«Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста».
учебно-методический материал (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Белашова

Информационная карта передового педагогического опыта: «Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста».

1.Белашова Татьяна Анатольевна воспитатель МДАНОУ детский сад №11 МО Кореновский район.

2.Краснодарский край город Кореновск

3.Тема педагогического опыта: «Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста».

4.Уровень опыта по степени новизны: заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

5.Цель педагогического опыта: Целью данного опыта является повышение уровня педагогической культуры родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста.

6.Актуальность выбранной темы заключается в необходимости тесного сотрудничества воспитателей и родителей в период посещения и обучения детей в   дошкольном учреждении, обеспечивая малышу интересную и содержательную жизнь по развитию и мышлению в детском саду.

7.Краткое описание работы:

Опыт возник и формировался в муниципальном дошкольном автономном некоммерческом образовательном учреждении детском саду № 11 МО Кореновского района.   Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». А одним из условий успешного сенсорного развития ребенка является педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Для того чтобы повысить педагогическую грамотность родителей и привлечь их к взаимодействию, чтобы совместно решать проблемы сенсорного воспитания детей, я взяла тему «Активные формы взаимодействия с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста». Самое важное, так это нужно повысить уровень педагогической культуры родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста. Для достижения этой цели мной были намечены следующие задачи:

1.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы;

2.Повысить педагогическую грамотность родителей;

3.Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

4.Создать игротеку по сенсорному воспитанию;

5.Научить родителей использовать в работе с детьми игровой материал.

При реализации опыта были использованы различные формы организации деятельности:

1.Родительские собрания, в том числе и тематические;

2.Мастер-классы;

3.Проектная деятельность;

4.Беседы;

5.Консультации (устные и фронтальные);

6.Анкетирование;

7.Выставки совместных работ детей и родителей;

8.Проведение совместных мероприятий;

9.Оформление наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.

 С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе:

1.Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ.

2.Обогатить предметно-развивающей среду по сенсорике

3.Разработать информационно-консультативный и практический материал для родителей

  Ведущими задачами является следующее:

1.Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

2.Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

3.Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

4.Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

5.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе для           развития детей.

6.Эффективность опыта: даёт положительный результат в развитии детей, мелкой моторики рук, сенсорное развитие.

Опыт работы на тему: "Организация работы воспитателя с родителями и детьми в процессе развития детей по сенсорному воспитанию" Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием, так как значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Информация об опыте

2. Технология опыта

3. Результативность опыта

4. Библиографический список

5. Приложение к опыту

6. Приложение № 1 Методические рекомендации по теме: «Сенсорное развитие ребёнка».

7. Приложение № 2 Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

8.Приложение №3 Консультация для родителей «Особенность сенсорного развития детей»

9.Приложение № 4 Консультация для родителей на тему: «Как привлечь ребёнка играть».

10.Приложение № 5 Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности»

11.Приложение №6 Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста

12. Приложение № 7 Конспект занятия по развитию речи в 1-й младшей группе

13. Приложение № 8 Конспект занятия по развитию речи в 1-й младшей группе

14.  Приложение № 9 Родительское собрание на тему: «Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников» 

15. Приложение № 10 Картотека игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

16. Приложение № 11 Сенсорные игры для детей 2-4 лет (фото материал)

17. Приложение№12 Игры направленные на сенсорное развитие детей.

 18. Приложение№13 Игры, развивающие восприятие формы и качеств величины.

19. Приложение № 14 Социально значимый проект в первой младшей группе

На тему: «Цветные фантазии»

20. Приложение № 15 Социально значимый проект в первой младшей группе

На тему: «Волшебница водица»

21. Приложение № 16 Фотоотчёт «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам игры»

22. Приложение № 17 Мастер-класс для родителей «Играем вместе дома»

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное   учреждение детский сад № 11

муниципального образования Кореновский район

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Т.А.Белашова

воспитатель первой младшей группы

 

г.Кореновск 2023г

Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта.

         Опыт возник и формировался в муниципальном дошкольном автономном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего типа № 11 МО Кореновского района. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание;  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка;  влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему: "Организация работы воспитателя с родителями и детьми в процессе развития детей по сенсорному воспитанию". Адресность моего опыта полезна для молодых педагогов, а также для родителей, которые занимаются воспитанием и развитием своих детей.

В МДАНОУ детском саду №11 МО Кореновский район функционирует 6 групп, из них, в настоящее время одна группа детей младшего возраста. В группе младшего возраста работаю 18лет.

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучала исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю:

* создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации

• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Разноцветные бусы», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.

Ведущими задачами является следующее:

1.Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

2.Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

3.Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

1. Непосредственно образовательную деятельность «Предметный мир», «Помощники которые всегда с тобой».

2. Игры –экспериментирования

3.Проектную деятельность

4.Художественное творчество

5.Наблюдение

6.Дидактические игры

На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.

Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.

Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание — это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорное развитие ребёнка ‑ это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Сенсорная культура ребенка -результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста вызвало ряд противоречий:

1.Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

2.Необходимостью использования новых педагогических технологий сенсорного развития раннего дошкольного возраста и недостаточной изученностью особенностей деятельности, способствующей повышению эффективности развивающих процессов.

Необходимость поиска путей преодоления этих противоречий определяет актуальность данного опыта работы.

Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.

Задачи:

1. Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.

2. Изучить особенности современных технологий и пути достижения ими сенсорного развития раннего возраста детей.

3. Разработать, апробировать и определить эффективность современных технологий, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.

4. Оценить результативность работы с детьми раннего возраста и обобщить опыт работы.

Процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет эффективен при реализации следующих принципов:

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой.

В групповых видах деятельности идёт развитие коммуникативных навыков. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.

Результаты:

Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития. Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

 

 

Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное   учреждение детский сад № 11

муниципального образования Кореновский район

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология опыта

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Т.А.Белашова

воспитатель первой младшей группы

 

 

г. Кореновск 2023г

Технология опыта

Целью данного опыта является научить детей вступать в общение со взрослыми и детьми. Развивать мышление детей, мелкую моторику рук.

Перед нами стоят задачи:

 - Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

-Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

-Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, величине.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

-изучить теорию и практику по выявленной проблеме;

- создать предметно - развивающую среду (использование нетрадиционных форм);

-создать информационный банк по вопросам организации партнерства образовательного учреждения и семьи;

-диагностика родителей (использование беседы, анкетирование, консультации);

- подобрать игры для сенсорного развития и мелкой моторики рук.

- разработать рекомендации для родителей   детей младшего возраста, "Игры по сенсорному развитию для детей младшего возраста".

 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

В группе младшего возраста педагог должен создать все условия для развития детей. Осуществить подбор игр для младшего возраста, которые помогут развивать детское мышление, и моторику рук. Интерьер в группе должен меняться постоянно. Секторы для самостоятельных игр должны пополняться атрибутами. Организовать работу с родителями.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Созданы галерея нетрадиционных игр и пособий.

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

• непосредственно образовательную деятельность «Предметный мир», «Помощники которые всегда с тобой».

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры

Новизна опыта

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментированию - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук. Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Предложить родителям, чем занять детей, как развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук.

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому что, именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.

Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы как, наглядно образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша. Речь ребенка - возникает и развивается также в контексте совместной с взрослыми предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Исходя из вышеизложенного, я решила систематизировать и обобщить материал по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок в этом возрасте продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- учить детей называть свойства предметов.

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности.

Виды работы по развитию у детей предметной деятельности: игра и непосредственно образовательная деятельность. Педагогические требования к проведению игр и НОД актуальны для работы с ребенком в детском саду, необходимо понимать, что слово «игра» и «НОД» в практической деятельности с детьми раннего возраста весьма условны. Игры и НОД, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач.

НОД и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх. Во время игр и НОД надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживает интерес к НОД. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним, так как у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.

Формы работы по развитию у детей предметной деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы. Образцом может быть картинка, задание взрослого, собственный замысел ребенка. Все эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

При знакомстве ребенка с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и ее обобщенным выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колесиком для машины и т.д.

Использование «определенных» слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают. Дети усваивают форму как признак предметов: они выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действии с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

На третьем году жизни дети начинают повторять вслед за взрослыми названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика - сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и синий и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность, тогда светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными.

При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Ребенок уже в состоянии выбирать предметы заданной формы или заданной величины.

На третьем году жизни важное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общественными сенсорными эталонами и способами их употребления.

Итак, при ознакомлении детей с величиной, формой и цветом предметов, очевидно: переход действий восприятия из внешнего плана во внутренний план отмечается после двух лет, когда фиксируется способность сравнивать предметы на глаз при практических действиях с ними. А это позволяет ребенку ориентироваться и на цвет и на форму при выполнении простых заданий.

Важная особенность работы с детьми младшего дошкольного возраста - низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.

Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Наиболее эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое»).

Взрослому необходимо развивать умение детей сравнивать, сопоставлять предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина).

Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.

В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины.

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста приводит к выводу: к организации предметно-развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. «Группа - наш второй дом», - вот идея, которой нужно руководствоваться при оформлении помещения для пребывания малышей.

При организации предметно-развивающей среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку. Помещение группы желательно разделить на центры. При организации центров нужно учитывать основные направления развития ребенка:

- развитие двигательной активности;

- развитие речи;

- развитие процессуальной игры;

- развитие предметной деятельности.

Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть свое место в группе. И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка. Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца), предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте, для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой - рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки. Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан. Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей младшего дошкольного возраста является острая потребность в тесном общении с взрослыми. Учитывая это, в групповом помещении нужен центр отдыха, в которой ребенок может более тесно пообщаться с взрослыми. В этом центре возможно разместить диван или пару кресел, мягкий коврик, книги для чтения. Малышам очень нравится, прижавшись к воспитателю, рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки. Уголок ряженья с зеркалом - необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья наполняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты и т.д.).Такая организация предметной развивающей среды группы раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное   учреждение детский сад № 11

муниципального образования Кореновский район

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Т.А.Белашова

воспитатель первой младшей группы

 

 

 

г. Кореновск   2023г

Результативность:

 

Проделанная работа дала положительный результат. Дети моей группы к концу года хорошо различают цвета, называют их, находят предметы большие -маленькие и различают их по форме, и величине.  

При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (игра, является основой сенсорного развития и мелкой моторики рук детей, что помогает при самообслуживании), работа с родителями; индивидуальные беседы, консультации помогают мне развивать способности детей:

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.     Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.                    Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной   и конструктивной деятельности. Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной работе не только воспитателей, но и совместная помощь родителей по предложенным рекомендациям воспитателями.

Построенная таким образом работа позволяет:

-развитию сенсорных навыков, развитию мышления и мелкой моторики;

-показать родителям возможности детей не только в детском саду, но и развивать способности детей дома.

Через игру экспериментируя, дети получают знания, которые им пригодятся в дальнейшей жизни; развитие детей на занятиях играя, способствует полноценному развитию здорового будущего нашего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми» - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.

2. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» - М.: Мозаика-Синтез 2007г

3. Дошкольное воспитание №1 2009г.

4. Дошкольное воспитание №4 2009г.

5 Дошкольное воспитание №7 2009г.

6. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» - М.: Мозаика-Синтез 2005г.

7. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья» - М.: Просвещение,1981г

8. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» - М.: Мозаика-Синтез 2000г.

9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996г.

10. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» - М.: Мозаика-Синтез 2008г.

11. Фонарев А. М, Новоселова С. Л, Каплан Л. И. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» - М.: Просвещение, 1986г.

12«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».
С.Ю.Прохорова
Н.В. Нигматулина
В.И. Евстигнеева
13. «Развиваем моторику руки».  Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. 
О.Б. Пенкина
И.П. Подосёнкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»

Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......

Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...

«Дидактические игры, изготовленные в сотрудничестве с родителями, как условие сенсорного развития детей раннего возраста»

В данной презентации мы хотим продемонстрировать дидактические игры и пособия изготовленные родителями совместно с воспитателями в рамках «Фестиваля дидактических игр и пособий»...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

"Дидактические игры ,изготовленные в сотрудничестве с родителями, как условие сенсорного развития детей раннего возраста"

В данной презентации мы хотим продеманстрировать дидактические игры и пособия изготовленные родителями совмесно с воспитателями в рамках "Фестеваля дидактических игр и пособий"...

«Литературный час» и «Экран прочитанных книг» - активные формы взаимодействия с родителями по художественно – эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста.

Представляю вашему внимаю интересную форму взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к художественной литературе как «Литературный час». Данная форма работы очень нравится ро...