Мастер-класс: практическое освоение технологии ТРИЗ
методическая разработка (подготовительная группа)

Задачи:

Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Жарикова Наталья Борисовна

Мастер-класс: практическое освоение технологии ТРИЗ

Задачи:

Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.

- Что такое технология ТРИЗ - как переводится?

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

- Какая же цель ТРИЗ?

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии.

Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру.

1. Игра «Найди своих друзей»

Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.

Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.

Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?

Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):

Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы

решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все

остальное и т. д.

2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот

становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.

5. Игра "Смени цвет, форму и размер"

Цель: закреплять умение различать цвет, форму и размер объекта. Закреплять знание геометрических фигур. Учить выделять заданный признак и оперировать им.

Правила игры: построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат…

1 вариант: ребенок выбирает первый вагончик-фигуру, воспитатель выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.

2 вариант: воспитатель строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между ними расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.

3 вариант: воспитатель раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаками или признаком, которые меняются.

6. Игра "Дразнилка"

Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

В: Кошка.

Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

В: Пылесос.

Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…

Ознакомление с окружающим миром.

В: Кинотеатр.

Д: Смотрилище, показывалка.

В: Знаки дорожные.

Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…

Физическая культура.

В: Мяч.

Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Экология.

В: Снег.

Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

В: Когда он может быть укрывалкой?

Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.

В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?

Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.

В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?

Д: Испарялочка, исчезалка…

В: Помидор.

Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.

Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.

В: Подразните его в этот момент!

Д: Украшалочка, украшалка.

Ознакомление с трудом людей.

В: Трактор в поле.

Д: Пахалище, вспахивалка….

В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним?

Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка.

8. Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.

Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.

Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.

Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер-класс "Освоение технологии ТРИЗ"

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ...

Мастер – класс «Игры с использованием технологии ТРИЗ»

развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....

Отчет- презентация по мастер-классам с воспитателями " Внедрение технологии ТРИЗ в жизнедеятельность детского сада "

Отчет по мастер –классу на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»за 2018-2019гМДОУ детский сад №7  «Солнышко»п.Свердловский.Лосино-Петровский городской округ,Мо...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»...