план по самообразованию
рабочая программа (подготовительная группа)

Людмила Вячеславна Клименко

Формирование графических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад
                                                            «Теремок»

План   работы по теме самообразования

«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей подготовительной группы» на 2023-2024 уч. год

                                                                                                             Подготовила: воспитатель первой

                                                                                                                                             Квалификационной категории
                                                                              с.Родино 2023-2024г.                                                      Клименко Л.В.

Актуальность: Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. 

Графомоторные навыки включают в себя: 

мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения); 

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений) 

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями); 

Цель самообразования по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми.

Задачи самообразования:
Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости

-Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями

-Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции
Формы работы: 

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

                                                   

                                     Перспективный план работы по теме самообразования

сроки

Мероприятия

Практический выход

Отчет о выполнении

1

сентябрь

Изучение методической литературы поданной теме.

-Создать картотеку «Графические диктанты».
Расширить знания о
развитии начальных графических навыков через коррекционноразвивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки

Анкета для родителей  «Готов ли ваш ребенок к школе»

2

октябрь

«Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Познакомить с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.

«Обводка». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение обводить трафарет по контуру, не сдвигая его в сторону.

«Нарисуй по точкам».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Штриховка вертикальная».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Штриховка двумя руками одновременно.

Консультация для родителей «Развиваем руки- развиваем речь»

3

ноябрь

«Раскраска для внимательных».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Раскрась по цифрам».

 «Запиши пропущенную цифру» Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Дорисуй узор». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Игры на развитие  мелкой моторики рук»
изготовление карточек для работы

4

декабрь

«Штриховка диагональная». Продолжать формировать Обведи нарисованные фигуры. «Продолжи ряд, соблюдая закономерность». умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Игра «Прищепки». 
Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. 

Папка-передвижка: «Формирование  графических навыков у дошкольников»
карточки для штриховки

5

январь

«Графический         диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Выполни штриховку двумя руками одновременно. Упражнение «Путаница». Упражнение «Найди различия». Игра «Живая неделя».  «Графический         диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. 

Информация в уголок для родителей « Крупная польза мелкой моторики»

6

февраль

Слуховой диктант «Дорожка».

 Рисование кругов. Штриховка кругами.

 Графическое задание:  

«Помоги грузовику привезти кирпичи для строящегося дома.»

«Дорисуй узор и раскрась бабочку.» Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

Игра «Прищепки».

Консультация  «Слышит ли рука глаз?»

7

Март

Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения.

Упражнение Геометрические прописи.

«Повтори рисунок по точкам». -формировать умение рисовать

округлые линии

Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание).

 Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи

Консультация

 «Пальчиками играем

– стихи повторяем»

8

апрель

Работа в прописи по образцу.
«Геометрическая мозаика» выкладывание из геометрических фигур. «Раскраска для внимательных».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Раскрась по цифрам».

Консультация «Гигиенические правила письма»

9

май

Геометрические диктанты.
закрепление полученных навыков

Консультация «Ум на кончиках пальцев». Мероприятие для родителей.

Литература:

О. С. Иванникова «О формировании графических навыков» /Дошкольное воспитание №12/2007/.

Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».

https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-kurilenko/-umelye-ruchki.html

https://myintelligentkids.com/razvitie-graficheskix-navykov-rebenka-doshkolnika

Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005

Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам

 Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005.

 Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е.,

 Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

 Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...