«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»
проект (средняя группа)

Людмила Сергеевна Горячкина

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

                                                                   Д.С. Лихачёв

«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»

Творческое название проекта: « С чего  начинается  Родина… » 

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги МДОУ.

Направление  проекта: познавательно – творческое.

Учебные предметы: познавательное развитие, художественно-творческая деятельность, развитие речи.

Срок реализации проекта: Сентябрь-декабрь 2021г.

Актуальность:

В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.

Наблюдается утрачивание чувства патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. 

В связи с чем особенно актуальной становится необходимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста -  воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Проблема:

Низкий интерес к культурному наследию.

Практическое отсутствие знаний об основных исторических этапах развития страны.

Незнание родственных связей.

Противоречия: Выбор темы исследования обусловлен явными противоречиями

между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно среди молодых семей) уважения к духовно-нравственным ценностям;

нередко наблюдается противоречие в поведении родителей между пониманием необходимости воспитания у ребёнка духовно - нравственных ценностей и нежеланием участвовать в этом, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей.

Гипотеза:

Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании  любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Чувство Родины, патриотизма начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Идти надо от близкого к далёкому.

Значимость работы: Значимость данного проекта заключается в:

разработке и реализации системы формирования у детей нравственно-патриотических качеств;

в совместной с родителями и детьми разработке и создании мини портфолио дошкольника «Я и  моя семья»;

в подготовке и проведении ряда тематических мероприятий и занятий направленных на развитие чувства патриотизма у детей.

Цель проекта: создание условий для воспитания целостной личности, сочетающей в себе  нравственные, моральные, гражданские черты и формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи проекта:

воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду;

воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

развивать любознательность, познавательную активность;

помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты: появление осознанного интереса к родственным связям, к профессии своих родителей, к их труду;

развитие  познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков; расширение кругозора.

Способы оценки: диагностика, наблюдения, беседы с детьми.

Программа проекта :Подготовительный этап – основной этап и итоговый.

Подготовительный этап (2 недели): Составление плана работ над проектом.  Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Подбор наглядного  и дидактического материала.  Проведение первоначальной диагностики

Основной этап (8 недель): Работа с детьми; работа с родителями; работа с педагогическим коллективом.

Работа с детьми: составление описательных  рассказов  «Моя улица», «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка» ;чтение рассказов:  «Моя бабушка» С.Капутикян,   «Мой дедушка» Р. Газматов, «Мама» Ю.Яковлев

заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко

тематические занятия  « Что означают имена » , «Где работают мои близкие »; «Наш детский сад».

художественная деятельность: «Мама,папа, я - дружная семья!»

беседы:  «Как я помогаю дома»,«Я и мое тело»,«Имена, отчества, фамилии и их значение»,  «Домашний адрес »;

экскурсия по детскому саду: « Все профессии важны».

Работа с родителями: анкетирование «Удовлетворенность родителей условиями жизнедеятельности детей в группе»; привлечение родителей  к изготовлению портфолио «Я и моя семья»; создание информационных стендов; консультации для родителей «Что могут и должны сделать родители по патриотическому воспитанию ребенка», «Человек начинается с детства»; сотворчество детей и родителей в оформлении выставки  рисунков.

Работа с педагогическим коллективом: Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-правовое  воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей  «Приобщение дошкольников  к  русской народной культуре»

Итоговый этап (1 неделя): Оформление выставки и презентация мини портфолио «Я и моя семья».

Повторное диагностирование детей и сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Определение перспективы развития проекта.

Рефлексия: За время реализации проекта я наблюдала становление у детей нравственных качеств, что отразилось даже на поведенческой стороне деятельности детей.

Сформированность нравственных качеств проявляется детьми во время моделирования  игровых ситуаций.

Планирую продолжить работу по духовно-нравственному  воспитанию до выпуска детей в школу.

Динамика роста уровня знаний

image

1 - низкий уровень

2 - ниже среднего

3 - средний

4 - выше среднего

5 – высокий

Выводы: Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

                                                                   Д.С. Лихачёв

«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»

Творческое название проекта: « С чего  начинается  Родина… »  

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги МДОУ.

Направление  проекта: познавательно – творческое.

Учебные предметы: познавательное развитие, художественно-творческая деятельность, развитие речи.

Срок реализации проекта: Сентябрь-декабрь 2021г.

Актуальность:

В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.

Наблюдается утрачивание чувства патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа.  

В связи с чем особенно актуальной становится необходимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста -  воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Проблема:

Низкий интерес к культурному наследию.

Практическое отсутствие знаний об основных исторических этапах развития страны.

Незнание родственных связей.

Противоречия: Выбор темы исследования обусловлен явными противоречиями

между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно среди молодых семей) уважения к духовно-нравственным ценностям;

нередко наблюдается противоречие в поведении родителей между пониманием необходимости воспитания у ребёнка духовно - нравственных ценностей и нежеланием участвовать в этом, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей.

Гипотеза:

Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании  любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Чувство Родины, патриотизма начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Идти надо от близкого к далёкому.

Значимость работы: Значимость данного проекта заключается в:

разработке и реализации системы формирования у детей нравственно-патриотических качеств;

в совместной с родителями и детьми разработке и создании мини портфолио дошкольника «Я и  моя семья»;

в подготовке и проведении ряда тематических мероприятий и занятий направленных на развитие чувства патриотизма у детей.

Цель проекта: создание условий для воспитания целостной личности, сочетающей в себе  нравственные, моральные, гражданские черты и формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи проекта:

воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду;

воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

развивать любознательность, познавательную активность;

помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты: появление осознанного интереса к родственным связям, к профессии своих родителей, к их труду;

развитие  познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков; расширение кругозора.

Способы оценки: диагностика, наблюдения, беседы с детьми.

Программа проекта :Подготовительный этап – основной этап и итоговый.

Подготовительный этап (2 недели): Составление плана работ над проектом.  Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Подбор наглядного  и дидактического материала.  Проведение первоначальной диагностики

Основной этап (8 недель): Работа с детьми; работа с родителями; работа с педагогическим коллективом.

Работа с детьми: составление описательных  рассказов  «Моя улица», «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка» ;чтение рассказов:  «Моя бабушка» С.Капутикян,   «Мой дедушка» Р. Газматов, «Мама» Ю.Яковлев

заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко

тематические занятия  « Что означают имена » , «Где работают мои близкие »; «Наш детский сад».

художественная деятельность: «Мама,папа, я - дружная семья!»

беседы:  «Как я помогаю дома»,«Я и мое тело»,«Имена, отчества, фамилии и их значение»,  «Домашний адрес »;

экскурсия по детскому саду: « Все профессии важны».

Работа с родителями: анкетирование «Удовлетворенность родителей условиями жизнедеятельности детей в группе»; привлечение родителей  к изготовлению портфолио «Я и моя семья»; создание информационных стендов; консультации для родителей «Что могут и должны сделать родители по патриотическому воспитанию ребенка», «Человек начинается с детства»; сотворчество детей и родителей в оформлении выставки  рисунков.

Работа с педагогическим коллективом: Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-правовое  воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей  «Приобщение дошкольников  к  русской народной культуре»

Итоговый этап (1 неделя): Оформление выставки и презентация мини портфолио «Я и моя семья».

Повторное диагностирование детей и сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Определение перспективы развития проекта.

Рефлексия: За время реализации проекта я наблюдала становление у детей нравственных качеств, что отразилось даже на поведенческой стороне деятельности детей.

Сформированность нравственных качеств проявляется детьми во время моделирования  игровых ситуаций.

Планирую продолжить работу по духовно-нравственному  воспитанию до выпуска детей в школу.

Динамика роста уровня знаний

1 - низкий уровень

2 - ниже среднего

3 - средний

4 - выше среднего

5 – высокий

Выводы: Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Информационные ресурсы:

Логинова В. И. «Программа развития и воспитания детей в дет­ском саду «Детство»,- СПб., «Детство-пресс»,2000.

2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - СПб., «Детство-пресс»,1997.

3. Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб., «Детство-пресс», 2009.

4. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа», М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб. - метод. пособие. - СПб., «Детство-пресс», 2006.

5.  http://doshvozrast.ru

6.  http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....

Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур

  Данная статья предназначена для педагогов дошкольных  и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в  современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить прави...

«Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения»

Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме «Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошк...

Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье рассматриваются особенности формирования первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста и приведены примеры авторских дидактических игр, эффект...

Информационный практико-ориентированный проект по формированию целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей среднего дошкольного возраста «Хлеб– всему голова» (4-5лет)

Паспорт проекта№ОглавлениеСтр.1Актуальность22Паспорт проекта23Проблема24Информационная карта проекта «Хлеб -всему голова»55Этапы реализации проекта66Тематическое планирование проекта77Прил...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Использование куклы-маппета «Глафира Нехочухина» при формировании представлений о здоровом образе жизни (для детей среднего дошкольного возраста)

Исследования показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно именно через игру с куклами. Ребёнок проявляет больший интерес к образовательной деятельности, в которой участ...