Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.
проект (средняя группа)

Казакова Татьяна Александровна

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Важно воспитать и привить интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_femp.docx416.3 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по познавательному развитию

«Где живет математика?»

для детей среднего дошкольного возраста.

Воспитатель: Казакова Т.А.

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2023г.– май 2024г.)

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатель.

Актуальность проекта

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Воспитатель должен уметь подавать материал воспитанникам, чтобы вызвать в них заинтересованность и познавательную активность. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
  4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
  2. Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.

Перспективы проекта: дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Новизна: усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования занимательного математического материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.

Виды образовательной деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Практическая значимость: предлагается система разработок занимательного материала с математическим содержанием (дидактические и подвижные игры, формы народного и художественного слова, занятий, развлечений).

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь).

  1. Изучение теоретической части проекта.
  2. Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
  3. Разработка плана работы над проектом.
  4. Создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – основной (октябрь - апрель)

1 блок. Работа с детьми

2 блок. Работа с родителями.

  1. Помощь в изготовлении атрибутов к дидактическим играм.
  2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
  3. Консультации: «Математика - это интересно», «Воспитываем интерес к математике вместе», «Математика дома», «Математика вокруг нас».
  4. Выпуск стенгазеты для родителей «Развивай-ка».

3 этап – заключительный (май).

  1. Итоговая диагностика детей.

Этапы реализации проекта

Этапы работы

Содержание работы

Задачи

I. Этап сентябрь

Самостоятельная деятельность детей

1. Изучение методической литературы

2. Составление перспективного планирования

3. Обмен опытом с другими педагогами

4. Социальное партнерство

II. Этап октябрь

1. Дидактическая игра «Мы считаем».

2. Игра с палочками

3. «Какая фигура лишняя»

4. «Четвертый лишний»

Закрепить счет предметов

Продолжать учить и различать, называть геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах

Продолжать упражнять классификации предметов по признакам

Ноябрь

1. «Кто назовёт больше»

2. «Сложи узор»

3. «Сложи квадрат»

4. Консультация для родителей «Роль дид. игры в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста

Продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающем

Выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце

Закреплять умение составлять целую из частей. Развивать мышление комбинаторные способности

Познакомить родителей с дидактическими играми

Декабрь

1. «Слева-справа, сверху снизу»

2. «Найди фигуру»

3. «Пифагор»

4. Игра со счетными палочками

Упражнять в ориентировке в пространстве

Продолжать учить различать геометрические фигуры

Упражнять в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур

Закрепить умение детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения

Январь

1. «Игра с кругами»

2. Логика «Ассоциации»

3. «Формы»

4. «Сложи узор»

Развивать умение сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношения, «больше- меньше»

Учить рассуждать, делать свои умозаключения.

Закрепить геометрические фигуры, учить находить похожие на них предметы.

Развивать пространственные представления.

Февраль

1. «Каких фигур больше»

2. «Игра с палочками»

3. «Цифры»

4. «Отсчитай столько же»

Закрепить умения сравнивать две группы предметов

Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение.

Учить сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке.

Продолжать учить отсчитывать на одну больше (меньше) чем показывает цифра.

Март

1. «Не ошибись»

2. «Сделай фигуру»

3. «Что изменилось»

4. «Сколько и где»

Упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.

Упражнять в различении геометрических фигур, упражнять в ориентировке на плоскости.

Развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, использовать слова: сколько , наверху, внизу, слева, справа, под ,над.

Апрель

1. Игра «Танграм»

2. «Кто больше назовет»

3. «Геометрическое домино»

4. Консультация для родителей «Зачем детям математика»

Учить складывать силуэт по образцу (и без). Развивать воображение

Упражнять в классификации предметов по разным признакам

Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах

Познакомить со значением игр с математических содержанием

III. Этап

Май

1. Консультация для родителей «Математические игры»

2. Познавательное занятие «Путешествие в мир математики»

Познакомить с разнообразием игр

Закрепить знания на основе выполнения игровых упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Птицы»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста.на тему: «Птицы»...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на математический остров»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Путешествие на математический остров» п...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Морское путешествие на остров».

Аннотация: в методической разработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образова...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Путешествие»

Аннотация:  в методической разаработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного о...

Презентация по познавательному развитию "Праздник 23 февраля" для детей среднего дошкольного возраста

Цель: формирование основ национального самосознания, любви к Отечеству и интеллектуального развития дошкольников.Задачи:-познакомить детей со славными страницами нашего государства, с праздником ...

Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.

    Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, по...

Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: показать формы работы по развитию интереса у дошкольников к книгам (к сказкам)Задачи: Вовлечь родителей и педагогов в активную деятельность по приобщению детей к книжной культуреПоказать приемы ...