Экспериментирование в средней группе «Свойства снега» «Цветной снег»
план-конспект занятия (средняя группа)

Генрихс Людмила Сергеевна

Экспериментирование в средней группе «Свойства снега»

«Цветной снег»

Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.
  • Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
  • Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
  • Приучать детей отвечать развернутыми ответами.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете
  • Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать у детей желание помочь.
  • Воспитывать аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование в средней группе «Свойства снега»

«Цветной снег»

Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.
  • Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
  • Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
  • Приучать детей отвечать развернутыми ответами.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете
  • Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать у детей желание помочь.
  • Воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.

Оборудование: посылка Зимы, ёмкость со снегом, контейнеры со снегом, перчатка, лупы, салфетки для рук, деревянные палочки.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений о зиме, рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.

Ход НОД

Вводная часть

(Дети в группе сидят на стульчиках полукругом и беседуют о зиме, заходит Почтальон Печкин с посылкой)

П: Здравствуйте! Это группа  «Ягодка»?

В: Здравствуйте! Да, это группа «Ягодка». А Вы кто?

П: Я Почтальон Печкин, принес вам посылку, принимайте…

В: Спасибо, Почтальон Печкин! А от кого посылка?

П: Там все написано, читайте, до свидания!

В: Хорошо, до свидания!

В: (читает) Эту посылку прислала Зима.

В: Ребята, как вы думаете, что могла прислать Зима? (ответы детей).

В: Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)

В: Что чувствуешь, какой предмет…?

В: Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? …Это действительно снег!

В: Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т.д.)

В: На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т.д.)

В: А из чего состоит снег? (ответы детей)

Основная часть

В: Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию, но чтобы туда зайти необходимо надеть фартуки.

И вспомнить правило лаборатории: что можно ,а чего нельзя делать (дети и воспитатель встают, надевают фартуки и проходят к столу)

В: Рассмотрите, из чего состоит снег? (снег на тарелочках)

В: А давайте возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло, скажите. Что это? Повтори  Ева …

В: Рассмотрите снег с  помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)

Опыт1: дети рассматривают снег через лупу.

В: Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие…)

В: Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые, (воспитатель показывает на экране телевизора снежинки).

В: А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег.

Опыт 2: дети опускают палочку в снег и наблюдают.

Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?

В: Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)

В: Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.

В: Вывод:  снег какой? (рыхлый)

Опыт №3. « Определение запаха».

Воспитатель: Понюхайте снег.  Он пахнет?

Дети: Нет.

Вывод Снег не имеет запаха

Опыт №4. «Определение цвета».

Воспитатель:  Какого цвета снег? Сравните с белой бумагой.

Дети: БелыйТакой же, как бумага.

Вывод: Снег белого цвета

Опыт №5. «Определение прозрачности».

Воспитатель:  Теперь  положите ложечкой снег на цветную картинку. Скажите, видно картинку, или  – нет.

Дети:  Под снегом не видно.

Воспитатель: Прозрачный снег или непрозрачный?

Дети: Непрозрачный.

Вывод: снег состоит из снежинок или крупинок. Он белый, мягкий, не прозрачный,  без запаха,  молодцы. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)

Физминутка «СНЕЖОК»

Выпал беленький снежок.

Соберёмся мы в кружок.

(Дети становятся в круг)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.

(Машут руками перед собой)

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

(«Встают на лыжи» и «бегут»)

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

(Ловят с хлопком)

Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.

В: Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)

В: Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.

В: Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)

В: Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег? (нет)

В: А во что она превратится? 

В: Правда. Вода на улице,  на морозе  замёрзает и превращается в лёд.

Опыт 6. «Исследование чистоты снега».

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Возьмём  чистый стакан, накроем его марлей, процедим воду от растаявшего снега  через марлю. Что вы видите? 

Дети: На марле осталась грязь, волоски. Снег был грязный.

Воспитатель: Можно ли есть снег?

Дети:  Снег вообще нельзя есть.

Воспитатель: В наше время снег содержит множество вредных примесей, наносящих вред здоровью. Вдобавок ко всему, по снегу ходят люди, бегают собаки, ездят машины. В результате этого в снег попадают микробы, он становится ещё более грязным и опасным для здоровья

Опыт 7: можно ли раскрасить снег?

В: а вы видели цветной снег? А как вы думаете, как можно сделать цветной снег.

В: Что нам поможет в этом?

В: Перед вами краски и кисточка, мокните кисточкой в воду и наберите краски и нанесите  на снег.

 Цель: Показать детям, что снег можно раскрашивать.

Ход: В стаканчик каждому ребенку накладываю снег, путем экспериментирования дети убеждаются, что снег можно раскрасить в разные цвета.

В конце эксперимента цветной снег вынесем на участок .при замерзании получились разноцветные льдинки.

Итог

В: Вот, о каких удивительных свойствах снега мы сегодня узнали.

В: Ребята, а вы знаете, как и откуда появляется снег? (ответы детей)

В: Точные ответы мы получим в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас приглашаю покинуть лабораторию и снять фартуки… Спасибо, что помогли провести опыты в зимней лаборатории.
(поворачиваются, а на столе стаканы с кислородным коктейлем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе «Свойства воздуха» с использование игровых технологий

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:Образовательные: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элем...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»Цель:Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием экспериментирования в средней группе "Свойства воды"

Данное занятие помогагает сформировать у детей представления о свойствах воды....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства Воды».

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: Закрепление и обогащение знаний детей о воде и ее свойствах через экспериментальную деятельность. Задачи.Образовательные:- познакомит...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»

Цель:Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспер...