Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка,имеющего затруднения в обучении.
материал (старшая группа)

Лавринчук Мария

ИОМ для ребенка имеющего затруднения в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_individualnogo_marshruta_rebenka_s_sdvg-1.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

                      Карта индивидуального маршрута ребенка

Фамилия, имя:*******                        Возраст: 6 лет.

Трудности: недостаточное развитие внимания у дошкольника.

Мальчик часто неспособен удерживать внимание на деталях, обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает  обращённую к нему речь.

Легко отвлекается,  часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Часто проявляет бесцельную двигательную активность, сидя на стуле, крутится, вертится.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Подбирая игры (особенно подвижные) для  мальчика на занятиях, необходимо учитывать следующие особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре ему трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать его  в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Цель индивидуального образовательного маршрута:

Повысить объем внимания, увеличить концентрацию внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности как компонент коррекционно-логопедической работы.

Задачи:

1. Разработать и апробировать  систему взаимодействия учителя – логопеда, педагога-психолога,   воспитателей и родителей, направленную на гармонизацию эмоционально-волевой сферы,   профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребёнка.

2. Повысить эффективность традиционных  форм взаимодействия с ребёнком, за счет нового взгляда на решение задач воспитательно-образовательного процесса для достижения достаточного уровня развития  стрессоустойчивости, «социальной компетентности» и успешной социализации и адаптации к  школьному обучению.

3. Повысить психолого-педагогическую компетентность  родителей в вопросах  гармоничного развития личности ребенка. Способствовать принятию родителями воспитанника позиции активного участника педагогического процесса.

 Ожидаемые результаты:

1. Повысится уровень социальной компетентности.

2. Сформируются навыки рефлексии и эмпатии, что приведет к сокращению эгоцентрических установок.

3. Снизится  уровень  агрессивных и импульсивных поведенческих реакций, проявляемых ребенком в группе сверстников.

4. Повысится уровень произвольности всех психических процессов:  восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

5. Расширится, уточнится и активизируется  словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках  лексических проектов 1 полугодия.

Повысится эффективность коррекционно-логопедической работы.

Таблица 1.Игры на тренировку одной функции:

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

"Найди отличие" "Запрещенное движение"

"Запрещенное движение"

 "Передай мяч"

"Броуновское движение"

Контроль двигательной

функции

"Разговор с руками"

"Море волнуется"

Контроль импульсивности

"Говори!" "Съедобное-несъедобное"

Съедобное-несъедобное"

 "Говори!"

"Сиамские близнецы"

"Слепой и поводырь"

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 2 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Таблица 2.Игры на тренировку двух и трех функций:

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

"Кричалки- шепталки - молчалки" , "Гвалт"

Внимание и контроль двигательной активности

"Колпак мой треугольный"

 "Расставь посты"

 "Замри"

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

"Час тишины и час "можно"

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

"Слушай команду"

 "Слушай хлопки"

 "Морские волны"

Месяц, неделя.

Индивидуальные

Групповые

Взаимодействие с родителями

Октябрь

1 нед.

Игра на внимание

"Найди отличие"

"Найди отличие"

Предложить серию картинок для  игры «Что изменилось?»

2 нед.

Игра на внимание "Запрещенное движение"

" "Запрещенное движение"

Предложить игры на согласованность совместных движений «Пилка дров», «Насос».

3 нед.

Игра на внимание

Игра “Запрещенный цвет”.

Игра на внимание

Игра “Запрещенный цвет”.

Посоветовать приобрести или изготовить самостоятельно обучающие плакаты. Развешать их в разных местах квартиры. Ребенок непременно будет посматривать на плакаты и задавать  вопросы. Иногда можно попросить ребенка что-то показать на плакате.

4 нед.

Игра на внимание

Нанизывание бусинок

  ( по образцу)

Игра « Бусы» ( из геометрических фигур в определенной последовательности)

Игра «Составь узор по правилу» (из бусин, пуговиц, природного материала – желудей, фасоли, косточек и т. д.)

Ноябрь

1 нед.

Контроль двигательной

функции

"Разговор с руками"

« Море волнуется»

« Расскажи руками»      ( мама и ребенок  по очереди и вместе пытаются движениями рук и мимикой  показать содержание стихотворения)

2 нед.

Контроль импульсивности

"Говори!"

"Говори!"

"Говори!"

3 нед.

Контроль импульсивности

"Съедобное-несъедобное"

"Съедобное-несъедобное",

"Сиамские близнецы" ,

"Слепой и поводырь"

Предложить поиграть в игру "Съедобное-несъедобное"

4 нед.

На развитие произвольности психических процессов

Игра "Запомни и повтори"

Работа в тетрадях с заданиями  «Посмотри, запомни и нарисуй по памяти»

 Упражнение на развитие памяти - попросите ребенка сбегать в комнату, что-то посмотреть, запомнить и потом рассказать

Декабрь

1 нед.

Внимание и контроль двигательной активности

"Колпак мой треугольный"

"Колпак мой треугольный"

Игра « Успевай – ка»          ( взрослый договаривается с ребенком, что будет называть  разные цифры, кроме одной, например, семерки, а ребенок должен следить и сказать «Стоп»

2 нед.

 Внимание и контроль двигательной активности

"Замри"

"Расставь посты"

 "Замри"

  Придумывание эстафет, в которых короткие поручения, требующие усидчивости, перемежаются активными упражнениями. Например, играйте в следопытов - пусть ребенок ищет записки. В каждой записке зашифровано местонахождение следующей подсказки. Последняя записка может указывать на спрятанный приз.

3 нед.

Внимание и контроль импульсивности

"Кричалки- шепталки - молчалки"

 "Кричалки- шепталки - молчалки"

Предложить игру «Шутливые баталии» (снятие агрессии и эмоционального напряжения)            

4 нед.

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

"Слушай хлопки"

"Слушай команду"

 "Слушай хлопки"

Игра «Летает – не летает»

"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Кричалки—шепталки—молчалки" (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

"Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

"Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"(Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе  потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д."

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

"Броуновское движение" (Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Час тишины и час "можно"" (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе.  Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их "не слышит").

"Сиамские близнецы" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д." Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, головами и др.

"Колпак мой треугольный" (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Слушай команду" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

"Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять".  Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

"Замри" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

Нанизывание бусинок

 Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

 Описание. Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

 Игра “Запрещенный цвет”.

Геометрические фигуры разного цвета разбросаны по залу. Педагог называет цвет, например красный, а  дети  должны  собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме  указанного. Варианты: запрещен круг красного цвета; собрать только зеленые треугольники

Игра "Запомни и повтори"

На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течение нескольких минут показывает ребенку карточку с изображением двух-трех предметов (кубик, мяч, кольцо), затем убирает ее. Звучит сигнал: сначала ребенок произвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, выполняет задания:

-  собери предметы, которые ты видел на карточке.

- собери предметы в том порядке, в котором они были изображены на карточке.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с. 125-128. – (Программа развития).
  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста /Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д; Феникс, 2007.-251 с.-(Школа развития)
  3. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-k-dnyu-materi-836061
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-k-dnyu-materi-nasha-lyubimaja-mama.html
  5. http://ped-kopilka.ru/blog


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими затруднения в обучении и развитии.

Организация  индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими затруднения в обучении и развитии Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизи...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений...

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: Помогать ребёнку при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Упражнять в вырезан...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...