм Покрова Пресвятой Богородицы города Калининграда. О проведении ярмарки оповещаем красочным объявлением в группе на информационном стенде для родителей. После проведения ярмарки проходит  подведение  итогов – выставка детских работ и фотографий, награждение участников.

Мы часто говорим детям о доброте, любви, заботе, взаимопомощи и отзывчивости. Бывает тяжело познакомить детей со значимостью этих нравственных качеств на словах, поэтому проще на личном примере продемонстрировать, как положительные поступки влияют на нашу жизнь.

 

2.6.  Акция «Дарение книг»

14 февраля в более чем в 40 странах мира отмечается Международный день книгодарения, когда люди делятся книжными подарками с друзьями, родными и даже незнакомцами, а также передают книги в библиотеки, детские дома, школы, благотворительные организации. Инициативу поддержали и ребята с ограниченными возможностями здоровья из группы «Горошинки» со своими воспитателями.  Они подарили сделанные своими руками вместе с родителями книжки-малышки о здоровом образе жизни друзьям - волонтерам из группы «Осьминожки». Педагоги провели интерактивную игру для ребят «В здоровом теле – здоровый дух!». Эмоциональная восприимчивость, подражательность дошкольников, позволяет формировать в ребятах с помощью наших волонтеров такие качества, как: выносливость, терпение, любовь, сопричастность.

   

 

2.7.  Поход.                                                                        

Родной край – сердцу  рай.

Пословица

Каждую осень отмечается день туризма. В этом учебном году мы отправились в совместный поход. Волонтеры вместе со своими друзьями группой «Горошинки», чтобы насладится природой родного края, наблюдая все краски золотого времени года. Ребята научились правильно ставить палатку во время похода и особенностям сбора хвороста для приготовления еды на костре. Все остались в восторге и были довольны совместным мероприятием.

Туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности. Походы с элементами туризма позволяют повысить двигательную активность ребенка, укрепляют здоровье. Походы формируют нравственные качества, такие как коллективизм, а так же бережное отношение к природе.

 

  1. Заключительный этап

Описание результатов проекта

Результаты работы педагогического коллектива в рамках проекта по созданию  волонтерского движения говорят о том, что  ровное обращение, доверительное отношение, спокойная доброжелательная атмосфера во взаимоотношении детей, педагогов, родителей положительно влияют не только на развитие личности ребенка с особенностями в развитии, но и на его физическое, нравственное, психическое, духовное  здоровье.

 

Наблюдая за процессом реализации событий в рамках проекта, участники рабочей группы сформулировали следующие выводы о результатах:

  1. произошло выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни сверстников группы «Осьминожки», воспитываемых в духе толерантности.
  2. при помощи волонтерской деятельности смогли вовлечь детей с ОВЗ в одинаковые виды деятельности с ребятами из других общеразвивающих групп. Это позволило им социализироваться, развиваться и не оставаться в тени как раньше, практически всегда находясь в своей группе и общаясь только между собой и со своими воспитателями.
  3. Мероприятия, проводимые педагогами  и волонтерами, обучали детей с ОВЗ навыкам здорового образа жизни; стимулировали мотивы к познавательной деятельности; воспитывали чувство уверенности в своих возможностях.
  4. у детей волонтеров сформировались представления о взаимоотношениях с особенными детьми, о способах общения и проявления своих чувств к окружающим. Также выработались навыки и привычки «добродетелей» через сотрудничество с детьми из группы «Горошинки».
  5. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс вызвало живой отклик (совместные досуговые мероприятия, мастер-классы, спортивные развлечения, походы…) от подобного рода мероприятий. Родители  смогли увидеть своего ребенка в новой для него роли,  как их ребенка  видят другие родители; сам ребенок получил возможность социального общения и смог себя показать с лучшей стороны. Родители могут наблюдать,  как ребёнок чувствует себя в социуме, как выявляются проблемы общения и поведения, намечаются пути их решения. Заинтересованность родителей способствовала нашему тесному сотрудничеству.
  6. Повысился профессиональный уровень педагогов в области духовно-нравственного воспитания дошкольников через организацию волонтерской деятельности.

Сердце наполняется светлой радостью, а жизнь смыслом, когда видишь успех в делах этих маленьких волонтеров, как своим участием, своими делами они приносят столько позитивных моментов в жизнь детей с особенностями в развитии. Несомненно, все эти поступки, впечатления, наполненные добром, яркостью, теплотой оставят в детской памяти незабываемый след.

 

Список литературы

  1. Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249–252. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68198/ (дата обращения: 28.11.2021).

     
  2. Данилюк, Л.Е. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей // Социальная работа в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 9-10 апреля 2009 г.) / под ред. В.В. Бахарева, М.Е. Поленовой, Е.С. Сазоновой. – Белгород: БелГУ, 2009. – С. 308-311.

 

 

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь особому ребенку: книга для педагогов и родителей. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич.–СПб. – 2005. –245с.
  2. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111.

 

Проект адресован педагогам дошкольных образовательных организаций. Он содержит опыт ознакомления дошкольников с практикой волонтерства. Может быть использован как дополнительный методический материал при организации воспитательно-образовательного процесса, а также как самостоятельный проект.

Над проектом работали:

Воспитатель высшей квалификационной категории Назарова И.Н.

Творческая группа:

Методист первой квалификационной категории Дегелева М.А.

Методист Богданович А.В.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» волонтерского движения в дошкольной организации, как одно из направлений экономического воспитания дошкольников

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществл...

Педагогический проект "Волонтерское движение "Добрые сердца"

Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важ...

презентация Волонтерское движение старших дошкольников «Добрые сердца»

Волонтерское движение  – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения, взаимопомощь и самопомощь  в детской среде, при которой ребё...

Волонтерское движение "Добрые сердца" - Поздравляем всех мам

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

Паспорт проекта "Волонтерское движение "От сердца к сердцу"

В современном мире существует особая категория людей, которая готова помогать другим без всякой материальной выгоды, совершенно добровольно. Добровольческой движение на сегодня переживает новый...

Проект "Волонтерское движение "От сердца к сердцу"

Практическая значимость проекта состоит в том, что при реализации проекта создается волонтерский детский отряд, деятельность которого пропагандирует развитие нравственных качеств у детей, таких как тр...

ПРОЕКТ Волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста «Доброе сердце»

В чём самая большая цель жизни? Мы думаем: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...