Методическая разработка на тему "Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр"
методическая разработка (младшая группа)

Грохотова Светлана Викторовна

Эта методическая разработка освещает важность подвижных игр для детей раннего возраста и их значительное влияние на развитие ребенка. В ней представлены основные принципы проведения таких игр, а также конкретные примеры их использования. Даны рекомендации по стимулированию двигательной активности малышей от 1 до 3 лет через разнообразные подвижные игры.

Ключевые слова: Двигательная активность, подвижные игры, ранний возраст, физическое развитие, координация движений. игровая деятельность, методические рекомендации, социальное развитие. значение подвижных игр, когнитивное развитие, эмоциональное развитие, социализация детей, коммуникативные навыки, самостоятельность, творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР»

Эта методическая разработка освещает важность подвижных игр для детей раннего возраста и их значительное влияние на развитие ребенка. В ней представлены основные принципы проведения таких игр, а также конкретные примеры их использования. Также даны рекомендации по стимулированию двигательной активности малышей от 1 до 3 лет через разнообразные подвижные игры.

Ключевые слова: Двигательная активность, подвижные игры, ранний возраст, физическое развитие, координация движений. игровая деятельность, методические рекомендации, социальное развитие. значение подвижных игр, когнитивное развитие, эмоциональное развитие, социализация детей, коммуникативные навыки, самостоятельность, творческое мышление.

Подвижные игры играют ключевую роль в развитии детей раннего возраста (1–3 года), оказывая всестороннее влияние на их физическое, психическое и социальное развитие. Движение — это естественная потребность ребенка, которая удовлетворяется через игры, способствующие развитию различных навыков и способностей.

  1. Физическое развитие: Подвижные игры способствуют укреплению здоровья и физическому развитию детей, улучшая работу сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем. Регулярная двигательная активность помогает:
  • Развивать основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, ползание, метание.
  • Укреплять мышцы и связки, развивать гибкость и координацию движений.
  • Формировать правильную осанку и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.
  • Повышать выносливость и физическую силу ребенка.
  • Улучшать обмен веществ и общее самочувствие.

2. Когнитивное развитие Подвижные игры способствуют развитию когнитивных навыков у детей:

  • Развитие внимания и восприятия: Игры требуют концентрации внимания, ориентирования в пространстве и времени, распознавания сигналов и реагирования на них.
  • Развитие мышления и памяти: Дети учатся запоминать правила игры, последовательность действий и реагировать на изменения условий.
  • Формирование логического мышления: Подвижные игры помогают детям понимать причинно-следственные связи и принимать решения в зависимости от ситуации.

3. Социальное и эмоциональное развитие: Подвижные игры являются важным инструментом для социализации детей:

  • Развитие коммуникативных навыков: во время игр дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, делиться, ждать своей очереди, договариваться и сотрудничать.
  • Формирование самоконтроля: Дети учатся соблюдать правила игры, контролировать свои эмоции и поведение.
  • Эмоциональное развитие: Подвижные игры вызывают у детей радость и удовлетворение, помогают справляться с эмоциональными трудностями, такими как разочарование или неудача.
  • Формирование лидерских качеств и умения работать в команде: Некоторые игры требуют от детей инициативности, принятия решений и ответственности.

4. Развитие самостоятельности и уверенности в себе: Подвижные игры предоставляют детям возможность пробовать новые действия и преодолевать трудности, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в собственных силах. Успехи в играх помогают укрепить самооценку и стимулируют к дальнейшему активному участию в физической активности.

5. Развитие творческого мышления: Многие подвижные игры включают элементы импровизации, ролевых ситуаций и воображения, что способствует развитию творческого мышления. Дети учатся создавать и воплощать свои идеи, что обогащает их игровую деятельность.

Принципы организации подвижных игр

Принцип безопасности: Игры должны соответствовать возрасту и физическим возможностям детей, исключать риск травм.

Принцип вариативности: Использование разнообразных игр и упражнений для поддержания интереса детей и всестороннего развития двигательных навыков.

Принцип постепенности: Усложнение заданий и увеличение интенсивности игр должно происходить постепенно, с учетом возможностей каждого ребенка.

Принцип повторяемости: Регулярное повторение игр способствует закреплению двигательных навыков и улучшению физических способностей.

Принцип активности и радости: Игры должны быть интересными и вызывать положительные эмоции у детей.

Подвижные игры для развития двигательной активности

Игра «Поймай мяч»

Возраст: 1,5–2 года.

Цель: Развитие координации движений и навыков броска.

Описание: Взрослый или ведущий кидает ребенку мягкий мячик. Задача ребенка — поймать мяч двумя руками и вернуть его обратно ведущему. Постепенно можно увеличивать расстояние или предложить ребенку кидать мячик другим детям.

Инвентарь: Мягкий мяч.

Игра «Огород»

Возраст: 2–3 года.

Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Описание: Дети встают в круг и, взявшись за руки, идут по кругу, напевая

«В огород пойдем, урожай соберем»

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг руками – 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке.

Игра «Перепрыгни через лужу»

Возраст: 2–3 года.

Цель: Развитие координации, силы и ловкости.

Описание: на полу или раскладываются бумажные «лужи» или обручи на расстоянии 50–70 см друг от друга. Дети по очереди перепрыгивают «лужи», стараясь не наступить на них. Постепенно можно увеличивать расстояние или добавлять дополнительные препятствия.

Инвентарь: Бумажные круги или обручи.

Игра «Поезд»

Возраст: 1,5–3 года.

Цель: Развитие координации движений и взаимодействия с другими детьми.

Описание: Дети встают в колонну друг за другом, держатся за плечи переднего ребенка и двигаются «поездом», имитируя звуки и движения поезда. Взрослый может менять темп движения, добавлять остановки, чтобы дети могли имитировать посадку и высадку пассажиров.

Игра «Найди свой цвет»

Возраст: 2–3 года.

Цель: Развитие внимания, координации и умения различать цвета.

Описание: В помещении или на улице раскладываются предметы разного цвета (кубики, мячики и т. д.). Взрослый называет цвет, и дети должны найти предмет этого цвета и принести его к воспитателю. Игра способствует развитию внимания и восприятия цвета.

Инвентарь: Разноцветные предметы.

Рекомендации по проведению подвижных игр

Создание безопасной среды: перед началом игры необходимо проверить игровую площадку на предмет отсутствия острых и опасных предметов.

Обучение и объяснение правил: Каждую игру следует начинать с объяснения правил. Детям раннего возраста правила необходимо демонстрировать наглядно.

Поддержка и поощрение: важно поощрять детей за активное участие, поддерживать их эмоционально, помогать при необходимости и подбадривать в случае неудачи.

Чередование активности: Сочетайте игры с высокой двигательной активностью с более спокойными играми или упражнениями на расслабление, чтобы избежать переутомления.

Индивидуальный подход: Учитывайте физические возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям потребуется больше времени для освоения определенных движений или упражнений.

Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры — это эффективный способ укрепления их здоровья, улучшения координации и моторных навыков, а также социализации. Важно организовывать подвижные игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создавая условия для их физического и эмоционального развития в комфортной и безопасной обстановке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - пособие для двигательной активности детей раннего возраста "Разноцветные колечки"

Методическая разработка является пособием, позволяющим  поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовывать жизнь детей так, чтобы они имели возможность двигаться по ...

Презентация. Развитие двигательной активности детей раннего возраста с использованием подвижных игр

laquo;Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительны поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27969964","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня ...

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

Музыка для детей раннего возраста – это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально- ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду....

«Повышение двигательной активности детей раннего возраста посредством использования подвижных игр с мячом»

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит стан...

Консультация для педагогов «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

Консультация для педагогов «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»...