план по самообразованию
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Теремок»
План работы по теме самообразования
«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей подготовительной группы» на 2023-2024 уч. год
Подготовила: воспитатель первой
Квалификационной категории
с.Родино 2023-2024г. Клименко Л.В.
Актуальность: Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)
-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
Цель самообразования по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми.
Задачи самообразования:
Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости
-Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями
-Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции
Формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Индивидуальная работа с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Перспективный план работы по теме самообразования
№ | сроки | Мероприятия | Практический выход | Отчет о выполнении |
1 | сентябрь | Изучение методической литературы поданной теме. -Создать картотеку «Графические диктанты». | Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе» | |
2 | октябрь | «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Познакомить с клеткой и ее частями: сторона, угол. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения. «Обводка». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение обводить трафарет по контуру, не сдвигая его в сторону. «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Штриховка двумя руками одновременно. | Консультация для родителей «Развиваем руки- развиваем речь» | |
3 | ноябрь | «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Раскрась по цифрам». «Запиши пропущенную цифру» Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Дорисуй узор». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. | «Игры на развитие мелкой моторики рук» | |
4 | декабрь | «Штриховка диагональная». Продолжать формировать Обведи нарисованные фигуры. «Продолжи ряд, соблюдая закономерность». умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Игра «Прищепки». | Папка-передвижка: «Формирование графических навыков у дошкольников» | |
5 | январь | «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Выполни штриховку двумя руками одновременно. Упражнение «Путаница». Упражнение «Найди различия». Игра «Живая неделя». «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. | Информация в уголок для родителей « Крупная польза мелкой моторики» | |
6 | февраль | Слуховой диктант «Дорожка». Рисование кругов. Штриховка кругами. Графическое задание: «Помоги грузовику привезти кирпичи для строящегося дома.» «Дорисуй узор и раскрась бабочку.» Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Игра «Прищепки». | Консультация «Слышит ли рука глаз?» | |
7 | Март | Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения. Упражнение Геометрические прописи. «Повтори рисунок по точкам». -формировать умение рисовать округлые линии Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание). Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем» | |
8 | апрель | Работа в прописи по образцу. Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Раскрась по цифрам». | Консультация «Гигиенические правила письма» | |
9 | май | Геометрические диктанты. | Консультация «Ум на кончиках пальцев». Мероприятие для родителей. |
Литература:
О. С. Иванникова «О формировании графических навыков» /Дошкольное воспитание №12/2007/.
Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-kurilenko/-umelye-ruchki.html
https://myintelligentkids.com/razvitie-graficheskix-navykov-rebenka-doshkolnika
Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005
Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам
Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005.
Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е.,
Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...