"Экологическое образование дошкольников"
статья

Маркевич Мария Владимировна

Основная задача взрослых - это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование дошкольников

 «Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –Посмотри, что творит на Земле он!»

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.

А теперь мы в родные глядим небеса,

Через окна, седые от пыли... (автор неизвестен)

Основная задача взрослых - это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

  • Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.
  •  Иногда     дети    наносят    ущерб     природе    из-за недостаточной осведомленности (собирают насекомых в коробочки, составляют букетики из цветов, обрывают бутоны растений для «угощения куклам»). 
  • Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно к дикой: собирая ягоды, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы. 
  • Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать червей.

Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дети добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями. 

Пути экологического воспитания детей следующие: формировать элементарные представления о растениях и животных, как о живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой.

Экологическое   воспитание связано с решением важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный» в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. Например, комнатная моль: в естественных условиях она выполняет важную функцию (перерабатывает шерсть, мех погибших животных, то есть участвует в круговороте веществ). Поедая наши меховые шубы, эта бабочка честно выполняет ту роль, которую ей отвела природа. Откуда ей знать, что перед ней неприродный объект?

Отсюда следует, чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности животных, растений и их потребности.

В переводе с древнегреческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос»— дом, «логос» — наука). Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, включает:

•        формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

•        воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

•        формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

•        формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

•        освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

•        формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

•        формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Методы экологического образования

Для детей первых семи лет характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышления.  В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий, методов и приёмов работы. Как показывает опыт, ни лозунги, ни самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность.

Традиционные (классические):

Наглядные: наблюдения, экскурсии, просмотр презентаций, мультфильмов и видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов.

Практические: экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе.

 Нетрадиционные (современные):

использование элементов ТРИЗ, например, при проведении опытов по ознакомлению детей с различными агрегатными состояниями воды используется приём ТРИЗ «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.

приёмы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи,

игровое проблемное обучение. Он заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

наглядное моделирование. Моделирование направлено на обобщение представлений детей о животных, строении растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно – следственных связей и зависимостей, существующих в природе.

экологическая тропа является одним из эффективных способов систематизации материала. Они позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться её нетронутыми красотами.

экологические акции. Экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

игры – тренинги.  Игры – тренинги направлены на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребёнка.

Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологическом образовании дошкольников используется большое разнообразие средств и методов. Но следует отметить, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...