Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины
картотека

Мукаева Мария Валерьевна

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины

Дидактическая игра №1

«Большой - маленький»

Цель:  учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

Ход: воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.

В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

Дидактическая игра №2

«Больше - меньше»

Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина).

Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».

Дидактическая игра №3

 «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький).

Ход игры. Взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает ребенку, как спрятать шарик в ладошке. Потом предлагает ребенку взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же шарик большой, то шарик останется видимым. Взрослый говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем дает ребенку другие шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания обсуждается с ребенком.

Дидактическая игра №4

«Разложи шарики в корзинки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

Ход игры:

Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».

Дидактическая игра №5

«Длинное - короткое»

Цель: формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

Ход игры:

 В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну короткую (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам. Затем взрослый разыгрывает сценку  с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя -  на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.

После того, как ребенок усвоил разницу в длине, взрослый дает поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и т.п. Причем ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора.

Усложнение:

●        увеличивается количество сравниваемых по длине ленточек, вводятся сравнительные степени прилагательных – длиннее, короче; превосходная степень – самая длинная, самая короткая.

●        Выбор необходимой ленты можно проводить только путем зрительного соотнесения, без накладывания на полоску.

Дидактическая игра №6

 «Под платочком»

Цель: развитие тактильного восприятия величины

Оборудование: парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.

Ход игры:

Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того,как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.

Дидактическая игра №7

Игра-задание «Широко - узко»

Цель: обучать сравнивать качества предметов, закрепление понятий «широко», «узко».

Оборудование: 2 шарфа, 2 кофты разных размеров; конструктор, игрушки.

Ход игры:

Предложите ребенку рассмотреть два шарфа разных размеров – шарф, принадлежащий взрослому человеку, например, мамин и шарф кукольный. Потом можно сравнить две кофты – мамину (широкую), которая налезет на самого ребенка, и кукольную (узкую), которая ему, конечно же, окажется мала.

Воспользуйтесь деталями из деревянного конструктора и постройте вместе с ребенком несколько домиков. Затем к каждому домику выложите по две дорожки разной ширины – широкую и узкую, для чего надо просто выложить по их обочинам кубики. Теперь покажите малышу, что по узкой дорожке сможет пройти только кукла, но не пройдет машина. Пусть ребенок сам сделает вывод: «Эта дорожка – узкая». По дорожке более широкой уже может проехать машина. Вывод ребенка – «Эта дорожка широкая»

Дидактическая игра №8

«Домики»

Цель: закрепить понятия «высокий», «низкий»

 Оборудование: счетные палочки

Ход игры:

 Взрослый показывает ребенку картинку с изображениями домов. Задает вопросы: «Сравни дома. Какой дом самый высокий?(первый, красный и др.) Какой дом самый низкий? Что можно сказать про два дома синего цвета? (одинаковые)». Затем взрослый дает ребенку счетные палочки, и предлагает сложить два домика. После обсуждают постройку, побуждая ребенка использовать слова «высокий», «низкий».

Дидактическая игра №9

«Дальше — ближе»

Цель: по рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.

 «Выполни задание»

 Ход игры:

Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:

измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;

измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.

Дидактическая игра №10

«Качество предметов»

Цель: закрепить понятие – высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру и цвету.

Ход игры.

Вначале игры вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом идет перемена ролей, ведущим становится ребенок. Вот пример вопросов:

- Что бывает высоким?

Ответы – столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что выше – дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным?        

- Что бывает коротким?

- Что бывает широким?

- Что бывает узким?        - Что бывает острым?

- Что бывает холодным?        - Что бывает твердым?

- Что бывает круглым?

- Что бывает квадратным?

- Что бывает пушистым?

- Что бывает мягким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений на закрепление понятия "Величина" для всех возрастных групп.

Дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»Для детей 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп....

Картотека дидактических игр по РЭМП для закрепления понятия "Величина"

Сравнивать предметы по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий, выше-ниже...

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины...

Картотека дидактических игр и упражнений для закрепления понятия формы

Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол д...

Картотека дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины

laquo;Сравни предметы по высоте»Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже. «Палочки в ряд»Выложить одновременно два ря...

"Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий: формы, величины, цвета"

quot;Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий: формы, величины, цвета"...

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета с детьми

      «Какого цвета не стало?»      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза....