Конспект открытого ООД по познавательному развитию опытно- исследовательское экспериментирование «Космическая лаборатория» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Карпцова Оксана Викторовна

Цели: в процессе экспериментальной и художественной деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о космосе.

Задачи

- формировать у детей опытным путем элементарные представления о законах космоса;

- учить делать выводы по результатам проведенных опытов;

- развивать связную речь, мышление, творческое воображение, память, общую и мелкую моторику.

- формировать самостоятельность, инициативность, ответственность.

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Оборудование и материалы: видеопроектор, презентация, , магнитофон, предметы для проведения опытов (емкость с песком, шар, веревочка; фонарик, муляж земли; пустая емкость, крахмал, вода, краситель; емкость с водой, лист формата А4 с нарисованной паутиной, ложки металлические, перманентный маркер.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_ood_kosmicheskaya_laboratoriya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Школа «КвантУм» дошкольное отделение детский сад № 61

             


                                        Конспект открытого ООД
                             по познавательному развитию

   опытно- исследовательское экспериментирование
                     «Космическая лаборатория»

                                  в средней группе





                                                                         



                                                                                       
Составила и провела
                                                                                   Воспитатель: Карпцова О.В.

                                                                                 дата проведения: 18.04.2024 г.

с. Ершово , 2024 г.

Цели: в процессе экспериментальной и художественной деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о космосе.

Задачи

- формировать у детей опытным путем элементарные представления о законах космоса;

- учить делать выводы по результатам проведенных опытов;

- развивать связную речь, мышление, творческое воображение, память, общую и мелкую моторику.

- формировать самостоятельность, инициативность, ответственность.

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Оборудование и материалы: видеопроектор, презентация, , магнитофон, предметы для проведения опытов (емкость с песком, шар, веревочка; фонарик, муляж земли; пустая емкость, крахмал, вода, краситель; емкость с водой, лист формата А4 с нарисованной паутиной, ложки металлические, перманентный маркер.)

Ход занятия:

I. Организационная часть

Удивительный мир космоса открыли ученые, конструкторы, космонавты, но в нем еще много тайн и загадок. И некоторые из них мы раскроем сегодня (заставка на экране Космик)

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в космическую лабораторию.

С далекой планеты к нам на связь вышел Космик.

Он путешествовал по Солнечной системе и прилунился на Луну.

Космик нам прислал письмо:

«Здравствуйте, жители Земли.

Скажите мне, а что такое Луна?

Дети. Луна – это спутник Земли.

Космик. Из чего состоит поверхность Луны?

Дети. Поверхность Луны состоит из кратеров: больших и маленьких.

Дидактическая игра «Договори словечко».

Воспитатель: Космическое пространство хранит много тайн.

И следующее задание в нашей лаборатории «Договори словечко». Ребята я буду вам говорить предложения, а вы должны дополнить нужным словом по смыслу.

Сверкая огромным хвостом в темноте, несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета, загадка Вселенной…(Комета)

Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам…(Луна)

Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется…(Земля)

Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный…(Телескоп)

Специальный космический есть аппарат, 
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник летит по орбите … (Спутник)

Почти что со скоростью света осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит небесный космический … (Метеорит)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете о космосе уже много интересного.

Космик. А я хочу знать, как образуются кратеры?

                              Опыт №1. «Образование кратера»

Воспитатель. Предлагаю провести эксперимент и показать, как они образуются и выглядят.

Подходите к емкости с песком, что вы видите?

Дети. Мы видим песок.

Воспитатель. Представьте, что это не обычный песок, а перед вами поверхность Луны. Шарик на ниточке — это метеорит. Бросаем шарик на песок и осторожно его вынимаем. Что вы увидели на поверхности?

Дети. Мы увидели на поверхности воронки, вмятины, лунки, углубления.

Воспитатель. Эти углубление называются кратеры. А образуются они оттого, что Луна не защищена атмосферой и об нее с огромной скоростью ударяются все космические обломки, которые и оставляют следы на Луне, а по-другому - кратеры.

Космик. Как интересно! Вот как образуются кратеры, теперь я буду знать.

                                         

                                 Опыт №2. «День – ночь».

Космик. А почему ваша планета Земля, с одной стороны освещена, а с другой - темная?

Воспитатель. А чтобы узнать это, мы проведем эксперимент. Для него нам понадобится муляж земли и фонарик. Но это уже будет не просто муляж, а наша планета Земля и мы находимся на нашей планете. Давайте определим место нашей лаборатории на планете. Обозначим его человечком. (Наклеивают человечка на муляж) У нашей планеты есть ось, палочка - это и будет нашей воображаемой осью, вокруг которой крутится наша планета. А свеча – это солнце. Подносим нашу «планету» к солнцу и что мы видим?

Дети. Одна часть планеты освещена, а другая – темная.

Воспитатель. А земля повернулась вокруг своей оси, что же произошло теперь?

Дети. Там, где наша лаборатория стало темно - значит наступила ночь, а там, где было темно – день.

Какой вывод мы сделаем?

Дети. Вывод: солнце освещает только одно полушарие.

Так и Земля поворачивается вокруг своей оси и день сменяется ночью.

Земля постоянно вертится вокруг своей оси. Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет.

Динамическая пауза: «Космонавты»
На ракете мы летели (изображаем ракету)
В невесомости парим (руке вверху водим влево-вправо)

Смотрим все в иллюминатор (руки вокруг глаз)
Ищем для посадки кратер ( повороты по сторонам).
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический, магнитный.(бьем кулачками)
Мы на кнопку нажимаем
И ракету опускаем.

Повреждений вроде нету.
Мы выходим на планету. (шагаем)

                             Опыт №3 «Неньютоновская жидкость»

Это самый увлекательный эксперимент - жидкость, которая имеет весьма интересные свойства. При резком быстром воздействии она твердая, при медленном- жидкая.
-Возьмем крахмал и обычную воду
-Смешаем и х в соотношении 2 части крахмала и одна часть воды.
-Воду добавляем постепенно, чтобы контролировать консистенцию.
-Для красоты можем добавить краситель
Несколько интересных фактов о неньютоновской жидкости:
1.Если состав быстро мять в руках, он становится твердым. Во время бездействия субстанция снова становится жидкой.

2.При медленном наклоне сосуда жидкость течет, как сметана. Но, если емкость резко перевернуть, ничего не прольется.

3 С одержимое невозможно выплеснуть и з емкости. Капли на поверхности превращаются в сухие комки.
4. Предметы вязнут в субстанции, как в трясине. Но, если их быстро перемещать по поверхности, двигаются, как по суше.

                   Опыт № 4 «Плавающие паучки»
Наливаем в прозрачную емкость воду. Под прозрачную емкость кладем лист бумаги с нарисованной паутиной. На металлическую ложку снизу наносим рисунок паука. Медленно, как буд-то вытираем ложку об поверхность воды и наш паучок остается на воде и плавает, если на него подуть.

Выводы:

Какие явления мы наблюдали, проводя опыты в нашей лаборатории?

Дети. Образование кратеров и смены дня и ночи.
А какие опыты мы проводили: неньютоновская жидкость, плавающие паучки

Космик. Спасибо, мне все понятно. До новых встреч, ребята! Мне пора на корабль и лететь на Луну…..

Выход из деятельности.

Воспитатель: Дети, вам понравилось работать в космической лаборатории?

Что вам понравилось делать? Что было сложным?

Благодарю вас за работу и горжусь вами, как маленькими учеными. Вы справились с сегодняшними задачами ученых – экспериментаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе «Теремок»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию«Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе«Теремок»...

конспект открытого заанятия по познавательному развитию на тему «В гостях у сказки» подготовительной группы

Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности, обобщение и закрепление полученных знаний. ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

Цель: Помочь детям сформировать представления о здоровье, здоровом образе жизни, органах чувств. Закреплять представления о частях тела человека.Задачи  Образовательные :Повышать уровень поз...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию " Волшебный мир математики " для детей второй младшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию«Волшебный мир математики»для детей второй младшей группы...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) для детей средней группы Тема: Путешествие на планету «Математикус»

В статье представлено занятие в виде игры-путешествия, помогающая детям закрепить математические представления, проявить самостоятельность, любознательность, умение понимать учебную задачу. На протяже...