Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация

Тычинина Елена Михайловна

Наши дети на пороге нового, неизведанного будущего. Каким оно будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Одна их первых по значимости проблем – это усиление экологической грамотности каждого человека. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologtcheskoe_vospitanie.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Тычинина Е.М

Смоленск

Экологическое   воспитание детей дошкольного возраста

Наши дети на пороге нового, неизведанного будущего. Каким оно будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Одна их первых по значимости проблем – это усиление экологической грамотности каждого человека. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.

В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску .

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией.

Термин «экология» был введен в 1868 г. профессором Венского университета Эрнстом Геккелем в труде «Всеобщая морфология организмов». Он был образован от слияния двух греческих слов – («ойкос» - дом и «логос» - наука) и в буквальном переводе означает «наука о доме». В более общем смысле экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Таким образом, экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

«Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» (Николаева С.Н).

В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениями и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая образованность и воспитанность даёт ребёнку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ту или иную ситуацию или понять объяснения родителей и педагогов; выполнять определенные действия, направленные на сохранение или улучшение жизни животных или растений.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительное влияет на человека, делает его мягче, добрее, пробуждает в нём лучшие качества. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей таких черт характера, как сопереживание, сочувствие, трудолюбие, уважение к людям и ко всему живому, т.е. способствует формированию духовности детей. Особенно необходимо это в наше время – время угроз, нависших над всеми формами жизни на Земле, время, когда полностью истребляются некоторые виды животных. Поэтому, работу по ознакомлению с природой необходимо начинать с дошкольного возраста. «Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает  у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом  убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей (К.А.Тимирязева, И.В.Мичурина), писателей, художников и композиторов (А. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и др.).

Большой вклад в разработку вопроса об использовании природы в начальном воспитании и обучении детей сделал великий русский педагог К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский природу считает важнейшим средством воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание высоких чувств и душевного благородства К.Д.Ушинский неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы. Воспитание средствами природы связано у великого педагога с идеями народности. Голос родной природы полон для К.Д.Ушинского мыслями, чувствами, полон поэзии, которая одна способна воспитать душу ребенка в любви к Отчизне.

Выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».

Следовательно, в истории педагогики можно найти много бесценных подходов к средствам и целям воспитания хорошего отношения к природе. В то же время, сама природа является средством нравственного и эстетического воспитания.

Нарастание экологических проблем в конце XX века привело к актуализации формирования положительного отношения к природе, к появлению экологического воспитания в дошкольном, школьном и вузовском образовании.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений. «Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда. обижать животных» (Масленникова О.А). Ни один дидактический материал не сможет сравниться с природой по многообразию и силе развивающего воздействия на дошкольника. Восприятие природы помогает развить такие качества ребенка, как чуткое, внимательное отношение ко всему живому, жизнерадостность, эмоциональность.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды» (Николаева С.Н).

 Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи:

1. Первая задача - формирование у дошкольников элементарных экологических представлений – предполагает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Первое экологическое понятие, которое используется – это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно исходит из того, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют живому организму реализовать себя во всех сферах жизни.

Второе важное понятие, которое доступно пониманию детьми дошкольного возраста - это приспособленность (адаптация) организма к среде обитания. Оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и знания о приспособленности, продемонстрированные на конкретных примерах, могут быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это – поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать такими органами в конкретных условиях. Динамичность поведения очень привлекает дошкольника: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.

Третье доступное пониманию дошкольника понятие – среда обитания. Ребенок под руководством взрослого вполне может понять, что необходимо для жизни растения, животного и человека (вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.). Названные понятия выражают главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.

Для формирования экологической культуры дошкольников важно усвоение понятия взаимодействия человека и природы. С его помощью можно продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья.

«Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой» (Николаева С.Н).

Таким образом, вышеуказанные и адаптированные до уровня познавательных возможностей детей дошкольного возраста экологические понятия могут составить содержательную основу понятийного компонента экологической культуры.

2. Воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного отношения к миру природы.

Важным педагогическим ориентиром при решении данной задачи является необходимость добиваться того, чтобы природные объекты могли выступать для ребенка полноправным партнером по общению и совместной деятельности, чтобы ребенок относил их к сфере «человеческого», т.е. равного ему. Чтобы взаимодействия с ними включались в сферу действия нравственных норм, правил и т.д.

Отношение к природе тесно связано с содержанием осваиваемых ребенком представлений о ней. Характерно, что для системы представлений дошкольников типично, например, отсутствие взаимосвязи понятий «животное» и «природа». «Природа» в их представлениях – это деревья, озеро, «все, что за городом». А животные – это собака, кошка, лиса и др., которые как бы «сами по себе». Отсюда и отношение к животным это нечто иное, чем отношение к природе. Поэтому важно формировать обобщенное отношение к миру природы, т.е. позитивное отношение не только к отдельным «симпатичным» природным объектам, но и к миру природы в целом.

Экологическое воспитание дошкольников должно быть ориентировано и на формирование устойчивости отношения ребенка к природе. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к природе.

 Это может быть достигнуто за счет непрерывности педагогического процесса. Если экологическое воспитание базируется только на педагогических разовых акциях («День птиц», «Праздник весны», «Экологический праздник» и др.), то вряд ли можно добиться высокого уровня устойчивости отношения ребенка к природе. Необходимо хорошо продуманное планирование разносторонней экологической активности ребенка, с ориентацией не только на возраст детей, но и период года. Осенью это может быть сбор семян и плодов для подкормки животных, изготовление кормушек и т.д. Зимой – подкормка зверей и птиц, знакомство с их следами, оставленными на снегу. Весной – посадка растений, летом – знакомство с разнообразием мира растений и животных.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление. Гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Важно научить оценивать ребенка свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой с точки зрения экологической целесообразности.

Достижение определенного уровня эстетического отношения к природе обеспечивается, если выявляются эстетическая ценность всего многообразия природных объектов и явлений, их эстетическая неповторимость и выразительность и если формируется способность у ребенка эмоционально и деятельностно откликнуться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, творческим действием с ними или их образами.

Познавательное отношение к природе обеспечивается, если процесс экологического воспитания опирается на следующие ориентиры:

- познавательная активность ребенка в процессе восприятия экологической информации. Необходимо формировать у ребенка высокую восприимчивость к сведениям о мире природы, показать каким путем эти сведения можно использовать;

- обучение детей элементарным приемам и правилам самостоятельных натуралистических и экологических наблюдений. Самостоятельно добытые сведения о «тайнах природы» оказываются наиболее личностно значимыми, стимулируют дальнейшую познавательную активность дошкольников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.

3. Третья задача – формирование у дошкольников практических навыков и умений, умениями практической деятельности с конкретными природными объектами. В процессе реализации данной задачи дети овладевают следующими навыками и умениями:

- навыки и умения эстетического поведения к природе;

- навыки и умения взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды;

- навыки и умения природопользования в естественной среде;

- навыки и умения природоохранительной деятельности.

Эстетическое поведение в природе предполагает наличие умения эстетического освоения природного объекта, умения наслаждаться их красотой, умения проводить время среди природы, не мотивируя это хоть какой-либо ощутимой пользой. Например, дышать свежим воздухом для здоровья.

Эстетическому освоению мира природы способствует изобразительное и литературное творчество детей на тему природы. В процессе рисования пейзажа, отдельного животного или растения органично постигаются цвета, их сочетания, формы, пропорции, размеры, симметрия и т.д. В свою очередь процесс отображения предметов и явлений в рисунках, лепке, аппликации основывается на их познании, способствует уточнению, закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых. По мнению многих философов, художественное творчество является важным способом «духовного освоения действительности». Ребенок отражает предметы и явления окружающей жизни, а это связано с пониманием их внешних и, возможно, внутренних свойств.

Изображение объектов природы актуализирует ассоциации, размышления о совершенстве мира природы, его хрупкости и уязвимости.

Эстетическому усвоению природы может служить литературное творчество детей на тему природы. Стихи и рассказы могут посвящаться и временам года, и элементам ландшафта, и конкретным растениям, животным, и явлениям неживой природы (облако, дождь и т.д.)

Углублять эстетическое освоение природы можно с помощью музыки, пластики, декоративно-прикладного искусства и т.д. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка акцентируется на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка. И его мысль рисует яркую картину.

Формирование у дошкольников умений и навыков взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды тесно связано с проблемой содержания комнатных растений и домашних животных. Целесообразно познакомить детей с особенностями их содержания, т.е. создания природным объектам условий пригодных для их роста и развития, условий приближенных к естественным. Особенно важно формирование умений правильного поведения со своими и чужими домашними животными, с бездомными и дикими животными.

Необходимость выработки умений и навыков природопользования в естественной среде связана с тем, что каждый человек является индивидуальным природопользователем. Поведение человека в природе чаще всего связано с получением «даров природы» (ягоды, семена, цветы, грибы и т.д.). Важно формировать у дошкольников умение бережной деятельности. Например, сбор ягод – увлекательное занятие и для дошкольников. Надо обращать внимание детей на то, что при сборе ягод следует оставлять на кустарнике пару самых крупных ягод, т.к. в них содержатся самые крупные, добротные семена.

Умения и навыки природоохранительной деятельности можно формировать у детей дошкольного возраста. Они в состояние оказывать посильную помощь миру природы. Забота о благополучие тех или иных природных объектов порождает особые ощущения включенности в мир природы, психологического единства с этим миром. Примером заботы о природных объектах может служить подкормка животных в трудный для них зимний период. В целом формирование навыков природоохранительной деятельности направлено на выработку экологического не прагматизма.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

В с дошкольниками по экологическому воспитанию быть использован подход, предполагающий исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, культуры, игры, деятельности, литературы, экскурсий, а также самостоятельной деятельности т.е. экологизацию видов деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"

развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируютс...